Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-599/2022 (2-5250/2021;) ~ М-3255/2021 от 09.07.2021

Дело

УИД: 24RS0-19

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

    17 февраля 2022 года                                                                           <адрес>

    Свердловский районный суд <адрес> в составе:

    председательствующего судьи Медведской Г.А.

    при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО6

    с участием помощника прокурора <адрес> ФИО7

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО2, ФИО3, ФИО4 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности; встречному иску ФИО2 к Муниципальному образованию <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению,

УСТАНОВИЛ:

МО <адрес>, в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности. Требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Его право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В соответствии с заключением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от 16.02.2015г., указанный выше многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы. Распоряжением администрации <адрес> от 12.03.2021г. -арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес>, а также жилые помещения в данном доме, в установленном законом порядке были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Ответчикам, как собственникам жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование -дг о его сносе в разумный срок до 01.10.2020г., которое ответчиками не исполнено. В установленном порядке истцом был определен размер денежного возмещения за изымаемое у ответчиков жилое помещение, а также стоимость убытков, понесенных собственником при его изъятии; Ответчикам предлагалось заключить соответствующее соглашение о выплате возмещения, однако от его подписания собственник отказался. В связи с изложенным, Муниципальное образование <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> просит изъять для муниципальных нужд у ответчика ФИО2 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 1 244 501 рублей; выселить и снять с регистрационного учета ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после выплаты истцом возмещения ответчику, прекратить право собственности ФИО2 на указанное жилое помещение; признать право собственности на эту квартиру за муниципальным образованием <адрес> после выплаты истцом возмещения ответчику.

    ФИО2 обратился в суд со встречным исковым заявлением к МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес>, согласно которому, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> предоставить ему жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для проживания, благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, отвечающее санитарно-техническим правилам и нормам, находящееся на территории <адрес>, общей площадью, равнозначной изымаемому жилому помещению или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 кв.м., взамен аварийного, подлежащего сносу жилого помещения по адресу: <адрес>.

В судебное заседание представитель Муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представил суду соответствующее заявление, в котором также просил удовлетворить исковые требования Департамента градостроительства администрации <адрес> в полном объеме.

Ответчик ФИО2, его представитель ФИО8 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представили суду соответствующее заявление.

Ответчики ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представили суду соответствующее заявление, в котором также указали, что в спорном жилом помещении они не проживают, с регистрационного учета сняты.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представил суду соответствующее заявление.

Представитель третьего лица - МКУ <адрес> «Управление капитального строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не заявлял.

Изучив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 указанного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

В силу ч.9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО2 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 20.05.2010г., является собственником жилого помещения – однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Его право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 31.05.2010г., а также выпиской из ЕГРН.

В данном жилом помещении постоянно проживает и состоит на регистрационном учете ФИО2, что подтверждается выпиской из домовой книги. Ответчики ФИО4, ФИО3 в спорой квартире не проживают, сняты с регистрационного учета, что подтверждается их пояснениями, данными ранее в судебном заседании, а также копиями их паспортов.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , вышеуказанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, на основании п. 33 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N47, в связи с износом, приводящем к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства администрации <адрес> в адрес ФИО2 направлено требование о проведении сноса спорного жилого дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ; собственник предупрежден о том, что в противном случае будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ. Ответчик ФИО2 в установленный в уведомлении срок о своем решении не сообщил, снос не произвел.

Кроме того, согласно утвержденному "Перечню земельных участков и жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" жилой дом по <адрес> внесен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы.

При этом разделом 5 Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными; предоставление осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Приложением к названной Региональной адресной программе утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, куда, в том числе, включен жилой многоквартирный <адрес> в <адрес> с планируемой датой расселения 01.09.2025г.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», жилое помещение , расположенное в многоквартирном доме по <адрес>, было признано подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Департаменту градостроительства администрации <адрес> поручено обеспечить подготовку проектов соглашений и заключение от имени муниципального образования - <адрес> с собственниками соглашений об изъятии у них земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, либо предоставления иных земельных участков и (или) жилых помещений с выплатой разницы между рыночной стоимостью изымаемых земельных участков и жилых помещений и рыночной стоимостью предоставляемых земельных участков и (или) жилых помещений; организацию переселения граждан, проживающих в жилых помещениях; выплату собственникам изымаемых земельных участков и жилых помещений. МКУ «Управление капитального строительства» поручено проведение рыночной оценки изымаемых земельных участков и жилых помещений, а также рыночную оценку земельных участков и (или) жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых; представление документов, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений, на рассмотрение комиссии по определению размера возмещения (л.д. 7-8).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства администрации <адрес> в адрес ФИО2 направлено уведомление о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд города земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного <адрес> признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Во исполнение вышеуказанного распоряжения администрации <адрес> от 12.03.2021г. -арх, Муниципальным образованием – <адрес> был подготовлен и направлен в адрес ФИО2 проект Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, в соответствии с Отчетом об оценке -Г от 07.04.2021г., составленного ООО «РосЗБК», согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 26,9 кв.м., с учетом убытков, а также с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, составляет 1244501 рублей. От заключения Соглашения на предложенных условиях ФИО2 отказался, настаивал на предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.

Также из материалов дела следует, что ответчик ФИО2 иного жилого помещения на праве собственности не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Согласно положениям части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право либо на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо на его выкуп.

При этом собственник жилого помещения вправе самостоятельно выбрать любой из названных способов реализации его жилищных прав.

Спорный аварийный жилой дом по <адрес> в феврале 2015 года включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы; с этого же момента ФИО2 - ответчик по первоначальному иску внесен в список граждан, подлежащих расселению до 01.09.2025г.

Как следует из разъяснений, содержащихся в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Указанный Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 указанного Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа или предоставления жилого помещения.

Как следует из материалов дела, ФИО2 - собственник изымаемого жилого помещения имеет право выбора обеспечения его жилищных прав и, предъявив встречное исковое заявление, он выразил свое волеизъявление именно о предоставлении ему другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры, признанной аварийной в рамках существующей Региональной адресной программы переселения граждан, т.е. определился с выбором.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактически установленных обстоятельств дела, принимая во внимание тот факт, что поскольку изъятие квартиры у ответчика ФИО2 по первоначальному иску обусловлено признанием данного дома аварийным и подлежащим сносу, решение по его изъятию принято компетентным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию недвижимого имущества у собственника, которому направлялось соглашение о выкупе жилого помещения для муниципальных нужд, а также принимая во внимание, что аварийный и подлежащий сносу дом по <адрес> крае, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для изъятия у ответчика по первоначальному иску ФИО2, принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд.

Исходя из того, что в рамках действующей региональной адресной программы ФИО2 вправе претендовать на предоставление взамен изымаемой квартиры другого равнозначного жилого помещения, ФИО2 выбрал способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ему в собственность жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, поскольку аварийный дом, в котором находилось спорное жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, подлежит изъятию у последнего в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в рамках региональной программы, с учетом того, что выбор способа реализации своих жилищных прав принадлежал именно собственнику изымаемого жилого помещения, следовательно, с учетом выраженного волеизъявления ФИО2 на предоставление ему в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого и учитывая фактическую реализацию в настоящее время утвержденной региональной адресной программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает встречные исковые требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом суд считает необходимым обязать истца по первоначальному иску предоставить ФИО2 взамен изымаемой квартиры другое равнозначное жилое помещение, расположенное в пределах <адрес>, благоустроенное применительно к условиям <адрес> в соответствии с условиями действующей региональной адресной программы, отказав в удовлетворении иска муниципального образования <адрес> о выкупе изымаемого жилого помещения путем выплаты собственнику денежной компенсации.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.

В случае изъятия жилого помещения общей площадью равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.

В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.

Таким образом, удовлетворение исковых требований МО <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права собственности ФИО2 в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование <адрес> только после предоставления ответчику ФИО2 по первоначальному иску равнозначного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления – не более 39,9 кв.м. (26,9+13) и не менее 26,9 кв.м.

В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Суд разъясняет, что названные положения законодательства свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении ответчика будет являться основанием для снятия с регистрации ответчика ФИО2, состоящего на регистрационном учете по месту жительства в спорной квартире, после предоставления ему иного жилого помещения.

В удовлетворении требований Муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО3, ФИО4 о выселении, снятии с регистрационного учета из спорного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, суд считает необходимым отказать, поскольку ответчики ФИО4, ФИО3, как установлено в судебном заседании, в спорном жилом помещении не проживают и на регистрационном учете в настоящее время в нем не состоят, а также собственниками спорного жилого помещения не являются.

Доводы представителя Муниципального образования <адрес> о том, что у Муниципального образования <адрес> в настоящее время отсутствуют другие жилые помещения для предоставления взамен изымаемых для муниципальных нужд, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку отсутствие свободных жилых помещений, не является основанием для ограничения прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО2 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности - удовлетворить частично.

    Встречные исковые требования ФИО2 к Муниципальному образованию <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению - удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> предоставить ФИО2 на праве собственности на территории Муниципального образования <адрес> равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: общей площадью не менее 26,9 кв.м. и не более 39,9 кв.м., взамен принадлежащего ФИО2 на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Изъять для муниципальных нужд у ФИО2 принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 26,9 кв.м., после предоставления ему равнозначного жилого помещения площадью не менее 26,9 кв.м.

Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение по адресу: <адрес>, после предоставления ему на праве собственности жилого помещения площадью не менее 26,9 кв.м.

Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, за Муниципальным образованием <адрес> после предоставления ФИО2 равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 26,9 кв.м.

Выселить ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО2 равнозначного жилого помещения общей площадью не менее 26,9 кв.м.

Решение суда является основанием для снятия ФИО2 с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО2 жилого помещения общей площадью не менее 26,9 кв.м.

В удовлетворении исковых требований Муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО2 об изъятии спорного жилого помещения посредством его выкупа путем определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения – отказать.

В удовлетворении исковых требований Муниципального образования <адрес> в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> к ФИО3, ФИО4 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда с подачей апелляционной жалобы через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                              Г.А. Медведская

Мотивированное решение составлено: 15.04.2022

Председательствующий судья:                   Г.А. Медведская

2-599/2022 (2-5250/2021;) ~ М-3255/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска
Ответчики
Сайдашников Даниил Игоревич
Иванов Александр Геннадьевич
Иванова Наталья Геннадьевна
Другие
Прокуратура Свердловского р-на г. Красноярска
УФСГРКК по Красноярскому краю
МКУ г. Красноярска "УКС"
Черкашина Людмила Викторовна
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярска
Судья
Медведская Г.А.
Дело на странице суда
sverdl--krk.sudrf.ru
09.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2021Передача материалов судье
14.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.09.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Предварительное судебное заседание
11.01.2022Судебное заседание
14.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
15.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2022Дело оформлено
29.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее