Решение по делу № 2-920/2017 ~ М-323/2017 от 02.02.2017

Дело № 2-920/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Кухта Т.Е.,

с участием истца Ч..,

представителя ответчика КУМИ МОГО «Ухта» - Ю..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

06 марта 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Ч. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и принятии на учет граждан, имеющих право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности включить в список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность,

установил:

Ч.. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта») о признании незаконным отказа от 23.11.2016 № .... в предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий и постановке на очередь граждан льготной категории (семья, имеющая 3-х детей) незаконным, обязании включить Ч.. и членов её семьи в список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность.

В обоснование заявленных требований, указав, что 02.11.2016 она обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о предоставлении её семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства и постановке в очередь по предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства, как гражданам, имеющим трех и более детей. Ответчиком было отказано в предоставлении земельного участка и постановке на учет в виду отсутствия у её семьи нуждаемости в улучшении жилищных условий. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по определению суда от 06 февраля 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – В..

В судебном заседании истец Ч. на исковых требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что она является собственником 2/3 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: ...., общей площадью – 44,5 кв.м. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают она, её супруг В.. (с 25.09.2013) и их трое несовершеннолетних детей: Е.., <...> г. рождения, С., <...> г. рождения, Л.., <...> г. рождения. Ранее В. был зарегистрирован по адресу: 1 Перерегистрация и переезд супруга были обусловлены необходимостью и фактическим совместным проживанием всех членов его семьи. На дату регистрации В. в квартире супруги их семья не относилась числу категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нуждаемость в улучшении жилищных условий в семье возникла после рождения младшего сына Л., <...> г. рождения. После чего на каждого члена семьи стало приходиться менее учетной нормы, установленной в г. Ухте.

Представитель ответчика КУМИ МОГО «Ухта» Ю.., выступая в суде, исковые требования не признала, поддержала отказ Комитета от 23.11.2016, законность которого оспаривает истец. Пояснила, что при расчете уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Комитет учитывал общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью 44,5 кв.м, где в настоящее время зарегистрированы и проживают истец и члены её семьи, всего 5 человек, и жилого помещения, расположенного по адресу: 1, общей площадью 39,4 кв.м, в котором до 2013 года был зарегистрирован муж истца, а также еще 1 человек: ((39,4 / 2 + 44,5) / 5) = 12,84 кв.м, что превышает учетную норму (11 кв.м), установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23. При таких обстоятельствах нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца отсутствует.

Ответчик администрация МОГО «Ухта», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В ранее представленном отзыве, представитель администрации МОГО «Ухта» М.. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, требования истца не признала по изложенным в отзыве основаниям.

Третье лицо В.., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину уважительности неявки суду не представил.

По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно положениям ч. 1 ст. 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» (далее по тексту – Закон РК № 59-РЗ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Коми или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами и законами Республики Коми, а также в случаях, определенных в частях 2 и 2.1 настоящей статьи.

В ч. 2 ст. 5 Закона РК № 59-РЗ перечислены категории граждан, которым предоставляются в собственность бесплатно вышеуказанные земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством. К числу таких категорий отнесены граждане, имеющие трех и более детей - родители (одинокие родители), опекуны, попечители, приемные родители, имеющие трех и более детей (п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона РК № 59-РЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РК № 59-РЗ земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненно наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Согласно п. 2 ч. 3-1 ст. 5 Закона РК № 59-РЗ, нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются, в частности, граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.

В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.

Следует отметить, что постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 04.04.2014 положения ч. 3 и 3-1 ст. 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» признаны соответствующими Конституции Республики Коми в той мере, в какой они устанавливают условие о нуждаемости в жилых помещениях, дающее право гражданам, имеющим трех и более детей, на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома.

Как указано в этом постановлении Конституционного Суда Республики Коми, в качестве одного из условий получения земельного участка Законом Республики Коми по сути установлена нуждаемость в жилых помещениях граждан, имеющих трех и более детей, по основаниям, воспроизводящим предписания статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная социальная льгота (предоставление земельного участка) имеет целевой характер, направлена прежде всего на создание условий для реализации указанными гражданами конституционного права на жилище и адресована именно той категории граждан, которая действительно нуждается в улучшении жилищных условий. Поэтому республиканский законодатель, внося в правовое регулирование изменения, касающиеся введения условия нуждаемости в жилых помещениях, действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством.

Согласно п. 13 ст. 5(1) Закона РК № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» учет граждан осуществляется путем включения их в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка (далее - список). Уполномоченный орган формирует список в порядке очередности, исходя из даты и времени подачи заявления и документов, по форме согласно приложению к настоящему Закону.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан предусмотрены п. 10 ст. 5(1) этого же Закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».

