Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 декабря 2022 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Арефьевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Степаненко Н.В.,
с участием административного ответчика Труфанова А.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Ениной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№а-3411/2022 по административному исковому заявлению врио начальника ФКУ ИК – 6 УФСИН России по <адрес> к Труфанову А. А. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Руководитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Труфанова А.А..
В обоснование заявленных требований истец указал, что Труфанов А.А. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> <дата>, осужден приговором мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата> по части 1 статьи 158 УК РФ, в соответствии со статьей 70 УК РФ к 1 году 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. После освобождения Труфанов А.А. следует к месту жительства по адресу: <адрес>, имеет неснятую судимость за совершение преступления небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. За время отбывания наказания в виде лишения свободы осужденный Труфанов А.А. зарекомендовал себя отрицательно, за нарушения установленного порядка отбывания наказания имеет 2 действующих дисциплинарных взыскания. Поощрений от администрации ФКУ ИК – 6 УФСИН России по <адрес> не имеет. Состоит на обычных условиях отбывания наказания. На профилактических учетах не состоит. К исполнению режимных требований учреждения относится не всегда добросовестно.
Административный истец ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> просит установить в отношении Труфанова А.А. административный надзор и административные ограничения сроком на 3 года и
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 07.00;
- запретить посещение питейных заведений, кафе, баров, ресторанов, осуществляющих реализацию спиртосодержащей продукции посетителям на розлив;
- запретить выезд за пределы территории субъекта РФ по месту жительства;
- обязать явкой 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации,
В судебное заседание представитель ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В судебном заседании осужденный Труфанов А.А. административное исковое заявление признал, доводов о несогласии с административным исковым заявлением не имеет, ходатайств и заявлений не имеет.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, изучив и проверив представленные материалы, суд приходит к выводу, что заявление руководителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от <дата> N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судом установлено, подтверждается материалами административного дела, что Труфанов А.А. осужден приговором мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата> по части 1 статьи 158 УК РФ, в соответствии со статьей 70 УК РФ к 1 году 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Установлено также, что решением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> в отношении Труфанова А.А. был установлен административный надзор сроком до погашения судимости, то есть на восемь лет, с ограничениями в виде:
- запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания лица, с 22.00 часов до 07.00 часов следующих суток;
- запретить выезд за пределы <адрес>;
- обязать явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания и (или) фактическому нахождению для регистрации.
<дата> осужденный Труфанов А.А. освобождается из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по отбытию срока наказания. Административный ответчик имеет неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Согласно характеристике, утвержденной начальником ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, осужденный Труфанов А.А. характеризуется отрицательно, как невставший на путь исправления. При общении с сотрудниками администрации и осужденными вынуждено вежлив, старается не допускать в обращении грубость и употребление жаргонных слов. За время отбывания наказания в виде лишения свободы ответчик допустил 2 нарушения установленного порядка отбывания наказания, по одному из которых привлекался к дисциплинарной ответственности в виде устного выговора, по одному к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Оба нарушения установленного порядка являются действующими. Поощрений от администрации учреждения не имеет. Состоит в обычных условиях отбывания наказания, на профилактическом учете не состоит. В результате проводимой воспитательной работе к режиму содержания относится посредственно. Мероприятия культурно-массового характера и спортивного характера посещает под контролем администрации. Мероприятия воспитательного характера посещает, не всегда делает для себя правильные выводы. Требования правил пожарной безопасности, санитарии и личной гигиены соблюдает под контролем администрации, привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение формы одежды. Спальное место содержит в относительной чистоте. По приговору суда имеет среднее специальное образование, в ПУ – 117 при ИК – 6 не обучался, так как уже имеет профессию. В колонии официально не трудоустроен. Работу по благоустройству колонии выполняет под контролем администрации. Дружеские отношения поддерживает с различной категорией осужденных. Отношения с родственниками поддерживает путем получения посылок и передач. В результате поддержания социально полезных связей с родственниками должных выводов для себя не делает. Вину в совершенном преступлении признал, по приговору суда материального иска не имеет. В исправительное учреждение поступало два исполнительных листа на сумму 7500 рублей, который в настоящее время не погашен.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Труфанова А.А..
В соответствии с частью 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу требований частью 2 статьи 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
С учетом данных характеризующих личность Труфанова А.А., наличие места проживания и регистрации, обстоятельств совершенных преступлений, за которые он отбывает наказание, поведение в местах лишения свободы, необходимости осуществления контроля за поведением, требований закона, суд приходит к выводу о необходимости установления ответчику обязательной явки поднадзорного лица 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Количество явок судом определено исходя из образа жизни Труфанова А.А., допущенных нарушениях установленных правил отбывания наказания в местах лишения свободы, а также в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.
Необходимость в данных административных ограничений судом усматривается исходя из образа жизни Труфанова А.А., совершившего преступление в период непогашенной судимости в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, с учетом его поведения в период отбытия наказания, а также в целях недопущения совершения новых преступлений, административных правонарушений и антиобщественного поведения.
При этом судом не усматривается оснований для установления ответчику запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 07.00 часов следующих суток, поскольку в настоящее время административным истцом не предоставлено доказательств целесообразности данного ограничения, совершение преступления в дневное время не свидетельствует о допускаемых противоправных деяниях в ночное время.
Также судом не усматривается необходимость ограничивать Труфанова А.А. выезда за пределы территории, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные п.2 и п. 3 ч.3 ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ. Так, ответчик не имеет судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, имеет регистрацию по адресу: <адрес>, с <дата>, что подтверждается сведениями о регистрации в паспорте РФ.
Согласно п.2 ч.1 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, то есть не допускающей выбора, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно.
В соответствии со ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент осуждения) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание вышеуказанные правовые нормы, установленные судом обстоятельства, личность осужденного, суд считает необходимым установить в отношении Труфанова А.А. срок административного надзора 3 года, исчисляя со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от <дата> № 64-ФЗ).
По мнению суда, установление административного надзора будет способствовать предупреждению совершения Труфановым А.А. преступлений и правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административный ответчик в обоснование своих возражений не предоставил суду доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие установления административного надзора и назначения административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 272, 273 КАС РФ, ст. 5 Федерального закона от <дата> № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Труфанова А. А., <дата> года рождения, удовлетворить частично.
Установить Труфанову А. А., <дата> года рождения, административный надзор на срок погашения судимости
(3 года) за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить Труфанову А. А., <дата> года рождения, административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации,
- запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Арефьева Н.В.
Копия верна: