Дело № 2- 139/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
11 мая 2018 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой О.В.
при секретаре Хомяковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведевой Н.В. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г.Райчихинск (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Райчихинске (межрайонное) Медведевой Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске (межрайонное) принято к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 18 лет 10 месяцев 00 дней, отказа в зачете в указанный стаж 09 лет 02 месяца 18 дней, периоды работы:
-с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. работа в должности «фельдшер выездной бригады станции скорой помощи в г. Райчихинске», «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде на подстанции п. Прогресс станции скорой помощи г. Райчихинска» из-за отсутствия в Списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и номенклатуре учреждений здравоохранения наименование учреждения «Станция скорой помощи». Кроме того, в штатном расписании станции скорой помощи Райчихинской центральной городской больницы за ДД.ММ.ГГГГ годы отсутствует штатная единица в должности фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде на подстанции п. Прогресс станции скорой помощи г. Райчихинска, в связи с чем определить место работы на станции скорой медицинской помощи п. Прогресс не представляется возможным, так же и исчислить стаж как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности или поселке городского типа 1:3 нет оснований;
-с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. – курсы повышения квалификации, так как в периоды нахождения на курсах повышения квалификации работником не выполнялась в течение полного рабочего дня работа, дающая право на досрочную пенсию.
Не согласившись с данным решением, Медведева Н.В. обратилась в суд с иском о включении указанных периодов в специальный стаж, понуждении к назначению трудовой пенсии досрочно при имеющемся специальном стаже 25 лет, а не 30 лет, как указано в решении.
Её трудовая деятельность проходила в сельской местности, поселке городского типа, в связи с чем должен применяться льготный порядок исчисления стажа вышеуказанной работы за год работы как год и три месяца.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть зачтены в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 месяца).
Основывая свои требования статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях " отменить п.2 решения № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», признав в указанной части незаконным. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Райчихинске Амурской области включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанные периоды её работы. Обязать назначить ей как лицу, осуществляющему не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, начиная со дня обращения с заявлением о назначении указанной пенсии.
Истец Медведева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью. Периоды её работы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации засчитываются, как за работу в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке): один год за один год и 3 месяца. Просила включить указанные выше периоды в специальный стаж в льготном порядке.
Представитель ответчика - ГУ УПФ РФ в г.Райчихинске (межрайонное) Татаринцева А.А. по доверенности в судебном заседании требования не признала, сославшись на законность отказа пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии. Просила в удовлетворении исковых требований в части периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации отказать за необоснованностью.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела Медведевой Н.В., суд приходит к выводу о том, что исковые требования Медведевой Н.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде на подстанции п. Прогресс станции скорой помощи г. Райчихинска, в должности фельдшера п. Прогресс отделения скорой медицинской помощи, фельдшера отделения скорой медицинской помощи в поселке городского типа.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (введенного в действие с 01.01.2015) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную страховую пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Федеральным Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии с положениями пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
При этом Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указаний пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «н» п.1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 «"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" предусмотрен льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) один год работы как за 1 год и 3 месяца при назначении пенсии независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе. Но данное правило действовало до 01.11.1999 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» с 01.11.1999 года установлено применение льготного исчисления работы медицинских работников в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа, когда пенсия назначается при выслуге не менее 30 лет (пункт 2).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Медведева Н.В. обратилась в ГУ-УПФР в г. Райчихинске Амурской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности.
Решением ГУ-УПФР в г. Райчихинске Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Медведевой Н.В. было отказано со ссылкой на подпункт 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Суд не может согласиться с постановленным решением ГУ УПФ РФ в г. Райчихинск от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения спорных периодов из специального трудового стажа истца, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, по следующим основаниям.
Рассматривая обоснованность не включения ответчиком в специальный стаж Медведевой Н.В. периодов ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В вышеуказанном Списке в подразделе "Наименование должности" предусмотрена должность «фельдшер», а также "учреждения" - "станции скорой медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи" (п. 16).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464,) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, применявшимся до 01 ноября 1999 года, поименованы должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
На основании заключения экспертизы условий труда Управления занятости населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГг., наименование медицинского учреждения «станция скорой помощи» произвольное, сокращенное и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранение РФ от 03.11.1999 №395, не предусмотрено. Деятельность Станций скорой помощи г. Райчихинск соответствует деятельности учреждения здравоохранения «станция скорой медицинской помощи», что подтверждается назначением и структурой учреждения.
Условия труда Медведевой Н.В., работавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера выездной бригады Станции скорой помощи г. Райчихинск соответствуют условиям труда фельдшера станции сокрой медицинской помощи, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Условия труда Медведевой Н.В., работавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде Станции скорой помощи г. Райчихинск соответствуют условиям труда фельдшера станции скорой медицинской помощи, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Условия труда Медведевой Н.В., работавшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде Станции скорой помощи г. Райчихинск соответствуют условиям труда фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам станции скорой медицинской помощи.
С учетом изложенного, требования истца о включении в специальный стаж периодов работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к следующему:
указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подтверждаются удостоверением о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ и сертификатом ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж», удостоверением о краткосрочном повышении квалификации рег. №, свидетельством о повышении квалификации факультета повышения квалификации Райчихинского медицинского училища, сертификатом «ЭКГ диагностика и помощь больным с ОИМ на догоспитальном этапе», сертификатом от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельством о повышении квалификации рег. №, приказами о направлении на учебу.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Доводы ответчика о том, что курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку в данные периоды истец фактически не работала, являются несостоятельными, так как для отдельных категорий работников, к числу которых относится медицинская деятельность, в силу специального нормативного регулирования повышение квалификации является обязательным условием допуска к выполнению должностных обязанностей.
При таких данных период нахождения истца на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Названные периоды подлежат включению в специальный стаж истца непосредственно в том исчислении, который был применен относительно периодов ее профессиональной деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Таким образом, после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).
Истица претендует на назначение досрочной пенсии по старости при специальном стаже, связанном с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет, и на льготное исчисление стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца после 1 ноября 1999 года, что не предусмотрено законом.
Райчихинская станция скорой помощи являлась подразделением муниципального учреждения Райчихинского городского отделения здравоохранения. В состав Станции скорой помощи входила подстанция скорой помощи п. Прогресс. Станция скорой помощи г. Райчихинска обслуживала население города и входящие в состав города населенные поселки численностью 48100 человек, а также населенные пункты Завитинского и Бурейского районов численностью 4150 человек. Радиус обслуживания в черте города 12 км, в сельских районах 50 км.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства выполнения трудовой функции фельдшера выездной бригады станции скорой помощи г. Райчихинска на подстанции п. Прогресс в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, спорные периоды работы Медведевой Н.В. в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде на подстанции п. Прогресс станции скорой помощи г. Райчихинска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, после ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету только в календарном исчислении.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С требованием о назначении пенсии в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Райчихинске истец обратилась ДД.ММ.ГГГГг.
С учетом изложенного, специальный трудовой стаж Медведевой Н.В. в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения на момент обращения истца в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии составил необходимые 25 лет ((принятого к зачету 18 лет 10 месяцев) + (подлежит зачету 6 лет 03 месяца 26 дней)).
Невключение ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Райчихинске оспариваемых периодов в специальный трудовой стаж истца, нарушило право Медведевой Н.В. на досрочное назначение страховой пенсии.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Медведевой Н.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить п.2 решения № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) в части отказа в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказа в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Райчихинске Амурской области (межрайонное) включить в специальный стаж для назначения страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы Медведевой Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Медведевой Н.В. досрочно страховую пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд РФ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2018 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Райчихинского городского суда О.В. Грачева