РЕШЕНИЕ
г. Енисейск 24 февраля 2016 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Бондаренко Ж.Я.
с участием:
защитника заявителя – Носковой <данные изъяты>
при секретаре Узуновой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе Носковой <данные изъяты> действующей по доверенности в интересах Малыгиной Т.А. на постановление и.о. начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> ФИО6 от 31.10.2015 года по делу об административном правонарушении в отношении Малыгиной <данные изъяты>, привлеченной к административной ответственности по ч.1 ст.19.15.1 КоАП РФ,
УСТ АНОВИЛ :
В соответствии с постановлением должностного лица – И.О. начальника ОУФМС России по <адрес> в г <адрес> ФИО6 по делу об административном правонарушении № от 31 октября 2015 года Малыгина Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ и ей назначено наказание, в виде штрафа в размере 2000 рублей.
При этом по делу, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ФИО1 по <адрес> в <адрес> по адресу: <адрес>, при проверке документов выявлено, что гражданин (ка) Российской Федерации Малыгина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает без регистрации по месту жительства (месту пребывания) с ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушила п. 16, 19 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713.
Обратившись в Енисейский райсуд с жалобой Носкова Е.И. считает, что постановление в отношении Малыгиной Т.А. о наложении штрафа вынесено незаконно и необоснованно, указав, что Малыгина Т.А. проживала совместно с детьми и родителями по адресу: <адрес>, где и были зарегистрированы. 24.08. 2015 г. указанная квартира была продана по договору купли-продажи с обременением в виде залога в пользу ПАО Сбербанк России и одним из обязательных условий при заключении указанного договора было условие о снятии с регистрационного учета всех проживающих в квартире членов семьи. В связи с этим 26.08. 2015 г. вся семья снялась с регистрационного учета из указанной выше квартиры. Проживать остались там же, до приобретения новой квартиры по адресу: <адрес>, в которую переехали ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО7 заключил договор купли-продажи квартиры и земельного участка по адресу: <адрес>, и сдал документы по указанной сделке на государственную регистрацию. Срок получения свидетельства о праве собственности, был установлен регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ свидетельство о праве собственности было получено, а ДД.ММ.ГГГГ Малыгина Т.А. подала документы для регистрации по новому месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ приехав забирать паспорт узнала о том, что на нее составлен протокол об административном правонарушении за проживание без регистрации по месту жительства. А ДД.ММ.ГГГГ пришло письмо от ОУФМС России по <адрес> в <адрес> с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении и уведомлением от этого же числа. Считает, что исходя из п. 3 и 16 «Правил регистрации и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г., обязанность по регистрации в течении семи дней на гражданина РФ возлагается лишь в случае прибытия на новое место жительства. В ее случае днем прибытия на новое место жительства необходимо считать ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, семидневный срок истек только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после того, как она подала документы в ОУФМС России по <адрес> в <адрес> для регистрации по месту жительства. Зарегистрироваться по адресу: <адрес> ранее, чем ДД.ММ.ГГГГ, не могла, так как отсутствовал документ о праве собственности, которое было получено ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, указанное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным. так как согласно примечания к ст. 19.15.1. КоАП РФ она является дочерью собственника жилого помещения и подлежит освобождению от административной ответственности
Кроме того, текст постановления № от ДД.ММ.ГГГГ содержит взаимоисключающие факты, так, предпоследний абзац на первой странице указанного постановления содержит такой текст : «От объяснений гражданка Малыгина Т.А. отказалась». Одновременно с этим на оборотной стороне сказано: «При выборе вида и меры наказания принимается во внимание, что Малыгина Т.А. раскаивается в совершении административного правонарушения, вину в совершении административного правонарушения признает...».
В судебном заседании защитник Носкова Е.И. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно указав, что протокол об административном правонарушении Малыгина после его составления не получала, о рассмотрении дела уведомлена не была и на нем не присутствовала. Протокол и постановление об административном правонарушении получила по почте ДД.ММ.ГГГГ.
Малыгина Т.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассматривать в свое отсутствие.
И.О. Начальника ОУФМС России по <адрес> в г <адрес> ФИО6 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника заявителя, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям статьи 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с положениями части 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1093 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию для регистрации по месту жительства.
В соответствии с п. 12 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрации для регистрации по месту пребывания.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в РФ.
В соответствии с положениями Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом пребывания гражданина понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
В указанном нормативно-правовом акте содержится также понятие "место жительства", исходя из смысла которого следует, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.
В силу ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 документы на регистрацию должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства. Трехдневный срок регистрации по месту пребывания начинает исчисляться с момента истечения 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.
Из материалов дела усматривается, что постановлением должностного лица – И.О. ФИО1 по <адрес> в г <адрес> ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ Малыгина Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей, за то, что ДД.ММ.ГГГГ в ФИО1 по <адрес> в <адрес> по адресу: <адрес>, при проверке документов выявлено, что гражданин (ка) Российской Федерации Малыгина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает без регистрации по месту жительства (месту пребывания) с ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушила п. 16, 19 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713.
Между тем при составлении протокола об административном правонарушении и при его рассмотрении, должностными лицами допущены нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 названного Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Указанному лицу также должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему; копия протокола под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии со ч.6ст.28.2КоАПРФфизическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбужденно дело об административномправонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административномправонарушении.
По настоящему делу указанные требования закона нарушены.
Из протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 28.10.2015 года в присутствии Малыгиной Т.А., имеется запись о том, что при его составлении Малыгина Т.А. отказалась от подписи в соответствующих графах.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о вручении протокола об административном правонарушении Малыгиной Т.А..
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным недостатком протокола, влекущим возвращение его должностному лицу, составившему данный протокол для устранения недостатков (пункт 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Так протокол об административном правонарушении не соответствует указанным выше требованиям законодательства, в протоколе не указано место совершения правонарушения, место жительства (место пребывания) по которому Малыгина Т.А. находилась без регистрации.
Указанный адрес места выявления правонарушения: <адрес>, является местом составленияпротоколаоб административном правонарушении.
Таким образом, при подготовке дела к рассмотрению должностное лицо правильность составления протокола об административном правонарушении от 28.10.2015 года не проверил, оставив без внимания, что место совершения не указано в соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении Малыгиной Т.А. не вручен.
Несоблюдение должностным лицом процедуры оформления протокола об административном правонарушении в отношении заявителя в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о существенных процессуальных нарушениях требованиях КоАП РФ и является основанием для возвращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу, что не было сделано И.О. начальника ОУФМС России по <адрес> в г <адрес> ФИО6.
Кроме того в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Содержание указанной нормы свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, а также установления и проверки факта явки указанного лица.
Согласно положениямст.29.10 КодексаРФ«Об административныхправонарушениях», в постановлении по делу об административном правонарушениидолжны бытьуказаны, в том числе: сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; а также мотивированное решение по делу.
Из материалов дела усматривается, что постановление и.о. начальником ОУФМС России по <адрес> в г <адрес> ФИО6 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Малыгиной Т.А. постановлено в отсутствие заявителя.
Каких-либо сведений о надлежащем извещении заявителя о рассмотрении протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
При этом в тексте постановления имеются противоречия, так указано, что Малыгина Т.А. от дачи объяснений отказалась, а при выборе вида и меры наказания должностным лицом принимается во внимание, что Малыгина Т.А. раскаивается в совершении административного правонарушения, вину признает.
Кроме того, как следует из постановления должностного лица, Малыгиной Т.А. вменяется нарушение п. 16, 19 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713. Однако в описательно мотивировочной части постановления указано на нарушение заявителем п. 16 и 12 вышеуказанных Правил.
При этом п.19 Правил исключен, на основании Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 N 599.
Также в представленных материалах отсутствует заявление Малыгиной Т.А. о постановке ее на регистрационный учет, нет доказательств, указывающих, что Малыгина Т.А. со дня прибытия на новоеместожительство в течение 7 дней не обратилась с документами в орган регистрационного учета, и кроме того, не установлена дата ее прибытия на новоеместожительство. Протокол об административном правонарушении от 28.10.2015 года несодержитуказанныхобстоятельств.
Отсутствие в материалах делауказанныхсведений, относятся к неполноте собранных материалов и подтверждающих, что Малыгина Т.А. нарушила Правила регистрации и снятия ГражданРоссийскойФедерации с регистрационного учета поместупребывания и поместужительства в пределахРоссийскойФедерации, и в нарушение п.16 Правил не обратилась в орган регистрационного учета с документами для постановки на регистрационный учет.
Не установлено наличие или отсутствие обстоятельств, освобождающих лицо от административной ответственности в соответствии с примечанием куказаннойстатьеКоАПРФ.
Данные обстоятельства не были установлены при составлении протокола об административномправонарушениии при вынесении постановления по делу об административномправонарушении, привлечения Малыгиной Т.А. к административной ответственности поч.1ст.19.15.1КоАПРФ.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае, в ходе рассмотрения дела должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, суд, исследовав материалы дела, находит жалобу подлежащим удовлетворению, вследствие допущенных при ведении административного производства в отношении заявителя существенных нарушений процессуальных требований, нарушение при составлении протокола об административном правонарушении и нарушение порядка его рассмотрения, влекущих отмену постановления об административном правонарушении, с возвращением дела на новое рассмотрение в ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, но поскольку согласно ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а срок привлечения Малыгиной Т.А. к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, истек. Учитывая истечение срока для привлечения к административной ответственности, возвращать дело на новое рассмотрение нецелесообразно, дело об административном правонарушении в отношении Малыгиной Т.А. надлежит прекратить по основаниям истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
После истечения срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии, либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях привлекаемого лица, обсуждаться не может, так как это ухудшает его положение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.3 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника ОУФМС России по <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Малыгиной <данные изъяты> по ч.1 ст. 19.15.1 КоАП РФ отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Малыгиной <данные изъяты> прекратить по основанию истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярском краевом суде в течение 10 суток со дня его вынесения с подачей жалобы через Енисейский районный суд.
Судья: Ж.Я.Бондаренко
Копия верна
Судья: