Дело № 2-2075/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 августа 2017г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Водневой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чумакова Сергея Владимировича к УФСИН России по Смоленской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Чумаков С.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Смоленской области, Федеральной службе исполнения наказаний России с вышеназванными требованиями, указав, что проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области. Для рассмотрения вопроса о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты в 2014г. он обратился в комиссию УФСИН России по Смоленской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в УФСИН России по Смоленской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – комиссия УФСИН России по Смоленской области). В связи с расторжением брака и изменением в составе семьи ДД.ММ.ГГГГ он повторно направил соответствующие документы в комиссию УФСИН России по Смоленской области. ДД.ММ.ГГГГ. он получил ответ, в соответствии с которым ему был отказано в постановке на учет в связи отсутствием обязательных документов, предусмотрены п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Считает данное решение незаконным, поскольку им в адрес комиссии направлен полный пакет документов и доказательств, подтверждающих отсутствие условий и основания для принятия на учет на получение единовременной социальной выплаты, не имеется. Просит признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты, обязать ФСИН России принять его на соответствующий учет с ДД.ММ.ГГГГ. и внести сведения о нем в книгу учета граждан, направив в территориальную подкомиссию соответствующее уведомление в течение 10 дней с момента постановки на учет; обязать подкомиссию УФСИН России по Смоленской области в течение 3 дней с момента получения от комиссии ФСИН России уведомления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ознакомить его с данным уведомлением.
В судебном заседании представитель истца Герасимова О.С. требования поддержала, дополнительно просила возместить понесенные по делу судебные расходы в сумме 18 300 руб.
Представители УФСИН России по Смоленской области Стальченков Е.А. и ФСИН России Падерина А.Ю. иск не признали, полагая вынесенное решение законным и обоснованным.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Как установлено в судебном заседании, Чумаков С.В. проходил службу в органах ФСИН России.
ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в комиссию УФСИН России по Смоленской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека (он, жена Чумакова Е.В. и двое сыновей – Чумаков В.С. и Чумаков М.С.).
На момент обращения истец совместно с членами семьи проживал в квартире <данные изъяты>, общей площадью 41,63 кв.м., принадлежащей на праве собственности супруге заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ. Чумаков С.В. подал рапорт о внесении изменений в его учетные данные, ссылаясь на расторжение брака ДД.ММ.ГГГГ. и изменение места жительства.
Решением комиссии ФСИН России от 27.12.2016г. Чумакову С.В. отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.4 Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 5 указанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в указанной статье, или представлены их оригиналы.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п.7 Правил).
По смыслу вышеприведенных нормативных положений комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
В соответствии с п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и ст. 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В силу требований ч. 1 ст. 33 СК РФ, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (ч.1 ст.39 СК РФ).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что квартира <адрес>, общей площадью 41,63 кв.м., где проживал истец до расторжения брака, является общим имуществом супругов Чумаковых.
Первоначально, исходя из количественного состава членов семьи заявителя, обеспеченность на каждого члена семьи составляла 10,41 кв.м.
После расторжения брака и изменения места жительства, изменился и состав семьи заявителя, в связи с чем при расчете нуждаемости в жилом помещении подлежит учету ? доля жилого помещения - квартиры 96 дома 34 мкр. Завода ГМП г.Сафоново, общей площадью 41,63 кв.м., принадлежащая истцу на праве собственности в силу закона.
В этой связи, обеспеченность истца, претендующего на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 1 человек, в настоящее время составляет 20,81 кв.м., что более нормы, установленной ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (15 кв.м.).
Сама по себе ссылка ответчиков на совершения истцом действий, повлекших ухудшение жилищных условий, как основание к отказу в принятии на учет, правового значения не имеет, поскольку при разрешении требований суд не связан доводами возражений, а исходит, в первую очередь, из наличия либо отсутствия у лица, претендующего на выплату, права на ее получение.
Поскольку с учетом расчета нуждаемости истца по представленным в комиссию документам на него приходится более 15 кв. м, то оснований для принятия его на учет у ответчика не имелось.
В этой связи требования истца о признании за ним права на право на получение единовременной социальной выплаты и производные требования в части обязать ФСИН России принять его на соответствующий учет с 24.09.2014г., внести сведения в книгу учета граждан, направив в территориальную подкомиссию соответствующее уведомление в течение 10 дней с момента постановки на учет; обязать подкомиссию УФСИН России по Смоленской области в течение 3 дней с момента получения от комиссии ФСИН России уведомления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты ознакомить его с данным уведомлением, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Чумакова Сергея Владимировича отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Иванов