Дело № 2-861/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 4 мая 2018 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ганаевой М.А.,
с участием в деле:
истца Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия,
ответчика Прахова В. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия к Прахову В. Н. о прекращении права собственности и принудительной реализации огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия,
установил:
отдел Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия (далее по тексту – отдел Росгвардии по Республике Мордовия) обратился в суд с иском к Прахову В.Н. о прекращении права собственности и принудительной реализации огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия.
В обоснование иска указано, что на учете в отделении лицензионно-разрешительной работы Отдела Росгвардии по Республике Мордовия состоит владелец оружия Прахов В.Н.
19 января 2005 года Прахов В.Н. обратился с заявлением в ОВД Ленинского района г. Саранска для получения лицензии на приобретение огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия.
Согласно выданной лицензии Прахов В.Н. приобрел огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие марки «Сайга-20К», калибр 20, №1329209, которое поставил на учет в ОВД Ленинского района г.Саранска, и ему выдано разрешение на хранение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия серии РОХа № 3254432, сроком действия до 28 июля 2010 года.
По истечении срока действия указанного разрешения оружие у Прахова В.Н. было изъято и 25 октября 2011 года помещено в комнату хранения оружия отдела полиции №3 УМВД России по го Саранск, где находится по настоящее время.
Принимая во внимание, что мер к переоформлению, реализации (отчуждению) указанного оружия более одного года ответчиком не принималось, и имеют место быть обстоятельства, когда собственник в силу установленных законом ограничений не может осуществлять свои вещные права в отношении принадлежащего ему имущества, основывая свои требования на положениях статьи 12, части 2 статьи 129, части 1 статьи 235, части 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6, статьи 9, части 14 статьи 13, пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 22, пункта 4 статьи 27, статьи 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии», истец просит суд:
- прекратить право собственности Прахова В.Н. на огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие марки «Сайга-20К», калибр 20, №1329209;
- разрешить Отделу Росгвардии по Республике Мордовия реализовать через сеть специализированных магазинов г. Саранска огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие марки «Сайга-20К», калибр 20, №1329209 с последующей передачей Прахову В.Н. вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия;
- взыскать с ответчика Прахова В.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета.
В судебное заседание представитель истца Отдела Росгвардии по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Прахов В.Н. в судебное заседание не явился, так как отбывает наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Республике Мордовия, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав имеющиеся доказательства по делу и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем прекращения правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности лица прекращается только в случаях отчуждения собственником своего имущества, отказа собственника от права собственности, в иных случаях предусмотренных законом.
В силу части 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в вышеуказанной статьи, такое имущество по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом, считаются затраты на отчуждение имущества (часть 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Согласно части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, 19 января 2005 года Прахов В.Н. обратился с заявлением в ОВД Ленинского района г. Саранска для получения лицензии на приобретение огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия.
Согласно выданной лицензии Прахов В.Н. приобрел огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие марки «Сайга-20К», калибр 20, №1329209, которое поставил на учет в ОВД Ленинского района г.Саранска, и ему выдано разрешение на хранение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия серии РОХа № 3254432, сроком действия до 28 июля 2010 года.
По истечении срока действия указанного разрешения оружие у Прахова В.Н. было изъято и 25 октября 2011 года помещено в комнату хранения оружия отдела полиции №3 УМВД России по го Саранск.
Из справки специалиста по вооружению отдела полиции № 3 УМВД России по го Саранск ФИО1 от 1 марта 2018 года следует, что огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие марки «Сайга-20К», калибр 20, №1329209, находится в комнате хранения оружия отдела полиции № 3 УМВД России по го Саранск на ответственном хранении с 25 октября 2011 года. Указанное оружие было изъято у Прахова В.Н., проживающего по адресу: <адрес>.
Частями 1, 3, 4 и 5 статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту - Закон «Об оружии») предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии с частью 14 статьи 13 Закона об оружии гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона об оружии.
Кроме того, в соответствии со статьями 6 Закона об оружии, огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте, то есть могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.
В соответствии со статьей 13 Закона об оружии гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 22 Закона об оружии предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии со статьей 27 Закона об оружии оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно статье 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения своих контрольных функций; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений; обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В соответствии с частью 1 главы 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года №510, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оборота оружия.
Согласно части 1 главы 1 Положения об Отделе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30 сентября 2016 года №168, Отдел Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия является территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку с момента наступления законодательного ограничения права собственности Прахова В.Н. (с 28 июля 2010 года) на спорное оружие истек годичный срок, установленный пунктом 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда имеются основания для применения правовых последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
При таких обстоятельствах исковые требования Отдела Росгвардии по Республике Мордовия к Прахову В.Н. о прекращении права собственности и принудительной реализации огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Отдел Росгвардии по Республике Мордовия освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании указанных требований законодательства суд считает необходимым взыскать с ответчика Прахова В.Н. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 рублей, согласно пункту 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,
решил:
исковые требования отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия к Прахову В. Н. о прекращении права собственности и принудительной реализации огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия удовлетворить.
Прекратить право собственности Прахова В. Н. на огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие марки «Сайга-20К», калибр 20, №1329209.
Разрешить Отделу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия реализовать через сеть специализированных магазинов г. Саранска огнестрельное длинноствольное гладкоствольное оружие марки «Сайга-20К», калибр 20, №1329209 с последующей передачей Прахову В. Н. вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
Взыскать с Прахова В. Н. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного
суда г. Саранска Республики Мордовия Е.Ю. Догорова
Мотивированное решение составлено 10 мая 2018 года.
Судья Е.Ю. Догорова