Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2018 года Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Белозеровой А.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2561/18 по иску Аракелян Артура Сергеевича к ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о производстве выплаты денежной компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Аракелян А.С. обратился в суд с иском к ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа» о производстве выплаты денежной компенсации. В обоснование заявленных требований указал, что он проживает в принадлежащей его матери на праве собственности <адрес>. Как инвалиду третьей группы до ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлялась мера социальной поддержки - начислялась и выплачивалась ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ льготным категориям граждан выплачивается компенсация расходов по уплате ЖКУ. В связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ, с ДД.ММ.ГГГГ Аракелян А.С. выплата денежной компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг не производится в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату долга или заключение соглашения о его реструктуризации. Вместе с тем, как утверждает истец, все текущие платежи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг им были внесены. В этой связи истец просил обязать ГКУ <адрес> «ГУСЗН <адрес>» произвести выплату компенсации за прошедший период и выплачивать ему компенсацию в дальнейшем.
Определением суда в качестве соответчика к участию в дело привлечено Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МП ЭСО <адрес>.
В судебном заседании истец требования уточнил, просил обязать Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> произвести денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством и выплачивать ему ее с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно.
Представитель ответчика –ГКУ Самарской области «ГУСЗН Самарского округа», действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что компенсация истцу назначена, только не выплачивается Министерством в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск Аракелян А.С., в котором просил в иске отказать.
Представитель третьего лица МП ЭСО <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Не устанавливая конкретные способы и объемы такой поддержки, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Система социальной защиты инвалидов, установленная Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", включает в себя меры поддержки инвалидов в реализации жилищных прав (статья 17), в том числе в части оплаты жилья и коммунальных услуг.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ в процессе совершенствования жилищного законодательства осуществлены меры по гармонизации положений различных законодательных актов в этой сфере, в том числе - с учетом уточнения содержания статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации о структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также статьи 157 данного Кодекса о размере платы за коммунальные услуги - положений, посвященных мерам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов (пункт 1 статьи 4).
Согласно части 1 и части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов наделены правом предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 13 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов; платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
На территории <адрес> компенсация расходов предоставляется в соответствии с постановлением Администрации Самарской области от 12 января 2017 г. N 7 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области";
Согласно п.п. 3,4 Порядка назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7, компенсация ЖКУ предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Назначение компенсации ЖКУ осуществляется со дня подачи гражданином заявления в уполномоченное учреждение, но не ранее дня возникновения права на ее получение. Гражданам, которым на день вступления в силу <адрес> "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес>" (далее - Закон N 143-ГД) предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или у которых имелось право на их предоставление, при наличии сведений, поступивших от поставщиков ЖКУ, назначение компенсации ЖКУ осуществляется без их заявлений в автоматическом режиме.
Судом установлено, что Аракелян А.С.. является инвалидом третьей группы, проживает в принадлежащей его матери, Аракелян Р.А., <адрес> многоквартирном жилом <адрес>.
Как инвалиду третьей группы Аракелян А.С. до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась мера социальной поддержки - начислялась и выплачивалась ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, расчет которой производился от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Дом, в котором проживает Аракелян А.С., обслуживается МП ЭСО <адрес>.
Аракелян А.С. по сведениям, переданным ресурсоснабжающей организацией, с ДД.ММ.ГГГГ произведен расчет компенсации, рассчитанной в пределах установленных нормативов. Однако, выплата Министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> компенсации не производится в связи с тем, что согласно передаваемой управляющей компанией МП ЭСО информации по его платежам имеется долг по оплате коммунальных платежей в сумме 7411,62 рублей. При этом, истцом документы, подтверждающие уплату долга или заключение с Региональным оператором соглашения о его реструктуризации не представлены.
ДД.ММ.ГГГГ Аракелян А.С. обратился к ответчику о возобновлении предусмотренной законом компенсации оплаты ЖКУ, однако ГКУ <адрес> «ГУСЗН <адрес>» отказано в удовлетворении требований истца, разъяснено, что выплата компенсации ЖКУ будет произведена после поступления от поставщика сведений о погашении задолженности об оплате л.д. 6-7).
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что истец за спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженности по оплате ЖКУ не имеет, что подтверждается квитанциями, а также данными МП ЭСО <адрес>.
Согласно пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Судом выяснялись причины образования задолженности ЖКУ, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности.
Так, задолженность в размере 7411,62 рублей по платежам ЖКУ за спорную квартиру образовалась ввиду ненадлежащего исполнения управляющей компанией МП ЭСО обязательств по перерасчету платежей за период с мая 2010 г. по июнь 2010 г., а также его бездействия по взысканию долгов в судебном порядке.
Согласно сверке с жильцом МП ЭСО <адрес> указана задолженность по оплате ЖКУ за квартиру за июнь 2010 г. в сумме 5003,59 рублей, за март 2012 г. - 2812, 46 рублей.
Между тем, из представленных по запросу суда из архива МП ЭСО <адрес> документов следует, что в том числе истец обращался с заявлением о производстве перерасчета оплаты ЖКУ исходя из фактически проживающего по адресу одного человека с предоставлением необходимых документов, в связи с чем, распоряжением МПЭСО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено произвести ДД.ММ.ГГГГ перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ исходя из количество прописанных – 5, но проживающих -1 человека.
Однако, из представленной сверки расчетов с жильцом за май 2010 г. выставлено к оплате 5019,79 рублей, которая истцом оплачена в полном объеме, в июне 2010 также выставлено 5003,59 рублей (не оплачена задолженность), и только с июля 2010 г. к оплате стали выставлять квитанции в сумме 1758,87 рублей исходя из 1 проживающего в квартире человека. Из данной сверки следует, что за май и июнь 2010 МП ЭСО <адрес> перерасчет не произведен, а выставлено к оплате задолженность исходя из 5 зарегистрированных человек, но не проживающих по адресу. В случае производства перерасчета с мая 2010 г. с учетом оплаты задолженности за май 2010 в полном объеме, у истца отсутствовала задолженность по оплате за июнь 2010 г., и имеется переплата, которая не учитывается управляющей компанией.
Также из пояснений истца следует, что собственником квартиры производилась оплата за март 2012 года, однако ввиду давности (прошло более 6 лет с даты выставления задолженности) данная квитанция у него не сохранилась. При этом управляющая компания при наличии задолженности ЖКУ с иском к собственнику квартиры в суд о взыскании задолженности не обращалась. В период с 2010 по 2012 истец в данной квартире не проживал.. Срок исковой давности (3 года) по данным платежам истек, в связи с чем данная задолженность является безнадежной к взысканию.
С учетом изложенного, наличия спора по начислению задолженности по оплате ЖКУ, безнадежности ее взыскания, фактического не проживания истца по спорному адресу в период образования задолженности, заслуживают внимания доводы истца о неправомерности приостановления и последующего прекращения предоставления истцу мер социальной поддержки, в связи с чем, суд, учитывая тяжелое материальное положение истца, отсутствие задолженности по оплате ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу, что в предоставлении мер социальной поддержки за указанный период ему не может быть отказано. Поэтому иск о возложении обязанности на Министерство по выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством и ее выплате, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно, подлежит удовлетворению. При этом, последующая компенсация ЖКУ подлежит выплате, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии у истца задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период выплат.
В удовлетворении требований к ГКУ <адрес> «ГУСЗН <адрес>» следует отказать, поскольку решение вопроса о возобновлении и выплате компенсации ЖКУ не относится к их полномочиям.
При этом, в случае если назначение компенсации ЖКУ было осуществлено в автоматизированном режиме (как в данном случае) и ее размер по мнению истца рассчитан неверно, он имеет право на обращение в уполномоченные учреждения с заявлением о перерасчете компенсации ЖКУ (п. 17 Порядка).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Аракелян Артура Сергеевича к Министерству социально-демографической и семейной политики <адрес> о производстве выплаты денежной компенсации – удовлетворить.
Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> произвести Аракелян Артуру Сергеевичу денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством и выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
В требованиях к ГКУ <адрес> «ГУСЗН <адрес>» отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий: Коваленко О.П.
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2018 г.