г. Сыктывкар Дело №33-2100/2020 г. (№2-35/2020 г.)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Дидыч А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 мая 2020 года дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 6 февраля 2020 года, которым
исковые требования Медведева С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о возложении обязанностей включить периоды работы в специальный стаж, назначить доплату к пенсии и выплатить недополученную доплату к пенсии удовлетворены частично;
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми обязано включить Медведеву С.В. периоды работы с 9 октября 2000 г. по 30 ноября 2004 г., с 1 декабря 2004 г. по 30 декабря 2004 г., с 30 ноября 2007 г. по 31 июля 2009 г. в специальный стаж, дающий право на получение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», назначить ежемесячную доплату к пенсии с 1 мая 2011 г., выплатить неполученную сумму доплаты к пенсии с даты её назначения, то есть с <Дата обезличена>.;
в удовлетворении исковых требований Медведева С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о назначении доплаты к пенсии и выплате недополученной доплаты к пенсии с 7 февраля 2011 г., - отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Медведев С.В. обратился в суд с иском к УПФР в г. Воркуте Республики Коми о возложении обязанностей включить в специальный стаж, для определения стажа необходимого для назначения доплаты к пенсии по нормам Закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ периоды работы в должности "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, назначить доплату к пенсии с даты обращения – <Дата обезличена> и выплатить недополученную доплату к пенсии с <Дата обезличена> по день вынесения решения суда.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика своего представителя в судебное заседание не направил, представив письменный отзыв, в котором отражено несогласие с исковыми требованиями.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске Медведеву С.В., ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2 статьи 327.1 ГПК РФ).
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены, в судебное заседание стороны не явились. Апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При разрешении заявленных требований, суд верно применил нормы материального права.
Согласно статье 1 Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин – если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Из пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначаются трудовые пенсии по старости, предусмотренные названным подпунктом 11 пункта 1 статьи 27, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.
Пунктом 5 данных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 15 Правил при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, - за 9 месяцев.
Подпунктом «е» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении пенсии работникам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001, применяется список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481.
Порядок применения данного списка содержится в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 15.07.1992 № 2 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьёй 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет».
Пунктом 3 указанного разъяснения установлен механизм исчисления стажа работникам, занятым на подземных работах, согласно которому в стаж подземной работы включается каждый полный год работы по ведущим профессиям (горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин) – за 1 год 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, - за 9 месяцев.
Положениями подпункта 1010100г-22167 пункта 1 «Подземные работы: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков» раздела 1 «Горные работы» Списка № 1 предусмотрено, что работа в должности заместителя (помощника) главного инженера по технике безопасности подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, при условии занятости на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде).
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд пришёл к правильному выводу о том, что необходимым условием для включения в стаж работы, дающей право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии является работа в организациях угольной промышленности, выполняемая постоянно в течение полного рабочего дня, в должности, предусмотренной Списком №1, с применением порядка исчисления стажа, установленного пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002 № 516.
Судом установлено, что истец с <Дата обезличена> является получателем пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ).
Как следует из пенсионного дела, при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 общий трудовой стаж истца для определения пенсионного капитала составил 24 года 09 мес. 22 дн., стаж работы по Списку № 1 – 18 лет 00 мес.07 дн., стаж работы в РКС – 22 года 10 мес. 02 дн.; стаж для права на пенсию составил: общий трудовой стаж – 25 года 02 мес. 17 дн., стаж работы по Списку № 1- 18 лет 00 мес. 07 дн., стаж работы в РКС – 23 года 02 мес. 27 дн.
<Дата обезличена> истец обратился в УПФР в г. Воркуте Республики Коми с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Решением УПФР в г. Воркуте Республики Коми от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> истцу было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Стаж работы, дающий право на доплату, у истца составил 21 год 06 мес. 15 дн (не ведущие профессии).
В стаж, дающий право на назначение указанной доплаты, не включены периоды работы Медведева С.В. в должности "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, "Должность" с <Дата обезличена>. по <Дата обезличена> и "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Из данных трудовой книжки истца, архивной справки № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что Медведев С.В. работал в "Организация" с <Дата обезличена> в должности подземного горного мастера (подземный участок ВТБ), с <Дата обезличена> переведён "Должность" с <Дата обезличена> - "Должность", с <Дата обезличена> - "Должность", с <Дата обезличена> - на "Организация"». К Списку № 1 на основании Постановления Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 как подземная работа с полным рабочим днём под землёй в производстве «Горные работы» работодатель отнес периоды работы Медведева С.В.: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности "Должность".
Из справки, уточняющей стаж работы в РКС и МКС, № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданной на основании лицевых счетов за 2007-2009 гг., приказов по личному составу за 2007-2009 гг., личной карточки формы Т-2, Медведев С.В. работал полный рабочий день в СП «...» ОАО «Воркутауголь» с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в должности "Должность".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в его специальный стаж, для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
С учетом суммирования всех периодов, специальный трудовой стаж истца, дающий право для назначения доплаты в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», составил более требуемых 25 лет, следовательно, у суда имелись основания для удовлетворения требований о назначении доплаты к пенсии.
Доводы жалобы о том, что работа истца в должности помощника главного инженера по технике безопасности не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481, в связи с чем не подлежит включению в специальный стаж; что отсутствуют доказательства, подтверждающие выполнение данной работы не менее 80% рабочего времени, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку при назначении истцу трудовой пенсии по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001, период работы истца в данной должности, на которую он был переведен с <Дата обезличена>, был зачтен истцу в специальный стаж по Списку №1.
Таким образом, при назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответчик признавал право истца на включение периода работы в должности "Должность" в специальный стаж, как работы, выполнявшиеся в течение полного рабочего дня в подземных условиях.
При этом, как следует из буквального толкования статьи 1 Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010, порядок исчисления стажа для целей Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010 идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах. Следовательно, вывод суда о включении спорных периодов в стаж для назначения доплаты к пенсии с учетом исчисления стажа 1 год за 9 месяцев является правильным.
Статьей 4 Федерального закона № 84-ФЗ от 10.05.2010, предусмотрено назначение ежемесячной доплаты с 01.05.2011, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 01.01. по 31.03.2011.
Поскольку истец <Дата обезличена> обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте за назначением ежемесячной доплаты к пенсии, суд верно признал требования о назначении ежемесячной доплаты к пенсии подлежащими удовлетворению с <Дата обезличена>.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 6 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи