ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Шахтарова С.Н. Дело № 33-3220/2011г.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Архаровой Л.В и Перминовой Н.А.
при секретаре Глобу Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 07 июля 2011 года дело по кассационным жалобам Администрации МР «Печора» и Михархстрой РК на решение Печорского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2011 года, по которому
Распоряжение главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации от 30 декабря 2010 года № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении признано незаконным и отменено.
Ратиев В.В. восстановлен в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в администрации муниципального района «Печора».
Признано право Ратиева В.В. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состава семьи четыре человека.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения Ратиева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ратиев В.В. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, администрации муниципального района «Печора» о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
1 апреля 2011 года истец уточнил требования, просил признать незаконным распоряжение главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации от 30 декабря 2010 года № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», указывая, что Ратиев В.В. был незаконно снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. Истец просил также признать право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения; обязать администрацию муниципального района «Печора» осуществить предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец и его представитель адвокат Пашина Т.В. на иске настаивали, уточнили требования, просили признать незаконным распоряжение главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации от 30 декабря 2010 года № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении; признать право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состава семьи четыре человека.
Третье лицо на стороне истца Ногина (Ратиева) Е.В. иск поддержала.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Печора» Гамлий О.С. иск не признала.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Российской Федерации Черепанова О.А. против требования не возражала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Минархстроя РК, в отзыве на иск указано о несогласии с заявленными требованиями.
Третье лицо Ратиева Л.Н. и представитель третьего лица ОВД по г. Печоре участия в судебном заседании не принимали.
Судом вынесено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация МР «Печора» не согласна с решением суда, просит его отменить, указав на неправильную оценку судом установленных фактических обстоятельств и ссылаясь на отсутствие у истца права на получение социальной выплаты.
Ответчик Минархстрой РК также просит об отмене решения суда, указывая на отсутствие у Ратиева В.В. права на получение социальной выплаты, так как он не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает решение суда правильным, не подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что истец проходил службу в органах внутренних дел. Согласно выписке из приказа ОВД г.... от 2 июня 1997 года № старшина милиции Ратиев В.В., помощник дежурного изолятора временного содержания охранно-конвойной службы отдела внутренних дел г...., с 1 июня 1997 года уволен по ст.58 пункту «З» Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на 31 мая 1997 года составила: в календарном исчислении 18 лет 11 месяцев 2 дня, в льготном исчислении 23 года 7 месяцев 17 дней.
В период с 7 июля 1984 года по 5 марта 2004 года истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства в общежитии по адресу: ....
На основании постановления главы муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» от 5 марта 2002 года № истец был поставлен на учет на получение жилья с 13.12.2001 года под № в общей очереди и под № в льготной очереди как уволенный в запас офицер.
5 марта 2004 года истцу был выдан ордер № на состав семьи три человека, включая дочь – Ратиеву Е.В., 1982 года рождения, и внука – ФИО20., 2003 года рождения, на право занятия жилого помещения, жилой площадью 39,1 кв.м, состоящего из трех комнат в отдельной квартире по адресу: ....
После этого истец продолжал состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений граждан в администрации муниципального образования.
С 2004 года Ратиев В.В. является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы», что подтверждается его заявлением от 6 декабря 2004 года.
Распоряжением главы муниципального района «Печора» от 22 сентября 2008 года № истец был исключен из списка граждан, состоящих на учете в администрации муниципального района «Печора» на получение жилого помещения по договору социального найма составом семьи четыре человека в связи с улучшением жилищных условий, со ссылкой на ст.56 Жилищного кодекса РФ.
Из письменного ответа истцу от 15.10.2008г. следует, что он был снят с учета в связи с тем, что общая площадь занимаемого им жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму жилого помещения, установленную решением Совета муниципального района «Печора» от 28 марта 2006 года № 3-28/399 из расчета 10 кв.м и менее общей площади на одного человека.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 20 января 2009 года распоряжение главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации от 22 сентября 2008 года № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении отменено. Ратиев В.В. восстановлен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в администрации муниципального района «Печора». При этом суд исходил из вывода о том, что после увольнения со службы по состоянию здоровья истец избрал своим постоянным местом жительства Ростовскую область, где жильем не обеспечен. Кроме того, истец соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам – желающим принять участие в подпрограмме по предоставлению жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 06.02.2009.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 утверждена подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года:
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно п.10 Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Поскольку истец проходил службу в ОВД по ...: в должности милиционера-водителя вневедомственной охраны с 11.08.1980г., в должности милиционера патрульно-постовой службы мотовзвода милиции с 17.04.1981г., в должности милиционера приемника-распределителя с 04.02.1985г., в должности милиционера по охране изолятора временного содержания с 01.11.1991г., в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания с 01.03.1994г., в должности помощника дежурного изолятора временного содержания охранно-конвойной службы с 01.03.1995г. и суммарная продолжительность его службы в органах внутренних дел РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета составила свыше 10 лет, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у него определяется право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Судебная коллегия с указанным доводом полностью согласна.
Распоряжением главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации от 30 декабря 2010 года № истец снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ) (л.д.195).
В соответствии со ст.6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что истец был исключен из списка граждан, состоящих на учете в администрации муниципального района «Печора» на получение жилого помещения, в связи с тем, что общая площадь занимаемого им жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму жилого помещения, установленную решением Совета муниципального района «Печора» от 28 марта 2006 года № 3-28/399 из расчета 10 кв.м и менее общей площади на одного человека.
Однако довод ответчиков не учитывает положений Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998г. № 1054 (далее – Правила), в соответствии с п. 7 которых основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются отсутствие жилой площади, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел является приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является льготным основанием признания указанных граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таким образом, увольняемый с военной службы независимо от места проживания и обеспеченности жилой площадью в период прохождения военной службы при его желании изменить постоянное место жительства после увольнения признается в избранном месте жительства нуждающимся в получении жилых помещений, если он там ее не имеет, или улучшении жилищных условий, если он ее имеет на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилья.
По избранному месту жительства Ратиев В.В. не утрачивает статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, истцом и членами его семьи дано обязательство о сдаче имеющегося в собственности жилья в связи с получением ГСЖ. Данное обязательство подтверждено членами семьи Ратиева В.В. в судебном заседании.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Ратиев В.В. является нуждающимся в получении жилого помещения, так как после увольнения со службы он избрал постоянным местом жительства Ростовскую область.
Доводы кассационных жалоб в указанной части являются не состоятельными.
Ссылка на продажу Ратиевым В.В. жилого дома как на намеренное ухудшение жилищных условий обоснованно не принята судом первой инстанции, так как установлено, что жилой дом в ... возводился Ратиевым В.В. с применением кредитных денежных средств, строительство его было не завершено (степень готовности 48%) и продан дом в связи с отсутствием денежных средств и невозможностью продолжать строительство.
То обстоятельство, что Ратиев В.В. отказался от участия в приватизации квартиры в ... также не свидетельствует об ухудшении им жилищных условий, поскольку он продолжает проживать в данном жилом помещении, сохранил право пользования жилым помещением.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о намеренном ухудшении своих жилищных условий истцом у суда не имелось. Суд сделал правильный вывод о незаконности Распоряжения главы муниципального района «Печора» - руководителя администрации от 30 декабря 2010 года № в отношении истца и его отмене. Истец обоснованно восстановлен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в администрации муниципального района «Печора».
Довод кассационной жалобы Минархстрой РК о том, что судом не сделан запрос в Министерство внутренних дел по РК по вопросу направлялось ли ходатайство МВД по РК о постановке на учет в избранном им месте жительства для установления факта, состоит ли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Ратиев В.В. в органах местного самоуправления помимо администрации МО МР «Печора», не состоятелен.
В соответствии с письмом зам. Министра внутренних дел по РК сведений о направлении ходатайства о постановке Ратиева В.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства не имеется (л.д.254).
Довод о необходимости определения нуждаемости истца на территории Ростовской области в соответствии с учетными нормами по Ростовской области не может являться основанием для отмены решения суда, так как каких – либо данных о наличии у Ратиева В.В. жилья в Ростовской области не имеется, а имеющееся жилое помещение в г. Печоре при условии обязательства Ратиева В.В. и членов семьи сдать данное жилье, не может учитываться при определении нуждаемости в Ростовской области.
Решением Печорского городского суда Республики Коми от 2 марта 2010 года установлено, что ФИО20 (внук) является членом семьи Ратиева В.В.
Так как семья истца состоит из четырех человек, включая супругу: Ратиеву Л.Н., дочь – Ногину Е.В., внука – ФИО20, 17.02.2003 года рождения, суд первой инстанции обоснованно признал право Ратиева В.В. на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в ред. ФЗ от 08.12.2010 № 342-ФЗ, с составом семьи четыре человека.
Судом полно и правильно установлены имеющие юридическое значение для разрешения дела обстоятельства, им дана правильная оценка, закон применен верно.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы администрации МР «Печора» и Минархстроя РК – без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Суслова
Судьи Л.В. Архарова
Н.А. Перминова