Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-727/2022 от 11.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    14 июля 2022 г.    с. Красный Яр

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Абишева М.С.,

при секретаре судебного заседания Гришиной Н.А.,

    с участием истца Мердеева Р.Т., представителя истца Юсупова Р.С. Шаровской М.В., представителя ответчиков администрации с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области, МКУ с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области «Благоустройство» Браже М.Г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-727/2022по исковому заявлению Мердеева Р.Т., Юсупова Р.С. администрации с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области, комитету по управлению муниципальной собственностью администрации м.р. Красноярский Самарской области, МКУ с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области «Благоустройство» об оспаривании решения органа местного самоуправления об установлении местоположения границ земельного участка под кладбище, установлении местоположения границ земельного участка под кладбище, обязании ответчиков перенести существующие ограждения, ворота и калитку кладбища,

    У С Т А Н О В И Л :

Мердеев Р.Т., Юсупов Р.С. обратились в суд с иском к администрации с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области, комитету по управлению муниципальной собственностью администрации м.р. Красноярский Самарской области, МКУ с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области «Благоустройство» об оспаривании решения органа местного самоуправления об установлении местоположения границ земельного участка под кладбище, установлении местоположения границ земельного участка под кладбище, обязании ответчиков перенести существующие ограждения, ворота и калитку кладбища.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются собственниками жилых домов и земельных участков расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый , собственник Мердеев Р.Т.) и <адрес> (кадастровый , собственник ЮсуповР.С.).

Рядом с их домами находится поселковое кладбище, границы которого, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ годы включительно, незаконно расширялись неизвестными лицами, на что они неоднократно обращались с жалобами в прокуратуру Красноярского района Самарской области и в Управление Роспотребнадзора по Самарской области (привлечены судом к участию в деле в качестве третьих лиц).

В ДД.ММ.ГГГГ году территория кладбища <адрес> вновь незаконно расширена неизвестными лицами в сторону принадлежащих истцам жилых домов. Старый забор кладбища снесен, по периметру кладбища возведены новые столбы, установлены ограждения, ворота и калитка. В связи с чем, истцы вынуждены обратиться за защитой своих прав.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения заявленных исковых требований истцы просили суд:

    - признать незаконным распоряжение комитета по управлению муниципальной собственностью администрации м.р. Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала »;

    - обязать администрацию с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области и МКУ с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области «Благоустройство» демонтировать существующее ограждение (забор, ворота и калитка) кладбища, возведенное в координатах согласно схеме расположения границ земельного участкаООО фирма «Новатор-Х» от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый инженер Исаева Н.Д.) на расстоянии менее 50 метров от границ земельных участков истцов;

    - установить местоположение границ земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>; категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения кладбища; в соответствии каталогом координат местоположения границ указанного земельного участка согласно схеме расположения границ земельного участка ООО фирма «Новатор-Х» от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый инженер Исаева Н.Д.).

В судебном заседании истец Мердеев Р.Т., представитель истца Юсупова Р.С. Шаровская М.В. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержали, просил суд иск удовлетворить

Представитель ответчиков администрации с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области, МКУ с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области «Благоустройство» Браже М.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просил суд в удовлетворении иска отказать.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков расположенных по адресам: <адрес> (кадастровый , собственник Мердеев Р.Т.) и <адрес> (кадастровый , собственник ЮсуповР.С.).

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с жалобой на незаконные действия по расширению кладбища неизвестными лицами в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица).

Письмом – уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области сообщило истцам о перенаправлении их жалобы по вопросу незаконного расширения территории кладбища на рассмотрение в администрацию сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области и в полицию.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района Красноярский Самарской области по подведомственности из Управления Роспотребнадзора по Самарской области поступило обращение жителей поселка Линевый Красноярского района Самарской области по вопросу расширения территории кладбища для рассмотрения и принятия мер в пределах полномочий.

Общественной приемной заведено учетное дело по обращению гражданина Мердеева Р.Т.

Зам. главы муниципального района Красноярский - руководителем комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области Лысенковой И.В. – Мердееву Р.Т. (в первый адрес) и Управление Роспотребнадзора по Самарской области (во второй адрес) направлен ответ на обращение жителей поселка Линевый в Управление Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром отправленных простых писем от ДД.ММ.ГГГГ

В письме КУМС от ДД.ММ.ГГГГ указано, что распоряжением КУМС от ДД.ММ.ГГГГ -з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала » земельный участок площадью 10530 кв.м., с адресным ориентиром: <адрес>; поставлен на государственный кадастровый учет и имеет кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области -з «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка» вышеуказанный указанный земельный участок, кадастровый , предназначенный для размещения кладбища, предоставлен сельскому поселению Красный Яр в постоянное (бессрочное) пользование.

ДД.ММ.ГГГГ за администрацией сельского поселения Красный Яр в ЕГРН зарегистрировано право бессрочного пользования на земельный участок с кадастровым .

Согласно заключению специалиста ООО «Самара-Эксперт» от ДД.ММ.ГГГГ фактически площадь земельного участка, занятого кладбищем по вновь установленному забору составляет 13 678 кв.м. Площадь земельного участка, занятого кладбищем по сведениям ЕГРН составляет 10 529 кв.м., расхождение составляет 3 149 кв.м. Расстояние от земельного участка Юсупова Р.С. до участка занятого кладбищем уменьшилось с 92 м до 32 м, расстояние от земельного участка Мердеева Р.Т. с 48,4 м до 10,6 м.

В соответствии с письмом Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного административного обследования земельного участка с кадастровым в ходе обмера земельного участка по внешним границам (забор из металлического штакетника зеленого цвета) установлено, что площадь фактически огороженной территории кладбища превышает оформленную на праве постоянного бессрочного пользования на 914 кв.м. и составляет 11 444 кв.м.

Суд исходит из того, что в настоящее время границы земельного участка с кадастровым установлены на основании вышеуказанного распоряжения КУМС от ДД.ММ.ГГГГ -з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ».

Вместе с тем, ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.

В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которым введены в действие СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН).

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правила) правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

Размеры и границы санитарно-защитных зон определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 СанПиН). Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 СанПиН).

Таким образом, создание новых мест погребения, а также реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

Согласно пункту 2.5 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).

В соответствии с пунктами 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Пунктом 7.1.12 главы VII указанных правил установлены размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от класса. Для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно-защитная зона составляет 50 м.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны (пункты 5.1 и 5.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Вышеуказанные положения действующего Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона "О погребении и похоронном деле", а также принятых в их исполнение подзаконных актов не были во внимание комитетом по управлению муниципальной собственностью при определении границ кладбища п. Линевый Красноярского района и принятии оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ».

Судом установлено, что земельные участки истцов, как следует из материалов дела, относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – под жилую застройку.

Расстояние в 10,6 и 32 метров от границы кладбища до границы участков истцов может свидетельствовать об их фактическом нахождении в санитарно-защитной зоне кладбища, исключающем возможность целевого использования, что нарушает права собственников.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки.

В пункте 1.1, пункте 1.2 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что данные санитарные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Вышеуказанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Таким образом, в СанПиН 2.1.2882-11 не указано, что данные санитарные правила распространяются только на вновь создаваемые, реконструируемые кладбища, в связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности принятого комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации м.р. Красноярский Самарской области распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ».

Как следует из материалов дела и установлено судом, кладбище является действующим, захоронения продолжаются, территория кладбища расширяется, проект устройства кладбища не разрабатывался, территория санитарно-защитной зоны не планировалась, проект санитарно-защитной зоны не разработан.

Кроме того, в силу пункта 52 Правил землепользования и застройки сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ зоной специального назначения (Сп1), связанной с захоронениями, предусмотрена санитарно-защитная зона 100 метров.

Согласно п. 52 СанПиН2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»: кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: от многоквартирных жилых домов; индивидуальных жилых домов; детских игровых и спортивных площадок; зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций; учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших должны составлять не менее 50 метров.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за конторами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

На основании вышеизложенного, суд соглашается с доводами истцов о необходимости возложения на администрацию с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области как действующего правообладателя земельного участка с кадастровым обязанности демонтировать существующее ограждение (забор, ворота и калитка) кладбища, возведенное в координатах согласно схеме расположения границ земельного участка ООО фирма «Новатор-Х» от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый инженер Исаева Н.Д.) на расстоянии менее 50 метров от границ земельных участков истцов.

Данные исковые требования подлежат удовлетворению в части имеющегося ограждения (забор, ворота и калитка) кладбища в точках согласно схеме расположения границ земельного участка ООО фирма «Новатор-Х» от ДД.ММ.ГГГГ.

В остальных указанных в п. 2 просительной части иска точках (т. VI, л.д. 226) суд не усматривает на схеме ООО фирма «Новатор-Х» от ДД.ММ.ГГГГ имеющегося ограждения (забор, ворота и калитка) кладбища, поэтому в остальной части заявленные требования об обязании администрации с.п. Красный Яр демонтировать существующее ограждение удовлетворению не подлежат.

Также суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований к ответчику МКУ с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области «Благоустройство», поскольку правообладателем спорного земельного участка с кадастровым данный ответчик не является.

При этом суд учитывает представленное в материалы дела санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ и приложение к нему.

Согласно данному заключению при отсутствии источников химического, физического, биологического воздействия на окружающую среду, имеющих за контуром превышения санитарно-эпидемиологических требований, на действующем сельском кладбище <адрес>, расположенном на участке с кадастровым по адресу: <адрес>; не требуется организация санитарно-защитной зоны.

Однако данное заключение выдано Управлением Роспотребнадзора по Самарской области на основании экспертного заключения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в г. Тольятти» от ДД.ММ.ГГГГ, которое однако в материалы дела не представлено; судом в ходе разбирательства по делу непосредственно не исследовалось, сторонами не обсуждалось.

Таким образом, суду вынужден критически отнестись к выданному Управлением Роспотребнадзора по Самарской области эпидемиологическому заключению от ДД.ММ.ГГГГ и не принимать его во внимание при разрешении заявленных исковых требований.

Также истцами заявлены требования об установлении границ земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>; категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения кладбища.

Согласно ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», часть 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости»).

Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится либо по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев либо по решению суда.

При этом в силу ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Названная норма устанавливает обязательность рассмотрения земельного спора только в судебном порядке, исключая данную категорию споров из юрисдикции органов управления.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Способы защиты гражданских прав, предусмотрены ст. 12 ГК РФ.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения прав, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Таким образом, избранный способ зашиты права должен быть соразмерен восстановлению нарушенного права.

Суд учитывает, что в настоящее время границы земельного участка под кладбище с кадастровым по адресу: <адрес>; не закреплены в ЕГРН в установленном законом порядке.

При этом истцы в ходе разбирательства по делу не отрицали, что имеют правовой интерес только в закреплении судом спорной границы земельного участка под кладбище с кадастровым , то есть границы, расположенной на стороне принадлежащих истцам земельных участков и жилых домов.

Учитывая наличие между сторонами земельного спора, то обстоятельство, что стороны лишены возможности установить местоположение спорной границы земельного участка под кладбище с кадастровым по адресу: <адрес>; во внесудебном порядке, землеустройство в данном случае должно осуществляться по решению суда.

Как указано ранее, для закрытых кладбищ и мемориальных комплексов, кладбищ с погребением после кремации, колумбариев, сельских кладбищ, относящихся к классу V, санитарно-защитная зона составляет 50 м.

    Учитывая изложенное, суд полагает необходимым установить местоположение указанной спорной границы земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>; категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения кладбища; в соответствии каталогом координат местоположения границы указанного земельного участка согласно схеме расположения границ земельного участка ООО фирма «Новатор-Х» от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый инженер Исаева Н.Д.), а именно:

    Обозначение характерных точек границы     Уточненные координаты, м
    X     Y
    <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

Однако суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных исковых требований об установлении границ земельного участка с кадастровым в целом. При этом суд исходит из следующего.

В силу ст.ст. 14, 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и необходимых для осуществления такого учета документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Одним из документов, представляемых заявителем для осуществления государственного кадастрового учета, является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В соответствии с п. 8, 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Таким образом, государственный кадастровый учет изменений земельного участка носит заявительный характер.

В ходе разбирательства по делу, стороной ответчика не отрицалось, что в настоящее время границы земельного участка с кадастровым являются неуточненными.

Таким образом, по итогам настоящего судебного разбирательства, администрация с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области как действующий правообладатель земельного участка с кадастровым не лишена возможности обратиться в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, с соответствующим заявлением и предоставлением необходимых документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с учетом состоявшегося судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 209, 304 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 6, 64, 69 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 14, 15, 22, 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", ст.ст. 16 – 17 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.ст. 3, 56, 60, 194 – 199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Мердеева Р.Т., Юсупова Р.С. администрации с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области, комитету по управлению муниципальной собственностью администрации м.р. Красноярский Самарской области, МКУ с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области «Благоустройство»об оспаривании решения органа местного самоуправления об установлении местоположения границ земельного участка под кладбище, установлении местоположения границ земельного участка под кладбище, обязании ответчиков перенести существующие ограждения, ворота и калитку кладбища удовлетворить частично.

    Признать незаконным распоряжение комитета по управлению муниципальной собственностью администрации м.р. Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-з «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала ».

    Обязать администрацию с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области демонтировать существующее ограждение (забор, ворота и калитка) кладбища, возведенное в следующих координатах согласно схеме расположения границ земельного участка ООО фирма «Новатор-Х» от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый инженер Исаева Н.Д.):

    Обозначение характерных точек границы     Уточненные координаты, м
    X     Y
    <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

    Установить местоположение границы земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>; категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения кладбища; в соответствии каталогом координат местоположения границы указанного земельного участка согласно схеме расположения границ земельного участка ООО фирма «Новатор-Х» от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый инженер Исаева Н.Д.), а именно:

    Обозначение характерных точек границы     Уточненные координаты, м
    X     Y
    <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

    В остальной части заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.

    Исковые требования, заявленные к ответчику МКУ с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области «Благоустройство», оставить без удовлетворения.

    Настоящее решение является основанием к последующему осуществлению межевания (установления границ) земельного участка с кадастровым , в соответствии с вышеуказанным каталогом координат местоположения границы данного земельного участка.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    В окончательной форме решение подлежит изготовлению ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья    Абишев М.С.

    В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья________________________Абишев М.С.

2-727/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мердеев Р.Т.
Юсупов Р.С.
прокурор Красноярского района
Ответчики
МКУ "Благоустройство"
Администрация сельского поселения Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области
Другие
Шаровская М.В.
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Комкова Н.Р.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Абишев М.С.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.04.2022Передача материалов судье
15.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2022Подготовка дела (собеседование)
17.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2023Дело оформлено
14.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее