Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2220/2019 от 23.07.2019

Судья: Горинов Д.А. Дело № 33-2220

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 августа 2019 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рогожина Н.А.,

судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.

при секретаре Алёшиной Е.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Булгакова Н. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июня 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя ГУ – УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) Шуссер В.В., поддержавшей жалобу, возражения Булгакова Н.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Булгаков Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

В обоснование иска указывал, что письмом пенсионного органа от <дата> ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости по тому мотиву, что период проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.

Ссылаясь на необоснованность указанного отказа и то, что с 1963 года по настоящее время он фактически постоянно проживает на территории Корсаковского сельского поселения Корсаковского района Орловской области, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, истец с учетом уточнений просил включить период его проживания с <дата> по <дата> в <адрес> и период работы истца с <дата> по <дата> в совхозе «Корсаковский», с <дата> по <дата> в Корсаковском районном финансовом отделе, с <дата> по <дата> в Корсаковском районном отделе народного образования в период проживания и работы в зоне радиоактивного загрязнения с льготным социально-экономическим статусом, признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика назначить и производить выплату пенсии с <дата>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные мотивам отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что период проживания и работы на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1) и другими федеральными законами.

Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 настоящего Федерального закона, или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического г уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 названного Закона, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному названным Законом, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.

В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

Статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В соответствии с части 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р, с 1 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, и с 21 октября 2015 г. действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.

Территория п. Крахмальный Корсаковского района Орловской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. в соответствии действовавшим до 1 февраля 1998 г. Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18декабря 1997 г. №1582, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. №1074.

До 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-р, согласно которому к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом относился населенный пункт с. Корсаково Корсаковского района Орловской области.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Судом установлено, что письмом ГУ - УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонного) от <дата> Булгакову Н.В. отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста по мотиву отсутствия документального подтверждения периода его проживания и работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Из трудовой книжки истца следует, что Булгаков Н.В. работал в спорный период с <дата> по <дата> в совхозе «Корсаковский» в должности шофера; с <дата> по <дата> в ПО «Корсаковагропромхимия» заведующим гаражом; с <дата> по <дата> в Корсаковском районном финансовом отделе водителем; с <дата> по <дата> в Корсаковском РОНО водителем; с <дата> по <дата> в Корсаковской ЦРБ водителем.

Данные обстоятельства подтвердили также допрошенные судом свидетели Тельпук П.А., Маликова Н.С. и Колдина Г.А., работавшие с истцом в спорные периоды, согласно которым истец работал постоянно в указанных организациях, в обязанности водителя входили рабочие поездки 1-2 раза в месяц в г. Орел, а также поездки по Корсаковскому району Орловской области.

Суд обоснованно принял в качестве надлежащего доказательства показания данных свидетелей, не являющихся заинтересованными в исходе дела лицами, поскольку они последовательны, подробны и согласуются с показаниями истца, а также с иными письменными материалами дела, стороной ответчика не опровергнуты.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что совхоз «Корсаковский» в период с <дата> по <дата> был расположен по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что Булгаков Н.В. в период с <дата> по <дата> проживал в <адрес> и <адрес>.

Согласно сведениям, представленным в материалы дела БУЗ ОО «Корсаковская центральная районная больница», на имя Булгакова Н.В. заведена карта амбулаторного больного, в которой имеются записи об обращении его за медицинской помощью в периоды с марта 1986 по июль 1989 годов, с декабря 1993 по декабрь 1998 годов, имеются записи об открытии листков временной нетрудоспособности.

Оценив представленные по делу доказательства в совокупности и установив, что истец в период с <дата> по <дата> постоянно проживал и работал в населенных пунктах, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и назначении истцу пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в общей сложности на 3 года с <дата>, то есть со дня обращения истца в пенсионный орган.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их верными, основанными на нормах права и установленных юридически значимых обстоятельствах.

Довод жалобы о том, что период проживания и работы истца в зоне с льготно-экономическим статусом не подтвержден документально, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, опровергнутый материалами дела, поскольку бесспорно установлено, что истец в указанные периоды постоянно проживал и работал в зоне с льготным социально-экономическим статусом

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется. Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Горинов Д.А. Дело № 33-2220

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 августа 2019 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рогожина Н.А.,

судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.

при секретаре Алёшиной Е.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Булгакова Н. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) на решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июня 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Рогожина Н.А., объяснения представителя ГУ – УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное) Шуссер В.В., поддержавшей жалобу, возражения Булгакова Н.В., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Булгаков Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

В обоснование иска указывал, что письмом пенсионного органа от <дата> ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости по тому мотиву, что период проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.

Ссылаясь на необоснованность указанного отказа и то, что с 1963 года по настоящее время он фактически постоянно проживает на территории Корсаковского сельского поселения Корсаковского района Орловской области, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, истец с учетом уточнений просил включить период его проживания с <дата> по <дата> в <адрес> и период работы истца с <дата> по <дата> в совхозе «Корсаковский», с <дата> по <дата> в Корсаковском районном финансовом отделе, с <дата> по <дата> в Корсаковском районном отделе народного образования в период проживания и работы в зоне радиоактивного загрязнения с льготным социально-экономическим статусом, признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав ответчика назначить и производить выплату пенсии с <дата>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Мценском районе Орловской области Орловской области (межрайонное) просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные мотивам отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что период проживания и работы на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден документально.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1) и другими федеральными законами.

Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 настоящего Федерального закона, или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического г уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 названного Закона, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному названным Законом, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 г., в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения этой территории.

В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

Статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В соответствии с части 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в 5 лет.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р, с 1 февраля 1998 г. применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, и с 21 октября 2015 г. действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1074.

Территория п. Крахмальный Корсаковского района Орловской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 г. в соответствии действовавшим до 1 февраля 1998 г. Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18декабря 1997 г. №1582, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. №1074.

До 1 февраля 1998 г. применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-р, согласно которому к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом относился населенный пункт с. Корсаково Корсаковского района Орловской области.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 20) и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Судом установлено, что письмом ГУ - УПФР в Мценском районе Орловской области (межрайонного) от <дата> Булгакову Н.В. отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста по мотиву отсутствия документального подтверждения периода его проживания и работы на территории с льготным социально-экономическим статусом.

Из трудовой книжки истца следует, что Булгаков Н.В. работал в спорный период с <дата> по <дата> в совхозе «Корсаковский» в должности шофера; с <дата> по <дата> в ПО «Корсаковагропромхимия» заведующим гаражом; с <дата> по <дата> в Корсаковском районном финансовом отделе водителем; с <дата> по <дата> в Корсаковском РОНО водителем; с <дата> по <дата> в Корсаковской ЦРБ водителем.

Данные обстоятельства подтвердили также допрошенные судом свидетели Тельпук П.А., Маликова Н.С. и Колдина Г.А., работавшие с истцом в спорные периоды, согласно которым истец работал постоянно в указанных организациях, в обязанности водителя входили рабочие поездки 1-2 раза в месяц в г. Орел, а также поездки по Корсаковскому району Орловской области.

Суд обоснованно принял в качестве надлежащего доказательства показания данных свидетелей, не являющихся заинтересованными в исходе дела лицами, поскольку они последовательны, подробны и согласуются с показаниями истца, а также с иными письменными материалами дела, стороной ответчика не опровергнуты.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что совхоз «Корсаковский» в период с <дата> по <дата> был расположен по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что Булгаков Н.В. в период с <дата> по <дата> проживал в <адрес> и <адрес>.

Согласно сведениям, представленным в материалы дела БУЗ ОО «Корсаковская центральная районная больница», на имя Булгакова Н.В. заведена карта амбулаторного больного, в которой имеются записи об обращении его за медицинской помощью в периоды с марта 1986 по июль 1989 годов, с декабря 1993 по декабрь 1998 годов, имеются записи об открытии листков временной нетрудоспособности.

Оценив представленные по делу доказательства в совокупности и установив, что истец в период с <дата> по <дата> постоянно проживал и работал в населенных пунктах, относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и назначении истцу пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в общей сложности на 3 года с <дата>, то есть со дня обращения истца в пенсионный орган.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их верными, основанными на нормах права и установленных юридически значимых обстоятельствах.

Довод жалобы о том, что период проживания и работы истца в зоне с льготно-экономическим статусом не подтвержден документально, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, опровергнутый материалами дела, поскольку бесспорно установлено, что истец в указанные периоды постоянно проживал и работал в зоне с льготным социально-экономическим статусом

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется. Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.

Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 3 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2220/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Булгаков Николай Владимирович
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Мценском районе
Суд
Орловский областной суд
Судья
Рогожин Николай Александрович
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
06.08.2019Судебное заседание
13.08.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее