дело № 2-900/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
14 мая 2014 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шенцовой Е.П.,
при секретаре Сидоренко С.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора <адрес> Замориной Ю.А.,
истца Крюкова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Крюкова Д.А., к администрации г.Орска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Орска, действуя в интересах Крюкова Д.А., обратился в суд с иском к администрации г.Орска, в котором просит обязать ответчика предоставить Крюкову Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска указал, что Крюков Д.А. является лицом из числа <данные изъяты>. На основании постановления администрации г.Орска от 21 апреля 2011 года № <данные изъяты> Крюков Д.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья по указанной категории.
Вместе с тем, до настоящего времени администрацией г.Орска жилое помещение Крюкову Д.А. не предоставлено.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Орска Заморина Ю.А., истец Крюков Д.А. исковые требования поддержали, дав объяснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика администрации г.Орска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суду представлен письменный отзыв администрации г.Орска, содержащий возражения относительно исковых требований.
Ответчик полагает, что поскольку Крюков Д.А. не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, то на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, распространяется действие положений ст.8 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ.
Указывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся до 1 июня 2013 года в Список в порядке очередности,в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в Список, обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в порядке, установленном настоящим Законом.
Решение суда, по мнению ответчика, не должно предоставлять Крюкову Д.А. преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в список ранее в порядке очередности.
Кроме того, ответчик считает, что поскольку в материалах гражданского дела отсутствуют документы, подтверждающие факт невозможности проживания Крюкова Д.А. в жилом помещении, расположенном по <адрес> в <адрес>.
Полагает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный федеральным законом для данной категории дел.
Представитель третьего лица- Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился. В представленных суду возражениях в письменной форме просил в удовлетворении иска отказать, поскольку включение Крюкова Д.А. в очередь детей сирот, и детей, оставшиеся без попечения родителей, жилье которым предоставлено по решению суда нарушит конституционные права иных лиц данной категории, включенных в список по дате постановки на учет, не имеющие аналогичных решений.
Заслушав старшего помощника прокурора Ленинского района г.Орска Заморину Ю.А., истца Крюкова Д.А., исследовав доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем порядке.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации этого права.
В соответствии со ст.44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Согласно свидетельству о рождении Крюков Д.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. <данные изъяты> Крюкова Д.А. доводятся ФИО1 и ФИО2.
На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1385-р над <данные изъяты> Крюковым Д.А. установлена <данные изъяты>, <данные изъяты> назначена Глухова Г.В.. За <данные изъяты> закреплена жилая площадь по <адрес> в <адрес>.
Решением Ленинского районного суда г.Орска от 16 декабря 2002 года Крюков А.В. <данные изъяты> <данные изъяты> прав в отношении <данные изъяты> Крюкова Д.А.
Свидетельствами о <данные изъяты> подтверждается, что отец истца Крюков А.В. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> истца ФИО2 <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям <данные изъяты>, недвижимое имущество за Крюковым Д.А. не зарегистрировано.
Таким образом, в силу абз.4 ст.1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Крюков Д.А. относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В настоящее время Крюков Д.А. проживает в жилом доме по <адрес> в <адрес>, где помимо истца и <данные изъяты> Глуховой Г.В., проживают <данные изъяты> человека, а именно <данные изъяты> <данные изъяты>
Из объяснений Крюкова Д.А. следует, что по <адрес> в <адрес> он проживает без регистрации, членом семьи собственника указанного жилого помещения не является.
Допрошенная в качестве свидетеля Глухова Г.В. суду пояснила, что жилой дом по <адрес> в <адрес> является самовольно возведенной постройкой на земле, находящейся в муниципальной собственности. Проживание Крюкова Д.А. в спорном жилом доме носит вынужденный характер, поскольку закрепленного жилья Крюков Д.А. не имеет. Членом её семьи истец не является, соглашение с истцом о пользовании жилым помещением отсутствует, право пользования жилым помещением она за Крюковым Д.А. не признает. По имеющимся у неё сведениям Крюков Д.А. ранее был зарегистрирован по <адрес> в <адрес>
Из материалов дела следует, что Крюков Д.А. решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан утратившим право пользования жилым помещением по <адрес> в <адрес> и снят с регистрационного учета по указанному адресу.
Таким образом судом установлено, что Крюков Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18 лет. Истец имеет право на получение жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку суду не представлены данные, препятствующие Крюкову Д.А. в реализации указанного права- наличие заключенного договора социального найма указанного жилого помещения, его принадлежности истцу на праве собственности, факт принадлежности истца к членам семьи собственника спорного жилого помещения.
В действовавшей до 01 января 2013 года редакции Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривалось право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Такое право было предусмотрено и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с принятым до 01 января 2013 года порядком предоставления жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и на основании постановления администрации г.Орска от 21 апреля 2011 года № № Крюков Д.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением в список по внеочередному предоставлению жилья по указанной категории.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 ч. 2 ст.57 признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции.
Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как видно из ответа администрации г.Орска от 24 марта 2014 года № Крюков Д.А. 18 сентября 2013 года включен в список граждан, относящихся к категории <данные изъяты>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Жилое помещение Крюкову Д.А. не предоставлялось.
Таким образом, предусмотренный законом порядок соблюдён Крюковым Д.А. и на день обращения с иском в суд.
Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания Крюкова Д.А. нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Суд считает, что поскольку Крюков Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, окончил образовательное учреждение, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, также не имеет в собственности жилого помещения, то он в силу указанных положений закона имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом суд учитывает, что на момент обращения Крюкова Д.А. с заявлением о предоставлении жилья, им соблюдён установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения, и он признан нуждающимся в жилом помещении.
В целях сохранения права на жилое помещение у граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имели право на внеочередное получение жилого помещения, но не смогли его реализовать по независящим от них причинам, законодатель предусмотрел порядок вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и его применение к правоотношениям, возникшим до вступления в силу указанного Федерального закона (статья 4).
Согласно данной норме действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) и Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что Крюков Д.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд полагает требования прокурора Ленинского района г.Орска об обязании предоставить Крюкову Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Статьей 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 октября 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно указанным изменениям законодательства на органы государственной власти субъектов РФ возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ (ред. от 27.02.2013г.) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.12.2007 N 1853) органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год (ст.6 названного Закона).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Поэтому суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию г.Орска обязанности предоставить Крюкову Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Суд отмечает, что не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований наличие или отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, в частности от выделенных денежных средств из областного бюджета, поскольку имеются законные основания для принудительного восстановления прав и интересов Крюкова Д.А. не обеспеченного на момент рассмотрения дела жилым помещением в соответствии с установленной учетной нормой.
Кроме того, несостоятелен довод представителя ответчика о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, так как нормами действующего законодательства в данной области, досудебный порядок рассмотрения споров не предусмотрен.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах Крюкова Д.А., к администрации г.Орска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.
Обязать администрацию г.Орска однократно предоставить Крюкову Д.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации- Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: