Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2017 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н.Антипиной,
при секретаре: К.В.Чупуковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко О.А. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрации Шуйского сельского поселения о предоставлении вне очереди жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Мартыненко О.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она с сыном ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, проживала по адресу: .... ДД.ММ.ГГГГ г. в результате пожара дом сгорел. ДД.ММ.ГГГГ г. администрацией Шуйского сельского поселения истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено, в связи с чем, ссылаясь на положения статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Мартыненко О.А., представитель истца, допущенная судом к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ,в судебном заседании иск поддержали, пояснив, что жилое помещение испрашивается только на истца. С ДД.ММ.ГГГГ г. семья проживает в ....
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района РК, действующая по доверенности, иск не признала, пояснив, что дом, в котором зарегистрирована и проживала истец, в установленном законом порядке не признан непригодным для проживания.
Представитель ответчика администрации Шуйского сельского поселения, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, считала администрацию Шуйского сельского поселения ненадлежащим ответчиком.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В силу положений ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленньм требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).
По общему правилу, в силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Для случаев признания в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мартыненко О.А.с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время зарегистрирована в квартире №, расположенной по адресу: ....
ДД.ММ.ГГГГ г. в данном жилом доме произошел пожар, в результате которого строение дома повреждено огнем по всей площади. Факт пожара подтверждается справкой межтерриториального отдела ГПН Прионежского, Пряжинского районов УГПН ГУ МЧС РФ по РК.
Постановлением администрации Шуйского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. № Мартыненко О.А. с составом семьи 2 человека признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Из пояснений истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ г. она проживает в .... Мартыненко О.А. имеет сына ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, который зарегистрирован по адресу: ..., и является с ДД.ММ.ГГГГ г. собственником ... доли в праве на вышеназванное жилое помещение.
Из пояснений представителей ответчиков следует, что спорное жилое помещение (...) в муниципальной собственности Шуйского сельского поселения не находилось, в муниципальной собственности Прионежского муниципального района РК не находится. Ни данная квартира, ни жилой дом, расположенный по адресу: ..., не числятся в сведениях администрации Прионежского муниципального района РК о многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Информация о том, что данное жилое помещение признано непригодным для проживания, в администрации Прионежского муниципального района РК также отсутствует.
В выписке из Книги учета граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, Мартыненко О.А. стоит в общей очереди под №, в льготной очереди под №.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 года № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. В силу п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что спорное жилое помещение заключением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания, многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу. Решения о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции не принималось ни администрацией Шуйского сельского поселения, ни администрацией Прионежского муниципального района РК.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены кисключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, отсутствуют предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ основания для предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральным законом от 27.05.2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 января 2015 года.
Соответственно, администрация Шуйского сельского поселения по заявленному иску является ненадлежащим ответчиком, что является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в иске к данному ответчику.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в иске Мартыненко О.А. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрации Шуйского сельского поселения о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 11 апреля 2017 года.