Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2019-000383-71
Дело № 2-439/2019 08 мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебных заседаний Рычковой Н.С.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по иску Москвина А.Я. к казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, признании права на предоставление в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных по договору на оказание платных медицинских услуг (в условиях стационара) в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге, на оплату оказания платных медицинских услуг скорой медицинской помощи, на приобретение средств реабилитации,
установил:
Москвин А.Я. обратился в суд с иском к казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» (КУ НАО «ФРЦ») о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, признании права на предоставление в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных по договору на оказание платных медицинских услуг (в условиях стационара) в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге, на оплату оказания платных медицинских услуг скорой медицинской помощи, на приобретение средств реабилитации.
В обоснование требований указано, что 24 октября 2018 года истец обратился в адрес КУ НАО «ФРЦ» с заявлениями (вх. №№ 874, 875) о предоставлении социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа. Уведомлением КУ НАО «ФРЦ» от 01 марта 2019 года № ИС-260 в предоставлении социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, истцу было отказано со ссылкой на то, что в документах, предоставленных заявителем, заказчиком и плательщиком услуг по оказанию медицинской помощи является не истец, а Москвина С.П. (супруга заявителя). Указанное решение ответчика истец считает незаконным. Просит учесть, с учетом возникшего заболевания <данные изъяты> от 11.03.2018 истец по состоянию своего здоровья был лишен возможности самостоятельно участвовать в оформлении документов. В этой связи, все юридически значимые действия, заключение договоров для оказания медицинской помощи совершала супруга заявителя - Москвина С.П., но за счет общих с заявителем денежных средств, являющихся общей совместной собственностью супругов. Законный режим имущества супругов между истцом и его супругой Москвиной С.П. не изменялся. Полномочия Москвиной С.П. при заключении указанных договоров действовать в интересах заявителя следовали из обстановки. Сделки, совершенные Москвиной С.П., впоследствии были одобрены заявителем, которым был заключен договор поручения от 16.01.2019, а также супруге выдана доверенность от 16.01.2019. Действие указанных документов распространено на ранее возникшие (с 11.03.2018) правоотношения. Договоры, заключенные Москвиной С.П., были совершены ею в интересах третьего лица – заявителя. Считает, что у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа.
Истец просит суд признать незаконным оформленный письменным уведомлением от 01 марта 2019 года № ИС-260 отказ КУ НАО «ФРЦ» в предоставлении Москвину А.Я. социальной помощи в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, а также признать за заявителем право на предоставление в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа (в виде оплаты расходов, понесенных по договору на оказание платных медицинских услуг (в условиях стационара) в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге, на оплату оказания платных медицинских услуг скорой медицинской помощи, на приобретение средств реабилитации).
Истец, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, ранее письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, на иске настаивает по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Митин Е.С., действующий на основании ордера, исковые требования поддержал по тем же основаниям. Считает, что сам выезда истца, первоначально госпитализированного в ГБУЗ Ненецкого автономного округа «Ненецкая окружная больница», для последующего прохождения лечения в медицинскую организацию, расположенную за пределами Ненецкого автономного округа, свидетельствует о фактическом согласовании (одобрении) учреждением здравоохранения Ненецкого автономного округа прохождения заявителем лечения в медицинской организации, расположенной за пределами Ненецкого автономного округа. Обращает внимание, что с учетом исключительности случая, состояния здоровья заявителя, характера его заболевания, <данные изъяты>, на момент заключения договоров для оказания медицинской помощи заявителю он был лишен возможности самостоятельного оформления соответствующих документов, в связи с чем, договоры для оказания медицинской помощи были заключены супругой истца - Москвиной С.П. При этом впоследствии сделки, совершенные Москвиной С.П., были одобрены заявителем, которым был заключен договор поручения от 16.01.2019, а также супруге выдана доверенность от 16.01.2019. Действие указанных документов распространено на ранее возникшие (с 11.03.2018) правоотношения. Указанные договор поручения от 16.01.2019, а также доверенность от 16.01.2019 предоставлялись КУ НАО «ФРЦ». Вместе с тем, в оспариваемом решении данным документам ответчиком какая-либо оценка не дана. Обращает внимание, что из текста оспариваемого решения КУ НАО «ФРЦ» не следует, что ответчиком также анализировались вопросы необходимости получения направления врача учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа для прохождения заявителем лечения в медицинской организации, расположенной за пределами Ненецкого автономного округа. В этой связи, соответствующие возражения КУ НАО «ФРЦ» со ссылкой на отсутствие у истца указанного направления, приведенные в отзывах на иск, предоставленных ответчиком и третьим лицом Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, оценивает критически. Считает, что доказательствами, собранными в ходе рассмотрения дела, не подтверждается обоснованность оспариваемого решения ответчика. Просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Левина Е.С. (является одновременно представителем по доверенности третьего лица Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа) с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве. Оспариваемый отказ КУ НАО «ФРЦ» в предоставлении Москвину А.Я. социальной помощи в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, считает законным и обоснованным, т.к. в документах, предоставленных заявителем, заказчиком и плательщиком услуг по оказанию медицинской помощи являлся не истец, а иное лицо (Москвина С.П.). Также указывает, что истцом не предоставлено направление лечащего врача учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа для прохождения заявителем лечения в медицинской организации, расположенной за пределами Ненецкого автономного округа. При этом случай, с которым обратился истец за оказанием медицинской помощи, не является исключительным, при котором выдачи указанного направления не требуется. Считает, что ответчиком истцу правомерно отказано в предоставлении меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 25.1 Закона Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе». Не оспаривала, что представленные в судебном заседании договор поручения от 16.01.2019, а также доверенность от 16.01.2019, выданная истцом его супруге Москвиной С.П., предоставлялись КУ НАО «ФРЦ» до принятия оспариваемого решения, ответчиком в решении не анализировались, равно как не отражены в решении вопросы необходимости получения направления врача учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа для прохождения заявителем лечения в медицинской организации, расположенной за пределами Ненецкого автономного округа. Считает, что в оспариваемом решении ответчиком приведены необходимые и достаточные основания для отказа в предоставлении требуемой истцом меры социальной поддержки. Просила в иске отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа по доверенности Шубина М.П. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве, аналогичным приведенным ответчиком. Поддержала доводы возражений, указанных представителем ответчика КУ НАО «ФРЦ». Просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу», извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Ранее ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» предоставлен письменный отзыв на иск, а также индивидуальная программа реабилитации истца, которому установлена инвалидность первой группы. В отзыве указывает, что на момент приобретения истцом по состоянию на 24.09.2018 средств реабилитации (коляски, подушки, мяча) действовала индивидуальная программа реабилитации заявителя, разработанная в 2015 году, которой было предусмотрено обеспечение Москвина А.Я. за счет средств федерального бюджета средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации от 2015 гола, а именно, тростью опорной. Иных пояснений по делу данным участником не указано.
Третье лицо Москвина С.П. (супруга заявителя), извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не уведомила, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, пояснений по делу не указала.
С согласия явившихся участников судебного разбирательства дело рассмотрено судом при данной явке.
Суд, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как предусмотрено частью 2 статьи 7, частью 1 статьи 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в частности, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно статье 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги, в частности, на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами; при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 данного Федерального закона. К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Как указано в преамбуле к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Для обеспечения условий эффективного функционирования системы здравоохранения в целях реализации права граждан на охрану здоровья, обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощи, санитарно - эпидемиологического благополучия на территории Ненецкого автономного округа принят и действует Закон Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе».
В соответствии со статьей 25.1 Закона Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» граждане, проживающие в Ненецком автономном округе, имеют право на предоставление социальной помощи при оказании им в медицинских организациях, расположенных в Российской Федерации за пределами Ненецкого автономного округа: 1) первичной специализированной медико-санитарной помощи; 2) специализированной медицинской помощи при диагностике и лечении заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий (за исключением медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями при осуществлении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи), а также при осуществлении медицинской реабилитации при оказании им специализированной медицинской помощи. Указанная социальная помощь заключается в оплате расходов, понесенных лицом при оказании ему указанных видов медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, в рамках оказания платных медицинских услуг, а также в случаях, установленных Администрацией Ненецкого автономного округа, в перечислении денежных средств на основании заявления гражданина непосредственно на счет медицинской организации, с которой у него заключен договор на оказание платных медицинских услуг. Мера социальной поддержки, предусмотренная статьей 25.1 Закона Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе», предоставляется за счет средств окружного бюджета на условиях и в порядке, определенных Администрацией Ненецкого автономного округа. Профили медицинской помощи, перечни заболеваний, состояний и видов диагностики для целей предоставления указанной социальной помощи, устанавливаются органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным в сфере охраны здоровья.
Из материалов дела следует, что 24 октября 2018 года истец обратился в адрес КУ НАО «ФРЦ» с заявлениями (вх. №№ 874, 875) о предоставлении социальной помощи (меры социальной поддержки) в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, в частности: на оплату услуг по оказанию скорой медицинской помощи стоимостью 180 тыс. руб. по договору на возмездное оказание разовых медицинских и связанных с ними сервисных услуг от 14.06.2018 с организацией ООО «Приоритет», оказывающей негосударственную скорую медицинскую помощь; расходов, понесенных по договору № 29368/ДН2018 от 06.08.20018 на оказание платных медицинских услуг (в условиях стационара) в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге, общей стоимостью 810468 руб.; также согласно товарному чеку от 24.09.2018 понесены расходы в размере 15040 руб. на приобретение коляски «Н008», подушки «Поппинс», мяча «М-108».
Оспариваемым уведомлением КУ НАО «ФРЦ» от 01 марта 2019 года № ИС-260 в предоставлении социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, истцу было отказано со ссылкой на то, что в документах, предоставленных заявителем, заказчиком и плательщиком услуг по оказанию медицинской помощи является не истец, а иное лицо (Москвина С.П.) (супруга заявителя). Указанное решение ответчика истец считает незаконным.
Проанализировав доказательства, полученные в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о том, что отказ КУ НАО «ФРЦ» в предоставлении истцу социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, по основаниям, указанным ответчиком, не может быть признан законным.
Согласно материалам дела Москвин А.Я. состоит в зарегистрированном браке с Москвиной С.П., что подтверждается представленным в материалах дела свидетельством о заключении брака от 18.07.1981.
В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (Правила предоставления платных медицинских услуг).
Как предусмотрено пунктом 2 Правил предоставления платных медицинских услуг, платные медицинские услуги - это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования; потребителем является физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; в свою очередь, под заказчиком понимается физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.
Согласно пунктам 16, 17 Правил предоставления платных медицинских услуг договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме. Договор должен содержать, в частности, фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя); фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица.
Из приведенных положений Правил предоставления платных медицинских услуг следует, что договор на оказание платных медицинских услуг может быть заключен не только непосредственно с потребителем (пациентом), но также и с заказчиком, заказывающим (приобретающим) платные медицинские услуги в пользу потребителя.
При этом в любом из указанных случаев заключения договора на оказание платных медицинских услуг получателем медицинских услуг является потребитель (пациент).
Из представленного в материалах дела договора на возмездное оказание разовых медицинских и связанных с ними сервисных услуг от 14.06.2018, заключенного между ООО «Приоритет» и супругой заявителя Москвиной С.П. (пункт 1.1 договора) заказчик поручает, а исполнитель берет на себя обязательство провести разовую платную медицинскую услугу в рамках действующей лицензии, отвечающую требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ, заказчику или потребителю (пациенту), в случае заключения договора в пользу потребителя (пациента) в виде оказания скорой, в т.ч. скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в неотложной форме, медицинской эвакуации при оказании скорой медицинской помощи, которую могут производить все выездные бригады скорой медицинской помощи исполнителя, другие необходимые сервисные услуги, а заказчик или потребитель обязуется оплатить исполнителю все оказанные ему услуги в порядке, размере и сроки, указанные в приложении к договору.
Из указанного договора на возмездное оказание разовых медицинских и связанных с ними сервисных услуг от 14.06.2018 следует, что данный договор заключен с ООО «Приоритет» Москвиной С.П., выступающей в качестве заказчика медицинских услуг.
Согласно представленной в материалах дела выписке из медицинской карты № 3066 от 15.06.2018 ГБУЗ Ненецкого автономного округа «Ненецкая окружная больница» истец поступил в указанное лечебное учреждение 11.03.2018 в экстренном порядке с внезапной потерей сознания, слабостью в левых конечностях. Заявителю поставлен основной диагноз: <данные изъяты>. Согласно указанной выписке № 3066 от 15.06.2018 контакт с пациентом затруднен из-за афатических нарушений, речевые команды не выполняет.
Согласно переводному эпикризу врачей лечебного учреждения «Российской научно-исследовательский нейрохирургический институт имени профессора А.Л. Поленова» - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2018 заявитель находился на лечении в данном учреждении, поступил в сопровождении бригады скорой медицинской помощи с основным уточненным диагнозом: «последствия внутричерепного кровоизлияния», жалоб при поступлении не предъявлял виду тяжести состояния. На момент подготовки эпикриза пациент в сознании, доступен элементарному контакту - выполняет предложенные задания.
Как следует из материалов дела, 06.08.2018 между Москвиной С.П. (заказчик) и ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге был заключен договор № 29368/ДН2018 на оказание платных медицинских услуг (в условиях стационара).
По условиям указанного договора исполнитель (ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге) обязался по заданию заказчика (Москвина С.П.) оказать медицинские услуги, а заказчик обязался оплатить эти услуги. Медицинские услуги по договору оказываются лицу, указанному заказчиком, - пациенту Москвину А.Я. (истец по настоящему делу). В случае, если заказчик не является пациентом, договор считается заключенным в пользу третьего лица (пациента), которому заказчик обязан самостоятельно сообщить о наличии договора и его содержании.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.
Проанализировав положения указанных договоров, заключенных супругой истца Москвиной С.П. с ООО «Приоритет», ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге, в совокупности с иными доказательствами в материалах дела, суд приходит к выводу о том, что получателем услуг по указанным договорам (потребителем, пациентом) являлся истец Москвин А.Я., что в судебном заседании по существу не оспаривалось.
Как предусмотрено статьями 33, 34 Семейного кодекса РФ (СК РФ) законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В иске заявитель указывает, что оплата по указанным договорам, а также приобретение средств реабилитации производились за счет общих средств супругов Москвина А.Я. и Москвиной С.П., законный режим имущества которых не изменялся.
Указанные доводы в ходе рассмотрения дела не опровергнуты, доказательств изменения законного режима имущества супругов Москвина А.Я. и Москвиной С.П. (режима их совместной собственности) в судебном заседании не получено.
Сведений о том, что расходы на оказание услуг по указанным договорам были понесены не за счет общих средств Москвина А.Я. и Москвиной С.П., как утверждает заявитель, а за счет иных источников, в судебном заседании не получено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что расходы по указанным договорам на оказание платных медицинских услуг понесены за счет средств заявителя.
В иске истец также указывает, что сделки, совершенные Москвиной С.П., были впоследствии одобрены заявителем, которым с Москвиной С.П. был заключен договор поручения от 16.01.2019, а также супруге выдана доверенность от 16.01.2019.
Указанные договор поручения от 16.01.2019, а также доверенность от 16.01.2019 предоставлялись КУ НАО «ФРЦ», что в судебном заседании не оспаривалось, вместе с тем, в оспариваемом решении данным документам ответчиком какая-либо оценка не дана.
Разрешая спор, суд также учитывает, что исходя из существа социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, с учетом состояния здоровья лица, претендующего на получение указанной меры социальной поддержки, данный гражданин может быть объективно лишен возможности на дату оформления договора на оказание платных медицинских услуг самостоятельно принимать участие в подписании соответствующих документов, в связи с чем, при заключении договора в качестве заказчика услуг может выступать иное конкретное лицо, не являющееся их потребителем.
Исходя из мотивов отказа ответчика в оспариваемом решении в предоставлении истцу социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, фактически усматривается, что в аналогичных обстоятельствах потребитель услуги, выступающий в договоре на оказание платных медицинских услуг одновременно в качестве заказчика услуги, с одной стороны, и потребитель услуги, не указанный в договоре на оказание платных медицинских услуг одновременно заказчиком услуги, с другой стороны, оказываются не в равных условиях, когда в последнем случае гражданин лишается права на оплату расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа.
Вместе с тем, указанное не основано на приведенных положениях Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006).
Порядок и условия предоставления гражданам, проживающим в Ненецком автономном округе, социальной помощи при оказании им в медицинских организациях, расположенных в Российской Федерации за пределами Ненецкого автономного округа первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи при диагностике и лечении заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий (за исключением медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями при осуществлении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи), а также при осуществлении медицинской реабилитации при оказании им специализированной медицинской помощи, - определены Положением о предоставлении социальной помощи гражданам при оказании им медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа (Положение о предоставлении социальной помощи), которое в соответствии со статьей 25.1 Закона Ненецкого автономного округа от 11.12.2002 № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» утверждено Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 27.05.2008 № 76-п.
Как предусмотрено пунктами 10, 14 Положения о предоставлении социальной помощи мера социальной поддержки предоставляется на основании заявления о предоставлении меры социальной поддержки по форме согласно Приложению к Положению и следующих документов: 1) копия паспорта; 2) копия выписки из истории болезни (эпикриз), медицинской карты, консультативного заключения или иной медицинской документации, подтверждающей факт оказания гражданину медицинской помощи, указанной в пункте 1 Положения; 3) копия направления лечащего врача (не представляется в случаях, указанных в пункте 8 Положения); 4) договор возмездного оказания медицинских услуг; 5) акт оказанных услуг либо перечень оказанных медицинских услуг, либо иной документ, оформленный в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», подтверждающий оказание гражданину медицинской помощи, указанной в пункте 1 Положения; 6) документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца).
Основаниями для отказа в предоставлении меры социальной поддержки гражданину согласно Положению о предоставлении социальной помощи являются: 1) непредставление одного или нескольких документов, предусмотренных пунктом 10 Положения; 2) нарушение гражданином требований, установленных пунктом 11 Положения; 3) представление заявления и документов на оплату расходов, указанных в пункте 4 Положения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в установленных по делу обстоятельствах отказ ответчика в предоставлении меры социальной поддержки со ссылкой на то, что в документах, представленных в КУ НАО «ФРЦ», заказчиком и плательщиком услуг является не истец, а иное лицо - супруга заявителя Москвина С.П., не может быть признан правомерным.
В отзыве на иск в обоснование возражений против исковых требований ответчик также ссылается на то, что истцом не предоставлено направление лечащего врача учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа для прохождения заявителем лечения в медицинской организации, расположенной за пределами Ненецкого автономного округа. При этом случай, с которым обратился истец за оказанием медицинской помощи, по утверждению ответчика, не является исключительным, при котором выдачи указанного направления не требуется.
Указанные доводы ответчика судом при рассмотрении настоящего дела отклоняются, т.к. при отказе в предоставлении истцу меры социальной поддержки ответчик на данное обстоятельство (непредоставление направления лечащего врача) не ссылался, из текста оспариваемого решения КУ НАО «ФРЦ» не следует, что ответчиком анализировались вопросы необходимости получения направления врача учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа для прохождения заявителем лечения в медицинской организации, расположенной за пределами Ненецкого автономного округа.
Таким образом, в данной части ответчиком фактически указано дополнительное основание для отказа в предоставлении истцу меры социальной поддержки, на которое КУ НАО «ФРЦ» ранее не ссылалось.
При этом согласно Положению о предоставлении социальной помощи гражданам при оказании им медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа (утв. Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 27.05.2008 № 76-п) мера социальной поддержки предоставляется при условии, что медицинская помощь гражданину оказана по направлению лечащего врача медицинской организации Ненецкого автономного округа (пункт 7).
Также указанным Положением в пункте 8 предусмотрены случаи, когда для предоставления меры социальной поддержки направление лечащего врача медицинской организации Ненецкого автономного округа, решение врачебной комиссии ГБУЗ НАО «Центральная районная поликлиника Заполярного района Ненецкого автономного округа», ГБУЗ НАО «Ненецкая окружная больница» не требуется
В судебном заседании установлено, что указанные обстоятельства ответчиком при принятии оспариваемого решения не выяснялись, иного из текста решения КУ НАО «ФРЦ» не следует.
Разрешая спор, суд учитывает, что в своей деятельности суды не могут подменять иные уполномоченные органы и организации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в указанных обстоятельствах оформленный письменным уведомлением от 01 марта 2019 года № ИС-260 отказ ответчика в предоставлении истцу социальной помощи в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, следует признать незаконным.
В порядке восстановления нарушенного права заявителя на ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении меры социальной поддержки от 24 октября 2018 года (входящий номер 874), а также заявление о предоставлении меры социальной поддержки от 24 октября 2018 года (входящий номер 875), поданные истцом в КУ НАО «ФРЦ», и принять решение в соответствии с законодательством.
Оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в остальной части - о признании за истцом права на предоставление в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных по договору на оказание платных медицинских услуг (в условиях стационара) в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге, на оплату оказания платных медицинских услуг скорой медицинской помощи, на приобретение средств реабилитации, суд по делу не усматривает, т.к. в установленных обстоятельствах дела удовлетворение иска в данной части является преждевременным с учетом указанного способа защиты права заявителя - путем возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявления истца о предоставлении меры социальной поддержки с принятием решения по заявлениям в соответствии с законодательством.
При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на момент предъявления иска в суд (13.03.2019 - согласно штампу на почтовом конверте) 03.12.2018 истцу была установлена первая группа инвалидности бессрочно.
Таким образом, в силу закона (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ) истец, являющийся инвалидом первой группы, при обращении в суд от уплаты государственной пошлины был освобожден.
Исковые требования неимущественного характера (о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа) признаны судом обоснованными.
В этой связи, в силу статьи 103 ГПК РФ, статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина в сумме 300 руб. (исходя из удовлетворенных исковых требований неимущественного характера) подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Москвина А.Я. к казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» о признании незаконным отказа в предоставлении социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа, признании права на предоставление в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных по договору на оказание платных медицинских услуг (в условиях стационара) в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге, на оплату оказания платных медицинских услуг скорой медицинской помощи, на приобретение средств реабилитации, - удовлетворить частично.
Признать незаконным оформленный письменным уведомлением от 01 марта 2019 года № ИС-260 отказ казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» в предоставлении Москвину А.Я. социальной помощи в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» в виде оплаты расходов, понесенных при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, расположенных за пределами Ненецкого автономного округа.
Обязать казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» повторно рассмотреть заявление о предоставлении меры социальной поддержки от 24 октября 2018 года (входящий номер 874), а также заявление о предоставлении меры социальной поддержки от 24 октября 2018 года (входящий номер 875), поданные Москвиным А.Я. в казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр», и принять решение в соответствии с законодательством.
В остальной части исковые требования Москвина А.Я. к казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» о признании права на предоставление в соответствии с Законом Ненецкого автономного округа от 11 декабря 2002 года № 382-ОЗ «О здравоохранении в Ненецком автономном округе» социальной помощи в виде оплаты расходов, понесенных по договору на оказание платных медицинских услуг (в условиях стационара) в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России» в г. Санкт-Петербурге, на оплату оказания платных медицинских услуг скорой медицинской помощи, на приобретение средств реабилитации, - оставить без удовлетворения.
Взыскать с казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Финансово-расчетный центр» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года