Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3070/2022 ~ М-931/2022 от 03.02.2022

Дело № 2-3070/2022

(45RS0026-01-2022-001571-60)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2022 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Аброськина С.П.,

при секретаре Скобелевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березина Андрея Владимировича к Администрации города Кургана о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Березин А.В. обратился в суд с иском к Администрации города Кургана о возмещении ущерба от ДТП, расходов. В обоснование иска указано, что 27.12.2021 около 10 час. 00 мин. в районе дома № 1 по ул. Карбышева в городе Кургане, водитель Березин А.В., управляя транспортным средством Ниссан, государственный регистрационный знак не справился с управлением, допусти наезд на стоящий автомобиль Мазда, государственный регистрационный знак . В результате ДТП автомобили получили механические повреждения. ДТП произошло из-за недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги на указанном участке. Инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по городу Кургану после ДТП составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, согласно которому на проезжей части ул. Карбышева в районе дома № 1 в городе Кургане имеются образования в виде зимней скользкости, снежного наката. С целью установления стоимости восстановительного ремонта транспортного средства Ниссан, государственный регистрационный знак , истец обратился в ООО НЭАЦ «ИнформПроект», согласно заключению которого, стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 213334 руб. За услуги эксперта оплачено 5000 руб. Просит суд взыскать с Администрации города Кургана 218334 руб., расходы на оказание юридической помощи в размере 15000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 5383 руб.

Истец Березин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд представителя.

Представитель истца, действующий на основании ордера, адвокат Вандровский Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Администрации города Кургана, действующий по доверенности Тюсов Н.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, дал пояснения по доводам, изложенным в письменно отзыве.

Третье лицо – Лукиных В.Н. в судебное заседание не явилась, при надлежащем извещении, о причинах неявки суду не сообщено.

Представитель третьего лица МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении, о причинах неявки суду не сообщено.

Представитель третьего лица МУП «Специализированное дорожное предприятие» в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении, о причинах неявки суду не сообщено.

Представитель третьего лица Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении, о причинах неявки суду не сообщено.

В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии неявившихся лиц, неявка которых не является безусловным основанием для отложения дела.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

При этом обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда, как правило, при наличии состава правонарушения, который включает наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В силу положений п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 6 ст. 3 указанного закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Пунктом 1 ст. 33 Устава муниципального образования г. Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28 февраля 2005 г. № 38, предусмотрено, что Администрация г. Кургана является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Кургана, наделенным Уставом г. Кургана полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Кургана федеральными законами и законами Курганской области.

На основании п. 3 ст. 2 Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения на территории г. Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 22 февраля 2017 г. № 20 (в редакции, действующей на момент ДТП), Администрация г. Кургана является уполномоченным органом, обеспечивающим осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и уполномоченным органом, осуществляющим муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 2.20 ст. 2 настоящего Положения к полномочиям Администрации г. Кургана в области осуществления дорожной деятельности относится осуществление полномочий владельца автомобильных дорог местного значения, установленных законодательством Российской Федерации.

Анализ совокупности указанных правовых норм позволяет прийти к выводу том, что ущерб, причиненный пользователям автомобильных дорог, подлежит возмещению лицами, ответственными за поддержание их в состоянии, пригодном для безопасной эксплуатации, при наличии вины последних в причинении вреда.

Судом установлено, что 27.12.2021 в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Курган, ул. Карбышева, д. 1 произошло ДТП с участием транспортного средства Ниссан, государственный регистрационный знак под управлением Березина А.В., который не справился с управлением, допусти наезд на стоящий автомобиль Мазда, государственный регистрационный знак под управлением Лукиных В.Н.

В результате ДТП транспортному средству Ниссан, государственный регистрационный знак были причинены механические повреждения.

Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Кургану от 27.12.2021. на проезжей частина участке: г. Курган, ул. Карбышева, д.1, выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: на проезжей части образование зимней скользкости в виде снежного наката.

Вместе с тем, в силу пункта 1.3 Правил дорожного движения участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В соответствии с п. 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

В силу требований п. 10.1 Правил дорожного движения, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Из приведенных норм Правил следует, что при выборе скорости движения, водитель должен учитывать не только установленные ограничения скорости, но и интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. При этом выбранная скорость движения должна обеспечивать водителю возможность остановки транспортного средства при возникновении опасности.

Совокупность указанных обстоятельств, характер повреждений автомобиля истца, позволяет прийти к выводу, что Березин А.В., как водитель источника повышенной опасности, нарушил Правила дорожного движения, не выбрал той скорости движения транспортного средства, которая обеспечила бы ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства в условиях данной местности и принять своевременно меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства при возникновении опасности для движения.

Наиболее важными факторами, определяющими дорожные условия и влияющими на выбор скорости, являются ширина проезжей части и ее состояние (сухая, влажная, заснеженная, обледенелая), продольный и поперечный профили дороги, радиусы закруглений. Состояние проезжей части, ее ровность и качество покрытия существенным образом влияют на выбор скорости. При прочих равных условиях в дождь, при снегопаде и особенно гололедице скорость следует снижать, поскольку путь торможения автомобиля возрастает в несколько раз.

ГОСТ Р 50597-2017 не устанавливает критерий, в силу которых можно определить момент обнаружения скользкости. Скользкость может быть последствием сильного снегопада, а может образоваться при его отсутствии, сроки ликвидации зимней скользкости и сроки уборки снега согласно ГОСТ Р 50597-2017 не зависят друг от друга и не связаны между собой, поскольку могут иметь разный момент их исчисления.

Снегопады и гололеды - природные явления, которые могут происходить одновременно на достаточно больших территориях и протяженности дорог, для снегоуборки и ликвидации скользкости требуется определенное время.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Березин А.В. управлял автомобилем при ясной погоде, в дневное время, то есть в условиях видимости, позволяющей водителю оценивать дорожные условия, что свидетельствует о том, что Березин А.В.. имел техническую возможность избежать ДТП, однако в нарушении Правил дорожного движения не предпринял установленные п. 10.1 Правил действия.

В рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации Березин А.В. нарушил требования п. 10.1 Правил дорожного движения. При движении по дороге в зимний период истец выбрал скорость движения около 40 км/ч (о чем указано в его объяснениях), потерял контроль над автомобилем и выехал за пределы дорожного полотна, совершив наезд на транспортное средство Мазда, государственный регистрационный знак , повредив его.

В данном случае Березин А.В., как водитель, учитывая особенности и состояние транспортного средства, учитывая дорожные и метеорологические условия, обязан выбрать такую скорость, которая обеспечит возможность постоянного контроля за движением автомобиля.

Указанные действия истца свидетельствуют о нарушении п. 10.1 Правил дорожного движения, состоят в причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде повреждения принадлежащего истцу автомобиля.

Кроме того, установлено и следует из материалов дела, согласно сведениям МКУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» по ул. Карбышева в г. Кургане мероприятий по расчистке снега, устранений гололеда 27.12.2021 (в день ДТП) не проводились.

Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что Березин А.В., как владелец источника повышенной опасности, не выбрал скорость движения автомобиля, которая обеспечила бы ему возможность постоянного контроля за его движением, принять своевременно меры к снижению скорости вплоть до остановки автомобиля при возникновении опасности для движения.

Наличие на дороге скользкости не освобождало водителя Березина А.В. от необходимости принятия всех мер предосторожности в сложившейся дорожно-транспортной ситуации и соблюдения при управлении автомобилем требований п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

Каких-либо доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих Березину А.В. в сложившейся дорожной ситуации выполнить требования п. 10.1 ПДД, материалы настоящего гражданского дела не содержат.

Исходя из того, что причиной дорожно-транспортного происшествия явились как действия Березина А.В., так и бездействие ответчика Администрации города Кургана, не обеспечившего надлежащий контроль за содержанием дороги

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о вине обеих сторон в дорожно-транспортном происшествии. При этом, исходя из действий каждой стороны, степени вины, характера дорожно-транспортного происшествия, и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об определении степени вины Березина А.В. – 30%, вины Администрации города Кургана – 70 %.

В обоснование причиненного ущерба автомобилю Ниссан, государственный регистрационный знак , Березиным А.В. представлено заключение эксперта ООО «НЭАЦ «ИнформПроект» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет 213334 руб.

Разрешая спор, суд принимает экспертное заключение эксперта ООО «НЭАЦ «ИнформПроект» от ДД.ММ.ГГГГ как одно из доказательств по делу, придя к выводу, что оно является полным, содержит описание всех этапов исследования и подробный расчет стоимости, квалификация оценщика подтверждена приложенными к заключению документами.

Оснований ставить под сомнение изложенные в заключении выводы эксперта у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка лицом, имеющим специальное образование и обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов. Экспертом изучены все имеющиеся материалы, объем которых оказался достаточным для дачи заключения; сделанные на основе исследования выводы являются ясными, понятными и обоснованными, соответствуют совокупности имеющихся в материалах дела иных доказательств.

Ходатайств о проведении по гражданскому делу судебных экспертиз от сторон в ходе рассмотрения гражданского дела не поступало.

Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика Администрации города Кургана – 149 333,80 руб. (213334 руб. * 30% руб.) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, с учетом установленной вины.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию оплаченная государственная пошлина в размере 4 186,68 руб., расходы по оплате экспертного заключения в размере 3500 руб. (5000 руб. * 30%).

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить в части.

Взыскать с Администрации города Кургана в пользу Березина Андрея Владимировича в счет возмещении ущерба от ДТП денежные средства в размере 149 333,80 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 186,68 руб., расходы по оплате экспертного заключение в размер 3500 руб.

В удовлетворении остальной части иска Березина Андрея Владимировича - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Курганский областной суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Курганский городской суд Курганской области.

Судья С.П. Аброськин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.05.2022.

2-3070/2022 ~ М-931/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Березин Андрей Владимирович
Ответчики
Администрация г Кургана
Другие
Лукиных Вера Николаевны
МУП "Специализированное дорожное предприятие"
Вандровский Евгений Витальевич
Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана
МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана"
Суд
Курганский городской суд Курганской области
Судья
Аброськин Степан Петрович
Дело на странице суда
kurgansky--krg.sudrf.ru
03.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2022Передача материалов судье
07.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2022Подготовка дела (собеседование)
22.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
16.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее