Дело №2-55/2021
УИД 24 RS0032-01-2020-003415-38
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года гп. Северо-Енисейский
Красноярский край
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего – судьи Пиджакова Е.А.,
при секретаре Жарниковой Е.В.,
с участием: помощника прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к ФИО2 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Берёзовского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц обратился в Ленинский районный суд г. Красноярска с исковым заявлением к ФИО1 о обязании ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:04:0301002:888, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по данному исковому заявлению. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Березовского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Березовского района. Осмотром земельного участка №, осуществленным прокуратурой Березовского района 20.05.2020 совместно со специалистом по земельному контролю администрации Березовского района, установлено, что в его границах организована несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (строительные отходы, пластик, и т.д.) и отходов лесопиления (горбыль, крупная обрезь), которые хаотично размещены по всей площади земельного участка. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:04:0301002:888, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский Есаульский сельсовет, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, находился в собственности ФИО3, который по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ передал право собственности на указанный объект ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно действующему законодательству собственники обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Несоблюдение требований, установленных Федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду
ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление принято к производству Ленинского районного суда г. Красноярска и возбуждено гражданское дело № 2-3409/2020.
Определением Ленинского районного суда г. Красноярска от 11 ноября 2020 года ненадлежащий ответчик Никитин В.А. заменен на надлежащего – Хачатрян Геворга Оганесовича и данное гражданское дело направлено по подсудности в Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в связи с тем, что надлежащий ответчик Хачатрян Г.О. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>.
Гражданское дело поступило в Северо-Енисейский районный суд 17 декабря 2020 года.
В судебном заседании помощник прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края ФИО5 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик ФИО1, третье лицо ФИО3 в суд не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, по адресу регистрации, на почту за судебным извещением не явился ФИО3 о чем свидетельствует вернувшееся в суд почтовое извещение с отметкой об истечении срока хранения (л.д. 119, 122), ответчик ФИО1 получиил лично (л.д.119, 120, 121), причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от него в адрес суда не поступало.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, путем направления заказного письма (л.д. 119, 123), причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания от него в адрес суда не поступало.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела в части извещения сторон, руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу требований ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из положений п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ следует, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Частью 3 ст. 1 названного Закона предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается в том числе на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Статья 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ предусматривает обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 51 указанного Закона отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов
Статьей 13 данного Закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 22 названного Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.
При рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (п.1).
Согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (п. 2).
Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды) (п.5).
На основании представленных доказательств судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 59933 кв. м., расположенного: Россия, <адрес> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, что подтверждается договором дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-100).
Факт загрязнения указанного земельного участка твердыми коммунальными отходами и отходами лесопиления (горбыль, крупная обрез), подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного инженером по земельному контролю Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации района ФИО6 и старшим помощником прокурора ФИО7, фототаблицей осмотра территории земельного участка с кадастровым номером №, объяснениями ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, который не отрицал, факта складирования на его земельном участке отходов деревообработки и твердых коммунальных отходов, которые пообещал убрать, также пояснил, что сельскохозяйственная деятельность не ведется на всей площади земельного участка, с нарушением согласен (л.д.10-16, 129-134).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Возражения против исковых требований ответчик ФИО1 не представил.
Суд, анализируя представленные доказательства в их совокупности так и в отдельности каждое, в судебном заседании установил факт загрязнения земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 59933 кв. м., расположенного по адресу: Россия, <адрес> твердыми коммунальными отходами и отходами лесопиления (горбыль, крупная обрез), который принадлежит на праве собственности ФИО1
Таким образом, гражданско-правовая ответственность ответчика ФИО1 в виде несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов (строительные отходы, пластик, и т.д.) и отходов лесопиления (горбыль, крупная обрез) установлена и подтверждается наличием вышеизложенных обстоятельств, поскольку законодательством установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Ответчиком ФИО1 земельный участок, с кадастровым номером №, общей площадью 59933 кв. м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес> использует не по его разрешенному использованию – для сельскохозяйственного производства, а на данном земельном участке находится несанкционированная свалка, в связи с чем, доводы искового заявления суд находит нашедшими подтверждение и заявленными обоснованно.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ размер государственной пошлины по исковым требованиям неимущественного характера рассчитывается для физических лиц – 300 руб. В связи с чем, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края удовлетворить в полном объеме.
Обязать ФИО2 ликвидировать свалку твердых коммунальных отходов путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Есаульский сельсовет, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
В течении 7 дней с момента получения заочного решения ответчик вправе написать заявление в Северо-Енисейский районный суд Красноярского края заявление об его отмене.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 30 дней с момента составления мотивированного решения суда 17 мая 2021 года, по истечению срока на подачу заявления об его отмене, через Северо-Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Е.А. Пиджаков