Мотивированное решение изготовлено 14.11.2014.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № ******
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
10.11. 2014 года Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Хрущевой О.В., при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости.
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее - Управление) с вышеназванными требованиями.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление за назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Управление вынесло решение об отказе ему в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № № ******, в котором определен его специальный стаж 10 лет 3 месяца 27 дней. Управлением не включена в стаж на соответствующих видах работ служба в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Истец полагает, что пенсионный орган безосновательно исключил период его службы в рядах Вооруженных Сил ФИО3, поскольку в данное время действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** в соответствии с п. 109 которого, его служба в армии может быть включена в специальный стаж, поскольку до ухода на службу в Вооруженных Силах ФИО3 он работал в профессии, стаж работы в которой включается в льготный стаж и был принят к зачету пенсионным органом. Истец полагал, что поскольку период прохождения им службы в Советской Армии относится периодам деятельности до нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, а действующее в то время законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то данный период должен быть включен в его специальный стаж. В этой связи истец просит включить в стаж на соответствующих видах работ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, тоесть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО2 настаивал на исковых требованиях, повторил доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика - ФИО5 исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва, приобщенного к материалам гражданского дела, из которого следует, что Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий трудовой стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж при определении права на пенсию в соответствии с абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указала, что в соответствии с Постановлением Минтруда России от 17.10.2003 № 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую согласно ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой" стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы или деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа. Указанный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин независимо от его возраста до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж или специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. Если на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа или специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. В соответствии с п. 109 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» от 03.08.1972 г. № 590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а"(Список № 1) и "б"(Список № 2) пункта 16), период, указанный в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Однако, при этом в силу п. 16 Положения в его взаимосвязи со ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» мужчины пользовались правом на пенсию на льготных условиях по Списку № 2 по достижении возраста 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если не менее половины стажа (т. е. 12 лет 6 месяцев), необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях. С принятием Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Постановление № 590 утратило силу, а время военной службы перестало включаться в саж по Списку № 2, и засчитывалось только в общий стаж работы, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также принятые во исполнение данного Закона Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, не предусматривают включение периодов военной службы в армии в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Так, в силу пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, действующего до 1990 года, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Указанным Положением было установлено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работающим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда периоды, указанные в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из представленной в материалы дела трудовой книжки, до службы в составе Вооруженных Сил (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал электросварщиком в Лобвинском леспромхозе объединения «Лобвалес». Указанный период работы был включен пенсионным органом в льготный стаж истца, что следует из содержания решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного заседания.
Таким образом, поскольку льготная работа истца непосредственно предшествовала его службе в Вооруженных Силах, то спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 года 02 месяца 18 дней) подлежит включению в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. По мнению суда, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку на момент отмены Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, то есть в связи с принятием Закона в Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" у Осипова А.В. отсутствовал стаж (12 лет 6 месяцев), дающий ему право на пенсию на льготных условиях по Списку № 2 по достижении возраста 55 лет (на основании ст.9 Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях») со ссылкой на пункт 1 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также ряде других его определений (от 05.11.2002 № 320-О, от 06.03.2003 № 107-О). Аналогичное истолкование дано также Верховным Судом РФ в своем определении от 24.09.2010 по делу № 14-В10-8.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
С учётом включения спорных периодов судом (02 года 02 месяца 18 дней) и бесспорно зачтенных пенсионным органом оспариваемым решением (10 лет 03 месяца 18 дней) специальный стаж на дату обращения ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) в возрасте 54 года в пенсионный орган составит 12 лет 06 месяцев 06 дней.
Таким образом, судом установлено наличие предусмотренных законом условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании абзаца 2 пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем, за ФИО2 должно быть признано право на досрочное социальное обеспечение по указанным основаниям с даты достижения 55-ти летнего возраста, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости удовлетворить.
Включить в специальный стаж ФИО2 период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 02 года 02 месяца 18 дней – служба в рядах Советской Армии.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> назначить ФИО2 пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий: Хрущева О.В.