Дело № 2-1078/21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Гагарин 23 сентября 2021 года
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе
председательствующего судьи Сысоевой Н.В.
при секретаре Мироненковой А.Б.
с участие прокурора Ищенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Родомановская средняя школа» и Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с иском к МБОУ «Родомановская средняя школа» об обязании: оборудовать объект (территорию) «Родомановская средняя школа» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военнизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснастить системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; оборудовать стационарными или ручными металлоискателями.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района при проведении проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено, что образовательная организация оборудована системой тревожной сигнализации, но только с выводом сигнала на пульт ЧОП «Ночной дозор», что противоречит установленным требованиям.
Просил обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области профинансировать расходы МБОУ «Родомановская средняя школа» на указанные цели.
В судебном заседании прокурор Ищенко Н.В. требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила установить срок для их исполнения до 01 июля 2022 года.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области Михеева О.Ю. требования не признала, поскольку бюджет на 2021 год уже освоен и был принят с дефицитом, а также работы целесообразно проводить в летний период времени, когда посещаемость школ минимальна.
Представитель ответчика – МБОУ «Родомановская средняя школа» в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщил о признании иска.
Исследовав доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – Федеральный закон), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Согласно требованиям п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу преамбулы Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ №35-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Пункты 1, 2, 7 ст. 2 ФЗ №35-ФЗ закрепляют следующие основные принципы противодействия терроризму: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.6 ст.3 ФЗ №35-ФЗ, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п.п. «г» п.24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) всех категорий опасности они должны быть оснащены системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.
Согласно п.п. «д» п.24 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования), в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) всех категорий должно быть осуществлено оборудование объектов системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации. В нарушение данного требования, данное оборудование отсутствует.
Согласно п.п. «д» п.25 Требований в отношении объектов третьей категории опасности осуществляется оснащение стационарными или ручными металлоискателями. Данное оборудование в образовательной организации отсутствует.
В соответствии с п.п. «б» п.25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории должна быть обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки, проведенной Гагаринским межрайонным прокурором Смоленской области выявлено, что в МБОУ «Родомановская средняя школа» оборудована системой тревожной сигнализации, но только с выводом сигнала на пульт ЧОП «Ночной дозор», что противоречит установленным требованиям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, закреплено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Невыполнение требований о противодействии терроризму может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде вреда жизни и здоровью детей, посещающих учреждение и лиц, работающих в нем.
При таких обстоятельствах, исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время воспитательно-образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно Уставу МБОУ «Родомановская средняя школа» Учредителем и собственником имущества Учреждения является Администрация муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области.
Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Гагаринского муниципального района Смоленской области и на основании бюджетной сметы.
Согласно п.6.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относятся к вопросам местного значения муниципального района, к полномочиям администрации муниципального образования.
Согласно п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, суд считает необходимым обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области произвести финансирование МБОУ «Родомановская средняя школа» за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательной организацией требований прокурора.
С учетом объема и процедуры выполнения работ, суд находит возможным предоставить ответчику срок до 01 июля 2022 года.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Родомановская средняя школа» в срок до 01 июля 2022 года:
оборудовать объект (территорию) «Родомановская средняя школа» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военнизированными или сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
оснастить системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
оборудовать стационарными или ручными металлоискателями.
Обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области профинансировать расходы МБОУ «Родомановская средняя школа» на указанные цели.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области.
Председательствующий Н.В.Сысоева
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2021 года.