...
Дело № 2-1927/2015
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2015 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Рукавишникова Е.А.,
при секретаре Аносовой А.В.,
старшего помощника прокурора Ворониной Г.А.,
с участием заинтересованного лица Беляева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительной колонии № 3" УФСИН России по Томской области об установлении административного надзора в отношении Беляева А. В.,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора сроком на один год в отношении освобождающегося от отбывания наказания осужденного Беляева А.В. В качестве административных ограничений просило запретить ему посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них; запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 23.00 до 06.00 часов; запретить выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования и обязать являться четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявленного требования заявителем указано, что Беляев А.В. был осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления и признан злостным нарушителем отбывания наказания, в целом осужденный Беляев А.В. характеризуется положительно, за период отбывания наказания имеет 6 взысканий, 2 поощрения, в связи с чем после освобождения из мест лишения свободы за ним должен быть установлен административный надзор с возложением указанных административных ограничений.
В судебное заседание представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области, уведомленный о дате и месте судебного разбирательства, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованное лицо – осужденный Беляев А.В. в судебном заседании возражал против установления в отношении него административного надзора. Полагал, что поскольку он осужден до вступления в законную силу Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", то последний к нему не применим.
Участвующий в деле прокурор полагал, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В целях предупреждения совершения определенной категорией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов 06.04.2011 был принят Федеральный закон № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (ст. 2 Закона).
В частности, в соответствие с требованиями п.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, административный надзор устанавливается при наличий оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Судом установлено, что Беляев А.В., в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, является совершеннолетним лицом (...); в настоящее время он отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области в виде реального лишения свободы сроком 6 лет 9 месяцев за совершение им преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 158, ч.2 ст. 159, ч.2 ст. 162, ч.1 ст. 166 УК РФ (приговоры Стрежевского городского суда Томской области от 23.04.2009, от 06.07.2009, от 23.11.2009, от 18.05.2010, кассационное определение Томского областного суда от 22.08.2011).
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 162 УК РФ, в силу требований ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
В силу ч. 4 ст. 116 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
Согласно постановлению начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области от 29.01.2013 Беляев А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку Беляев А.В. был осужден и отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении него должен быть установлен административный надзор.
Довод заинтересованного лица Беляева А.В. о том, что к нему не применим Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", поскольку данный закон вступил в законную силу после его осуждения, суд находит подлежащим отклонению как основанном на неверном понимании закона, поскольку применение административного надзора в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с фактом освобождения лица из мест лишения свободы при наличии непогашенной либо неснятой судимости, что влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральными законами (ст. 86 УК РФ, п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно ч.3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания. В редакции, действовавшей на момент совершения Беляевым А.В. преступления, судимость погашалась по истечении шести лет после отбытия наказания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления административного надзора в отношении Беляева А.В. сроком на один год.
При этом в силу положений ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" срок административного надзора в отношении Беляева А.В. подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решая вопрос об установлении Беляеву А.В. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
В статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, каковыми являются: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В рамках настоящего гражданского дела заявлено об установлении Беляеву А.В. всех вышеперечисленных ограничений, кроме запрета пребывания в определенных местах.
Из копии приговора Стрежевского городского суда Томской области от 18.05.2010, по которому в настоящее время Беляев А.В. отбывает наказание, усматривается, что осужденный судим за совершение преступлений против собственности, в связи с чем суд полагает, что посещение Беляевым А.В. мест проведения массовых мероприятий, где будет находиться значительное число людей, может способствовать совершению им новых преступлений, а потому предложение заявителя в части установления запрета Беляеву А.В. посещать места массовых мероприятий и участвовать в их проведении суд находит обоснованным.
Суд также находит обоснованным и требование заявителя о возложении на Беляева А.В. обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, поскольку установление данного ограничения является обязательным в силу закона. С учетом личности Беляева А.В. суд находит обоснованным возложение на него обязанности в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации четыре раза в месяц, как о том просит заявитель.
Учитывая категорию, совершенных Беляевым А.В. преступлений, суд считает целесообразным в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений установить ему запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания в определенное время суток, при этом предложенный заявителем промежуток времени с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут суд находит обоснованным.
В связи с необходимостью строгого контроля за поведением Беляева А.В. после освобождения, суд признает обоснованным требование заявителя об установлении осужденному административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, полагая необходимым определить данную территорию как пределы муниципального образования по избранному Беляевым А.В. месту жительства или пребывания.
Из п. 6 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" следует, что орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Учитывая приведенную норму закона, а также в целях обеспечения поднадзорному лицу права на труд суд полагает необходимым при установлении административных ограничений в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения в период с 23.00 часов до 06.00 часов, а также запрета выездов за пределы муниципального образования по избранному Беляевым А.В. месту жительства или пребывания дополнить исключением - без предварительного разрешения органа внутренних дел или если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 245-250, 261.8 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Федерального казенного учреждения "Исправительной колонии № 3" УФСИН России по Томской области об установлении административного надзора в отношении Беляева А. В. удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Беляева А. В., ..., сроком на 1 года.
Установить Беляеву А. В. на срок административного надзора следующие административные ограничения:
- запретить посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в указанных мероприятиях;
- запретить пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов, без предварительного разрешения органа внутренних дел или если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица;
- запретить выезд за пределы муниципального образования по избранному Беляевым А. В. месту жительства или пребывания, без предварительного разрешения органа внутренних дел или если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица;
- обязать являться четыре раза в месяц в районный орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Беляева А. В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья (подпись)
...
...
...
...
...
...
...