Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-340/2019 ~ М-183/2019 от 27.03.2019

        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Заозёрный                         20 мая 2019 года

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Песеговой Т.В.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя истца ФИО1 - ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – администрации <адрес> ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес> <адрес> М. об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Исковые требования мотивировали тем, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое находится в муниципальной собственности администрации <адрес>.

Указанный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Просят обязать администрацию <адрес> предоставит ему по договору социального найма взамен жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем сносу, жилое помещение применительно к условиям муниципального образования г.заозерного равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее <данные изъяты> отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Истец ФИО1 надлежаще извещался о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, возвращен потовый конверт с отметкой об истечении срока хранения.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО5, выступающая по доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика – администрации <адрес> ФИО3, выступающий по доверенности, исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что действительно многоквартирный дом, в котором проживает истец, находится в аварийном состоянии. В настоящее время субсидия выделена на расселение жильцов, обрабатывается сам механизм расселения. У администрации города заозерного <адрес> отсутствует маневренный фонд, в связи с чем жилья в настоящее время нет, в которое можно переселить истца. Расселение дома планируется конец 2019-2022 гг.

Представитель Министерства строительства <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, в суд не явился, представив отзыв на исковое заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в их отсутствие, пояснив следующее. В соответствии с федеральным проектом с 2019 года осуществляется финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Постановлением <адрес> -п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложению к Программе, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ с планируемой датой окончания переселения ДД.ММ.ГГГГ. Выбор способа переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках программы, формирование перечня домов относится к компетенции органов местного самоуправления. Обеспечение проживающих и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, отнесены к вопросам местного значения.

Суд, с учетом мнения явившихся сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции РФ предусматривает право каждого на жилище, указывая, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О) для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со статьями 52, 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что истцу на основании договора социального найма жилого помещения СН от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>

Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Как видно из материалов дела, истец ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоит, с заявлением о постановке на учет не обращался. Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела представителем истца не оспаривалось.

Само по себе признание жилого дома непригодным для проживания без соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), не влечет автоматически предоставление жилого помещения истцу по договору социального найма.

Более того, как следует из ответа Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - аварийный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой установлен предельный срок переселения граждан из указанного аварийного жилого дома – ДД.ММ.ГГГГ год.

Как следует из отзыва Министерства строительства <адрес> на основании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» Правительством РФ утвержден федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в связи с которым с 2019 г. будет осуществляться финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Так, в соответствии с п.2 ч.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации

В части 3 ст. 2 этого Федерального закона указано, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации

На основании ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 16 указанного Федерального закона, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

В пункте 3 (вопросе) «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ), указывается, что в соответствии с пунктом 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Данная позиция подтверждена в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что многоквартирный <адрес> края включен в региональную адресную программу, определен срок планируемой даты окончания переселения граждан из аварийных домов – ДД.ММ.ГГГГ, поэтому суд считает, что у истца не возникло право требовать взамен своей квартиры предоставления ему другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.

Также судом установлено, что истец ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма не состоит, правом на получение жилого помещения вне очереди не обладает, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении истцу жилого помещения вне очереди.

При этом, объективных данных, свидетельствующих о том, что дому грозит обвал, либо иные разрушения материалы дела не содержат, отсутствует данное указание в заключении межведомственной комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Рыбинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                Т.В. Песегова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-340/2019 ~ М-183/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Блинков Денис Владимирович
Ответчики
Администрация г.Заозерного Красноярского края
Другие
Слепец Екатерина Афанасьевна
Министерство строительства Красноярского края
Суд
Рыбинский районный суд Красноярского края
Судья
Песегова Т.В
Дело на странице суда
ribinsk--krk.sudrf.ru
27.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2019Передача материалов судье
01.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2019Судебное заседание
20.05.2019Судебное заседание
24.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2019Дело оформлено
25.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее