№2-311/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2017 года п. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Емельяновой С.Н.,
с участием прокурора Кощеева А.Г.,
при секретаре Плотниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах ВКА к Администрации муниципального образования «Игринский район» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Игринского района Удмуртской Республики обратился в суд с иском в интересах ВКА к Администрации муниципального образования «Игринский район» в порядке ст.45 ГПК РФ о понуждении к совершению действий. Требования прокурора мотивированы следующим. В ходе проведенной прокуратурой Игринского района Удмуртской Республики проверкиисполнения органами местного самоуправления законодательства по надлежащему снабжению населения холодным водоснабжением было установлено, что на территории <адрес> МО «<адрес>» имеются действующие сети холодного водоснабжения, с помощью которых жители <адрес> частично обеспечены указанной услугой. ВКА проживает в <адрес>. Данный жилой дом не обеспечен центральным холодным водоснабжением, при этом расстояние до ближайшей водозаборной колонки составляет 150 м., что влечен нарушение ее прав на нормальные условия жизнедеятельности. Право собственности на водопроводную сеть по <адрес> зарегистрировано Игринским отделом Управления Росреестра поУР ДД.ММ.ГГГГ за МО «Игринский район». Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия в части обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением переданы из МО «Зуринское» в МО «<адрес>». Аналогичное соглашение заключеноДД.ММ.ГГГГ на 2017 год. Наряду с этим, исполнение полномочий в части обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением осуществляется путем передачи на обслуживание сетей холодного водоснабжения. Частично, сети водоснабжения, находящиеся на территории <адрес> переданы в соответствии с концессионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Игринский район» в ООО «Водоканал». Таким образом, полномочия по обеспечению жителей <адрес> холодным водоснабжением возлагаются на Администрацию МО «Игринский район». Между тем, в ходе проверки установлено, что жилой дом ВКА, а также еще 3 дома в конце указанной улицы не обеспечены центральным водоснабжением, поскольку центральная система водоснабжения возле домов отсутствует. Согласно предоставленным Администрацией МО «Игринский район» и Администрацией МО «Зуринское» сведениям, центральная водопроводная сеть возле 4 домов, расположенных в конце указанной улицы отсутствует ввиду отсутствия достаточных денежных средств.Организация водоснабжения населения является обязанностью Администрации МО «Игринский район». Данная обязанность ею не выполняется, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и действующего федерального законодательства. Прокурор просит обязать Администрацию МО «Игринский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать строительство сетей центрального холодного водоснабжения напротив жилого дома ВКА, проживающей по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Кощеев А.Г. уточнил срок для организации строительства сетей центрального холодного водоснабжения населения – до ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ВКА в суде доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора Игринского района УР, поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что в её доме нет водопровода. В конце <адрес>, где она проживает, нет даже центрального водопровода. Все жители, в том числе и она, носят воду с колонки, которая находится в 500 метрах от её дома.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Игринский район» ЧВК, действующий на основании доверенности,с требованиями прокурора с учетом их уточнения согласился.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Зуриснкое», извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного третьего лица.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с положениями ч.1 ст.21, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Как следует из статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14, ч.3 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ), вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений, в связи с чем решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; нецентрализованная система холодного водоснабжения – сооружения и устройства, технологически не связанные с центральной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Из материалов дела видно, что на территории <адрес> МО «Игринский район» имеются действующие сети холодного водоснабжения, с помощью которых жители <адрес> частично обеспечены указанной услугой.
Право собственности на сеть водопровода протяженностью 1311,0 м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, с<адрес> зарегистрировано Игринским отделом Управления Росреестра по УР за МО «Игринский район».
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ полномочия в части обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением на 2016 год были переданы из МО «Зуринское» в МО «Игринский район».
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ полномочия в части обеспечения населения <адрес> холодным водоснабжением на 2017 год также переданы из МО «Зуринское» в МО «Игринский район».
В соответствии с концессионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Игринский район» частично сети водоснабжения, находящиеся на территории <адрес> переданы в ООО «Водоканал».
ДД.ММ.ГГГГв прокуратуру Игринского района УР поступило обращение от ВКА, проживающей по <адрес> УР, по вопросу отсутствия водоснабжения на <адрес> УР.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что центральный водопровод у <адрес> отсутствует, расстояние от водозаборной колонки, расположенной по <адрес> до <адрес> составляет 150 метров.
Таким образом, в суде исследованными письменными доказательствами, пояснениями сторон, бесспорно установлено, что жители указанных улиц <адрес> централизованной или нецентрализованной системой холодного водоснабжения, обеспечивающих бесперебойное и круглогодичное обеспечение их холодной водой, не обеспечены, и что полномочия по обеспечению жителей <адрес> холодным водоснабжением возлагаются на Администрацию МО «Игринский район».
Кроме того, непринятие мер по обеспечению жителей <адрес> холодным водоснабжением влечет нарушение принципов государственной политики в сфере водоснабжения, установленных ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, к которым относится охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды, обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения предусмотрены п.71 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Согласно предоставленного Администрацией МО «Игринский район» ответна на представление прокурора об устранении нарушений закона, строительство сетей водоснабжения по <адрес> не представляется возможным ввиду отсутствия финансовых средств на данные цели в бюджете района, а также неподходящими погодными условиями. В целях исполнения представления направлено обращение в Совет депутатов муниципального образования «<адрес>» о необходимости включения в расходную часть бюджета района в 2017 году затрат на проектные работы и строительство водопровода по <адрес>.
Согласно п.8.1 и 11.19 Свода Правил 31.13330.2012 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения», утвержденные приказом Минрегион России от 29 декабря 2011 года №635/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.
Согласно предоставленным Администрацией МО «Игринский район» сведениям, расстояние от <адрес> до ближайшей общедоступной водозаборной колонки составляет более 100 метров, что влечет нарушение прав лиц, в том числе преклонного возраста.
ВКА имеет преклонный возраст, ей назначена пенсия по старости, отсутствие холодного водоснабжения нарушает ее жилищные права.
МО «Зуринское» принят Генеральный план развития муниципального образования, и указанная схема данной улицы включена в данный правовой акт.
Согласно утвержденной ДД.ММ.ГГГГ решением СД МО «Зуринское» схеме водоснабжения <адрес>, предусмотрено 100% обеспечение населения водоснабжением питьевого качества.
Таким образом, данная улица планируется для дальнейшего развития инфраструктуры.
В соответствии с Законом УР от 09.10.2009 №40-РЗ «О стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» строительство водопроводной сети в с.Зуране предусмотрено.
Отсутствием централизованного или нецентрализованных систем водоснабжения создается угроза нарушения прав ВКА, а также других жителей других 3 домов по обеспечению круглосуточного и бесперебойного водоснабжения, нарушает их права на благоприятные и безопасные условия использования жилых, нежилых помещений, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Кроме того, отсутствие круглосуточного и бесперебойного водоснабжения влечет нарушение прав граждан, в том числе социально незащищенных, на которых, согласно п.15 правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390), возлагается обязанность к началу пожароопасного периода обеспечить наличие на земельных участках, где расположены жилые дома индивидуальной застройки, емкости (бочки) с водой или огнетушители.
Таким образом, организация водоснабжения населения является обязанностью Администрации муниципального образования «Игринский район», данная обязанность ею не выполняется, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по выполнению мероприятий по организации холодного водоснабжения населениянеобходимо время, по мнению суда, запрашиваемый прокурором срок является разумным для исполнения.
С учетом требований ст.333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Игринский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать строительство сетей центрального холодного водоснабжения напротив жилого дома ВКА, проживающей по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>