Как следует из материалов дела, <...> г. между В.. и Ч.. заключен брак, что подтверждается свидетельством о браке ........ от <...> г..

От брака .... имеют трёх несовершеннолетних детей: Е.. - <...> г. рождения, С.. – <...> г. рождения, Л.. – <...> г. рождения.

Истец и члены её семьи – супруг и несовершеннолетние дети проживают в жилом помещении – квартире № ...., расположенной по адресу: ...., которая принадлежит Ч. на праве общей долевой собственности – 2/3 доли в праве, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.01.2003 сделана запись регистрации № ..... Общая площадь жилого помещения составляет 44,5 кв.м.

Согласно справке МУ «ИРЦ» МОГО «Ухта» № .... от 01.02.2017 в спорном жилом помещении зарегистрированы: Ч.. с 16.01.1996, В. с 25.09.2013, Е.. с 10.08.2011, С.. с 14.08.2012, Л. с 12.08.2015.

До регистрации в спорном жилом помещении В. в период с 16.07.1998 по 25.09.2013 имел регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: 1, общей площадью 39,4 кв.м., принадлежащем на праве собственности его матери – Н.., которая также была зарегистрирована в указанном жилом помещении.

02 ноября 2016 годаЧ.обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на территории МОГО «Ухта» и постановке на очередь по предоставлению земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на территории МОГО «Ухта» как гражданам, имеющим 3-х и более детей, указывая, что ранее земельный участок не предоставлялся, в настоящее время семья не имеет земельного участка.

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 23 ноября 2016 года Ч. было отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий и постановке на очередь как граждан льготной категории в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частями 3 и 3(1) статьи 5 Закона Республики Коми № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений». При этом в качестве обоснование отказа Комитет указывает на отсутствие нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и рассчитывает уровень обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, включая в расчет общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: .... - 44,5 кв.м и общую площадь жилого помещения, расположенного по адресу: 1 – 39,4 кв.м.

Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.

Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.

Действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае, если ухудшение жилищных условий граждан произошло не искусственно, а вследствие изменения семейного положения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что .... состоят в зарегистрированном браке с 2011 года, семья истца является многодетной семьей, постоянным местом жительства семьи является квартира, расположенная по адресу: ...., находящаяся в собственности истца с 2003 года, где на каждого члена семьи (зарегистрировано и проживают 5 человек, общая площадь – 44,5 кв.м) приходится менее учетной нормы.

Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, .... не имеют.

Следовательно, снятие В. с регистрационного учета с прежнего места его жительства, вселение в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности супруге, регистрация по месту фактического проживания имели целью реализацию супругами права на совместное проживание, ведение общего хозяйства в связи с заключением брака, воспитание детей. Данные обстоятельства не свидетельствуют о намеренном ухудшении указанным лицом своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Кроме того, суд полагает отметить, что после вселения В. в квартиру супруги право на принятие на учет семьи истца не определялось, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из членов семьи, составляла 11,13 кв.м, что превышает учетную норму. Указанное право возникло только после рождения сына Л.., <...> г. рождения, и указанное обстоятельство с очевидностью к действиям по умышленному ухудшению жилищных условий отнесено быть не может.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: 1, не может включаться в расчет уровня обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, поскольку указанное жилье принадлежит на праве собственности Н.., членами семьи которой ни истец, ни её супруг, ни их дети не являются, в связи с чем оно подлежит исключению из этого расчета.

При таком подходе уровень обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составит: 44,5 кв.м : 5 = 8,9 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи составляет менее учетной нормы, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю во включении её и членов её семьи в список граждан на получение земельного участка в собственность бесплатно.

При таких обстоятельствах исковые требования Ч.. подлежат удовлетворению.

Суд обязывает администрацию МОГО «Ухта» устранить нарушения путем включения истца и членов её семьи в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий по категории «семья, имеющая трех и более детей», с даты подачи запроса в КУМИ МОГО «Ухта», то есть со 02 ноября 2016 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ч. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 23 ноября 2016 года № .... в предоставлении земельного участка и постановке Ч. и членов её семьи на очередь граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» включить Ч. с составом семьи: супругом В. и несовершеннолетними детьми: сыном Е., <...> г. рождения, дочерью С., <...> г. рождения, сыном Л., <...> г. рождения, в список граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в целях улучшения жилищных условий по категории «семья, имеющая трех и более детей» со 02 ноября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 13.03.2017.

Судья С. С. Логинов

2-920/2017 ~ М-323/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чеславская Ирина Васильевна
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
КУМИ
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Логинов Станислав Сергеевич
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
02.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2017Передача материалов судье
06.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2017Судебное заседание
13.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2017Дело оформлено
21.09.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее