Дело №2-681/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2013 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Черепановой Е.Ю. к администрации г.Минусинска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Черепановой Е.Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска, с учетом уточнения требований (л.д.41) просил обязать ответчика предоставить Черепановой Е.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» ( не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Максимову Е.В. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Черепанова Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в 2000 году осталась без попечения родителей, поскольку её мать ХХ., решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена в отношении неё родительских прав, отец в писан в свидетельство о рождении со слов матери. При определении истицы на воспитание в государственное учреждение за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение было обследовано комиссионно МУ «Служба заказчика» и установлено, что данный жилой дом не пригоден для проживания, в связи с чем на основании протеста прокурора из постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п исключен пункт о закреплении указанное жилого помещения за истицей. В настоящее время истица проживает в <адрес>, своего собственного жилья не имела и не имеет, нуждается в предоставлении ей жилого помещения.
В судебном заседании истица Черепанова Е.Ю. исковые требования полностью поддержала. Суду пояснила, что в 2000 году она осталась без попечения родителей, поскольку ее мать была лишена в отношении нее родительских прав, отец вписан в свидетельство о рождении со слов матери и она была помещена в детский дом. При этом за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором она проживала со своей матерью до лишении ее родительских прав. После окончания средней школы она поступила в медицинский колледж, в котором обучается по настоящее время, проживает и зарегистрирована по месту жительства в его общежитии по ул..Народная, <адрес>. Закрепленное за ней жилое помещение пришло в негодность, в связи с чем на основании протеста прокурора было отменено постановление в части закрепления за ней данного жилого помещения. Поскольку своего жилья у нее не имеется, она и ее родная сестра Х. обратились в 2009 году в органы опеки и попечительства <адрес> с заявлением о постановке их на учет для предоставления жилья, собрали необходимый пакет документов, который был направлен в Министерство образования и науки <адрес>. При этом её сестра была поставлена на учет и включена в соответствующий список, а в отношении нее никакого ответа получено не было. В декабре 2012г. она вновь обратилась в органы опеки и попечительства <адрес>, где ей предложили собрать новый пакет документов для направления в Министерство образования и науки <адрес>, но поскольку это требует значительных финансовых затрат и времени, она обратилась с заявлением к прокурору. Поскольку проживает она уже длительное время в <адрес>, полагает что жилое помещение должно быть предоставлено ей администрацией <адрес> на его территории.
Представитель ответчика администрации <адрес> Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Черепановой Е.Ю. жилого помещения не имеется. В связи с изменениями в законе, с 01.01.2013г. предоставление жилых помещений детям-сиротам, включенным в указанный список, осуществляется в порядке очередности, формируемой в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений. В 2012 году Министерством образования и науки Красноярского края на соответствующий учёт поставлена сестра истицы Черепанова Екатерина, поскольку истица не включена в список, она должна обратится на общих основаниях в Министерство образования и науки красноярского края, после того как она будет внесена в краевой список ей в порядке очередности будет предоставлено жилое помещение. В связи с изложенным оснований для внеочередного предоставления ей жилого помещения по решению суда не имеется и исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилов Е.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.112) в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление, указал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку истицей не представлено доказательств обращения в Министерство образования и науки Красноярского края для постановки на учет, административная процедура постановки на учет истицей не пройдена, в соответствующий список детей-сирот оставшихся без попечения родителей Черепанова Е.Ю. не включена, письменных доказательств нуждаемости и правового статуса сироты в Министерство образования и науки Красноярского края не представлено. Кроме того, в судах общей юрисдикции защищаются только нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы. Поскольку истица в установленном порядке не обращалась в Министерство образования и науки Красноярского края для постановки на учет, соответственно в список для получения жилья не включена, поэтому в данном случае нет нарушения прав истицы.
Свидетель ХХХ. суду показала, что работает в должности главного специалиста в отделе опеки Управления образования администрации <адрес>. Истица и ее родная сестра Х. были выявлены, как дети, оставшиеся без попечения родителей на территории <адрес>. После лишения их матери родительских прав они было помещены на воспитание в государственное учреждение и за ними закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение со временем пришло в негодность, проживать в нем не возможно и на основании протеста прокурора, постановление в части закрепления за истицей и ее сестрой было отменено. Учитывая, что дети остались без жилого помещения, сотрудники органа опеки и попечительства помогли сестрам собрать необходимый пакеты документов и одновременно в декабре 2012 года направили их в Министерство образования и науки <адрес> для постановки их на учёт для предоставления жилья. Впоследствии выяснилось, что сестра истицы была поставлена на такой учет, а истица по непонятным причинам нет. По телефону сотрудник Министерства пояснила, что истица не была поставлена на учет из-за какой-то ошибки в документах.
Свидетель Х. суду показала, что является родной сестрой истицы. В 2009г. они с истицей обратились в органы опеки и попечительства <адрес> для постановки их на учет для предоставления жилья, собрали необходимые пакеты документов. Одновременно их документы были направлены в Министерство образования и науки <адрес>, она была поставлена на учет и включена в список для предоставления жилья, а истица по каким то причинам не включена, хотя они собирали и направляли одинаковые пакеты документов.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Черепанова Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в раннем возрасте осталась без попечения родителей. Её мать ХХ., решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена в отношении неё родительских прав, отец вписан в свидетельство о рождении со слов матери. Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ истица определена В Минусинский детский дом на полное государственное обеспечение в государственное учреждение и за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где ранее она проживала с матерью. ДД.ММ.ГГГГ комиссией МУ «Служба заказчика» <адрес> указанное помещение признано непригодным для проживания. Постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ из постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п исключен пункт о закреплении указанного жилого помещения за истицей. После окончания средней школы истица с 2009 года обучается на дневном отделении Минусинского медицинского колледжа со сроком окончания в июне 2013г., проживает в общежитии в его общежитии в <адрес> и зарегистрирована там по месту пребывания. ДД.ММ.ГГГГ управлением образования администрации <адрес> пакет документов на истицу и ее сестру Х. был направлен в Министерство образования и науки <адрес>, Х. была поставлена на соответствующий учет и включена в список, а истица до настоящего времени на учёт не поставлена, в список не включена и жилое помещение ей не предоставлено. Своего собственного жилья истица не имела и не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, паспортом Черепановой Е.Ю., свидетельством и справкой о её рождении, решением Минусинского городского суда от 25.09.2000г. о лишении родительских прав Черепанову Г.Ю., постановлением администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ об определении истицу в государственное учреждение, постановлениями администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ и №-п от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки на Х. и Е., актом обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, постановлением администрации <адрес> №-п. от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из постановления администрации <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ пункта о закреплении за истицей жилого помещения, сопроводительным письмом о направлении документов истицы в Министерство образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой Минусинского медицинского техникума, справками администрации Тесинского сельсовета, выпиской из финансово-лицевого счета, свидетельством о регистрации истицы по месту пребывания, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Черепановой Е.Ю.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 этого же закона (в ред.Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. Также с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-981) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Как установлено судом, Черепанова Е.Ю. с раннего возраста осталась без попечения родителей, не имела и не имеет жилого помещения в котором могла бы проживать, закрепленное за ней жилье пришло в негодность, в связи с чем она нуждается в предоставлении жилья. Поскольку истица длительное время постоянно проживает и состоит на регистрационном учете в г.Минусинске, суд приходит к выводу, что именно администрация г.Минусинска обязана предоставить ей жилье по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы представителя администрации г.Минусинска о том, что жилое помещение должно быть предоставлено Черепанова Е.Ю. в порядке очередности, суд также полагает необоснованными. Как установлено в судебном заседании истица в 2012 году обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о постановке на учет, однако в список нуждающихся в жилье она включена не была и жилье ей предоставлено не было, чем было нарушено её право на внеочередное предоставление жилого, предусмотренное законодательством, действующим до 31.12.2012г..
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Черепановой Е.Ю. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 20.06.2013г.