Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4468/2017 ~ М-4060/2017 от 06.06.2017

Дело № 2-4468/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2017 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Исаковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,

у с т а н о в и л:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки, на том основании что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа между железной дорогой и гаражным кооперативном напротив <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов с координатами С.Ш.; В.Д. . Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружены свалки, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, при таких обстоятельствах обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, истец просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку отходов с координатами С.Ш.; В.Д. , расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа между железной дорогой и гаражным кооперативном напротив <адрес>.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду отзыве на исковое заявление пояснил, что требования не признает, полагает Министерство ненадлежащим ответчиком.

Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 15 ст. 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами.

Исходя из пп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 № 216-П, на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия возложены функции по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Кроме того, полномочия администрации городского округа по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории городского округа, закреплены п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой было выявлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа между железной дорогой и гаражным кооперативном напротив <адрес> выявлена несанкционированная свалка отходов с координатами С.Ш.; В.Д. . Лица, разместившие отходы, не установлены. Территория размещения свалки не является арендуемой территорией.

На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована, что не оспаривается ответчиками по настоящему делу.

Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам; лица, виновные в образовании, не установлены, при таких обстоятельствах обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки, представляющей собой фактически скопление отходов с координатами С.Ш.; В.Д. , расположенных на территории общего пользования Петрозаводского городского округа между железной дорогой и гаражным кооперативном напротив <адрес>, должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов с координатами С.Ш.; В.Д. , расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа между железной дорогой и гаражным кооперативном напротив <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б.Малова

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2017 года.

2-4468/2017 ~ М-4060/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская природоохранная прокуратура
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом и организации закупок
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малова Н.Б.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
06.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2017Передача материалов судье
09.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2017Судебное заседание
30.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2017Дело оформлено
03.08.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее