Дело (№)а-2533/21
УИД 36RS0002-01-2021-001907-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Тулинова М.К., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика ДИЗО Воронежской области – Шафоростова П.В., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кузнецовой Оксаны Николаевны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об исключении из реестра многодетных граждан, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У с т а н о в и л:
Кузнецова О.Н. обратилась в суд с административным иском к ДИЗО Воронежской области, в котором, с учетом уточнения иска, просит признать незаконными действия, выразившиеся в исключении ее из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, возложении обязанности направить уведомление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Воронежской области.
В обоснование заявленных требований указав, что приказом ДИЗО Воронежской области от 31.12.2013 №1878з административный истец была внесена в реестр многодетных граждан городского округа город Воронеж, изъявивших желание на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
По мнению административного истца, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было совершено неправомерное действие, а именно было принято решение №52-17-17015 от 14.12.2020, по результатам которого семья Кузнецовой О.Н. была исключена из вышеуказанного реестра лиц, имеющих право безвозмездное получение земельного участка.
Административный истец указывает, что на момент подачи заявления в 2013 году у нее на иждивении имелось трое детей, однако на протяжении семи лет земельный участок предоставлен не был, а 21.11.2020 старшему сыну Кузнецову Александру Ильичу исполнилось 25 лет.
Кузнецова О.Н. полагает, что решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области об исключении ее из реестра многодетных семей, имеющих право на предоставление земельного участка, является незаконным, нарушат ее права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 7-9).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14.04.2021, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель руководителя ДИЗО Воронежской области – Баскакова Г.Н. (л.д. 26-27).
Административный истец Кузнецова О.Н. о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца Тулинов М.К., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 15-16,17), в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области Шафоростов П.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 37, 38), в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представленные письменные пояснения поддержал (л.д. 34-36).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование
Статья 39.2 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, имеющие трех и более детей.
Согласно пунктам 2.1, 7 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.08.2008 № 25-ОЗ к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
В случаях, предусмотренных пунктами 5 и 16 части 1 настоящей статьи, земельный участок предоставляется вне очереди.
Согласно п. 1 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - перечень земельных участков).
Согласно п. 2 указанной статьи предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя.
Уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, принимают решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе в постановке заявителя на учет.
Результатом постановки многодетного гражданина на учет является его включение в Реестр.
О принятом решении (постановке заявителя на учет и включении в Реестр либо отказ в постановке на учет и включении в Реестр) уполномоченный орган в пределах его компетенции уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 указанной статьи).
Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения реестра устанавливаются Правительством Воронежской области (п. 5 указанной статьи).
Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 N 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
Согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.13, 2.14 Постановления Правительства Воронежской области от 25.09.2012 №845 (редакция от 15.11.2018) включение многодетных граждан в Реестр осуществляется на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документов, которые подаются одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в Департамент или орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявителя по одному из следующих видов землепользования:... индивидуальное жилищное строительство… После проведения проверки соответствия сведений, указанной в пункте 1.5 настоящего Порядка, и при отсутствии оснований, указанных в части 7 статьи 13.1 Закона, Департамент, орган местного самоуправления в течение 5 календарных дней принимают решение о включении заявителя в Реестр. Решение о включении заявителя в Реестр оформляется приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления. Формирование и ведение Реестра осуществляется Департаментом, органом местного самоуправления по форме, определяемой приказом Департамента. Реестр подлежит утверждению приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления по состоянию на 1 января каждого года. Реестр формируется в хронологическом порядке, состоит из групп в соответствии с указанным в заявлении целевым использованием земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства. Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и документов заявителя.
Основаниями для исключения из Реестра являются…несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона. Исключение заявителя из Реестра производится на основании приказа Департамента, правового акта органа местного самоуправления об исключении с указанием мотивированных причин, копия которого направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня его принятия.
Как следует из материалов дела и установлено судом Кузнецова О.Н. имеет троих детей: <данные изъяты>, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения; (ФИО)3, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения; (ФИО)4, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д. 76-80).
23.09.2013 Кузнецова О.Н. обратилась с заявлением в департамент имущественных и земельных отношений, в котором просила рассмотреть возможность предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по льготной категории «многодетные граждане» (л.д. 50).
Приказом ДИЗО Воронежской области №1878з от 31.12.2013 Кузнецова О.Н. была включена в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области. Указанное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
Уведомлением от 14.12.2020 №52-17-17015з Кузнецовой О.Н. было сообщено, что ее ребенку (ФИО)2, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, исполнилось 25 лет, то есть семья перестала соответствовать критериям, установленным ст.ст. 12, 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (л.д. 48).
Согласно приказу департамента имущественных и жилищных отношений Воронежской области от 29.01.2021 Кузнецова О.Н. исключена из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области (л.д. 46-47).
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категорий гражданина бесплатной основе.
Исходя из анализа п.п. 1 п. 2.13 Постановления Правительства Воронежской обл. от 25.09.2012 N 845 (ред. от 15.11.2018) "Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области" основаниями для исключения из Реестра являются... несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона., таким образом, нормативными актами субъекта РФ — Воронежской области предусматривается возможность снятия гражданина с учета и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в указанном случае, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учет они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом (в том числе имели троих и более несовершеннолетних детей или детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).
Суд полагает, что указанная норма закона субъекта противоречит нормам федерального законодательства, исходя из того, что право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Субъект Российской Федерации, также предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него. На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N11- П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415- О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).
С учетом вышеизложенного, само по себе достижение ребенком возраста 25 лет, ко дню предоставления бесплатно земельного участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона Воронежской области №25-ОЗ и статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но по не зависящим от них причинам, не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки. Позиция по данному вопросу изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 48-АПА19-4 об отмене в части решения Челябинского областного суда от 18.12.2018 и признании недействующим пункта 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 121-30 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области".
Каких – либо условий, при которых департамент имущественных и земельных отношений может быть освобожден от исполнения обязанности по предоставлению земельного участка для многодетной семьи законодательством не предусмотрено. При соблюдении ответчиком положений соответствующего закона в части сроков и порядка направления многодетным гражданам соответствующего уведомления, истец имел бы возможность реализовать свое право на предоставление в собственность земельного участка.
Таким образом, принимая во внимание, что право административного истца на получение земельного участка в собственность бесплатно возникло на момент включения ее в Реестр многодетных семей, административным ответчиком не были исполнены обязанности, предусмотренные Земельным Кодексом РФ, Законом Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ о внеочередном предоставлении земельного участка в собственность истцу в установленный срок, а также незаконность исключения административного истца из Реестра по основаниям, не предусмотренным вышеуказанным Законом, суд находит заявленные административные исковые требования о признании незаконными действий по вынесению приказа №97з от 29.01.2021 об исключении Кузнецовой О.Н. из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области подлежащими удовлетворению. При этом, учитывая, что на момент включения в Реестр административный истец Кузнецова О.Н. соответствовала требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ, и как указано выше, ДИЗО Воронежской области в установленный срок во внеочередном порядке не предоставило в собственность истцу земельный участок, актуализация Реестра для выявления оснований для исключения из него заявителя (пункты 2.12., 2.13 Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской обл. от 25.09.2012 № 845) не может рассматриваться, как довод законности вынесения приказа в отношении административного истца об исключении Кузнецовой О.Н. из Реестра многодетных граждан.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
В рассматриваем случае, поскольку установлено нарушение прав административного истца со стороны департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, суд считает необходимым в целях восстановления прав Кузнецовой О.Н. обязать ДИЗО Воронежской области направить в адрес истца уведомление (предложение) о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Воронежской области.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кузнецовой Оксаны Николаевны удовлетворить.
Признать незаконными действия департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по вынесению приказа от 29.01.2021 №97з об исключении Кузнецовой Оксаны Николаевны из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области и отменить указанный приказ.
Обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области направить в адрес истца Кузнецовой Оксаны Николаевны уведомление (предложение) о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Воронежской области
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 22.06.2021.
Дело (№)а-2533/21
УИД 36RS0002-01-2021-001907-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Тулинова М.К., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика ДИЗО Воронежской области – Шафоростова П.В., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кузнецовой Оксаны Николаевны к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об исключении из реестра многодетных граждан, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У с т а н о в и л:
Кузнецова О.Н. обратилась в суд с административным иском к ДИЗО Воронежской области, в котором, с учетом уточнения иска, просит признать незаконными действия, выразившиеся в исключении ее из реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, возложении обязанности направить уведомление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Воронежской области.
В обоснование заявленных требований указав, что приказом ДИЗО Воронежской области от 31.12.2013 №1878з административный истец была внесена в реестр многодетных граждан городского округа город Воронеж, изъявивших желание на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
По мнению административного истца, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области было совершено неправомерное действие, а именно было принято решение №52-17-17015 от 14.12.2020, по результатам которого семья Кузнецовой О.Н. была исключена из вышеуказанного реестра лиц, имеющих право безвозмездное получение земельного участка.
Административный истец указывает, что на момент подачи заявления в 2013 году у нее на иждивении имелось трое детей, однако на протяжении семи лет земельный участок предоставлен не был, а 21.11.2020 старшему сыну Кузнецову Александру Ильичу исполнилось 25 лет.
Кузнецова О.Н. полагает, что решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области об исключении ее из реестра многодетных семей, имеющих право на предоставление земельного участка, является незаконным, нарушат ее права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 7-9).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14.04.2021, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель руководителя ДИЗО Воронежской области – Баскакова Г.Н. (л.д. 26-27).
Административный истец Кузнецова О.Н. о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца Тулинов М.К., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 15-16,17), в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области Шафоростов П.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 37, 38), в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представленные письменные пояснения поддержал (л.д. 34-36).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование
Статья 39.2 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, имеющие трех и более детей.
Согласно пунктам 2.1, 7 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.08.2008 № 25-ОЗ к гражданам, имеющим трех и более детей, указанным в статье 8.1 настоящего Закона Воронежской области и в пункте 5 части 1 настоящей статьи (далее - многодетные граждане), в целях настоящего Закона Воронежской области относятся граждане, являющиеся родителями (одинокими родителями), на содержании которых находятся постоянно зарегистрированные по месту жительства совместно с ними трое и более несовершеннолетних их детей и (или) детей его (ее) супруга (супруги), включая детей старше 18 лет, получающих образование в очной форме в образовательных организациях, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, и (или) являющиеся опекунами (попечителями), на содержании которых находятся трое и более несовершеннолетних детей.
В случаях, предусмотренных пунктами 5 и 16 части 1 настоящей статьи, земельный участок предоставляется вне очереди.
Согласно п. 1 ст. 13.1 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ в собственность многодетным гражданам предоставляются бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и включенные в перечень земельных участков, подлежащих бесплатному предоставлению в собственность указанным гражданам в соответствии с настоящим Законом Воронежской области (далее - перечень земельных участков).
Согласно п. 2 указанной статьи предоставление земельных участков многодетным гражданам осуществляется на основании заявления, которое подается одним из родителей, опекуном (попечителем) в уполномоченные органы в пределах их компетенции по месту постоянного проживания заявителя.
Уполномоченные органы в пределах их компетенции в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, принимают решение о постановке заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, либо об отказе в постановке заявителя на учет.
Результатом постановки многодетного гражданина на учет является его включение в Реестр.
О принятом решении (постановке заявителя на учет и включении в Реестр либо отказ в постановке на учет и включении в Реестр) уполномоченный орган в пределах его компетенции уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 указанной статьи).
Порядок формирования и ведения перечня земельных участков, порядок ведения реестра устанавливаются Правительством Воронежской области (п. 5 указанной статьи).
Постановлением Правительства Воронежской области от 25.09.2012 N 845 утвержден Порядок ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления привести реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, в соответствие прилагаемому Порядку.
Согласно п.п. 1.4, 1.6, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.13, 2.14 Постановления Правительства Воронежской области от 25.09.2012 №845 (редакция от 15.11.2018) включение многодетных граждан в Реестр осуществляется на основании заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и документов, которые подаются одним из родителей, опекуном (попечителем) (далее - заявитель) в Департамент или орган местного самоуправления по месту постоянного проживания заявителя по одному из следующих видов землепользования:... индивидуальное жилищное строительство… После проведения проверки соответствия сведений, указанной в пункте 1.5 настоящего Порядка, и при отсутствии оснований, указанных в части 7 статьи 13.1 Закона, Департамент, орган местного самоуправления в течение 5 календарных дней принимают решение о включении заявителя в Реестр. Решение о включении заявителя в Реестр оформляется приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления. Формирование и ведение Реестра осуществляется Департаментом, органом местного самоуправления по форме, определяемой приказом Департамента. Реестр подлежит утверждению приказом Департамента, правовым актом органа местного самоуправления по состоянию на 1 января каждого года. Реестр формируется в хронологическом порядке, состоит из групп в соответствии с указанным в заявлении целевым использованием земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, ведение садоводства, ведение огородничества, ведение личного подсобного хозяйства. Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой поступления заявления и документов заявителя.
Основаниями для исключения из Реестра являются…несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона. Исключение заявителя из Реестра производится на основании приказа Департамента, правового акта органа местного самоуправления об исключении с указанием мотивированных причин, копия которого направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 5 календарных дней со дня его принятия.
Как следует из материалов дела и установлено судом Кузнецова О.Н. имеет троих детей: <данные изъяты>, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения; (ФИО)3, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения; (ФИО)4, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения (л.д. 76-80).
23.09.2013 Кузнецова О.Н. обратилась с заявлением в департамент имущественных и земельных отношений, в котором просила рассмотреть возможность предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по льготной категории «многодетные граждане» (л.д. 50).
Приказом ДИЗО Воронежской области №1878з от 31.12.2013 Кузнецова О.Н. была включена в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области. Указанное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось.
Уведомлением от 14.12.2020 №52-17-17015з Кузнецовой О.Н. было сообщено, что ее ребенку (ФИО)2, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, исполнилось 25 лет, то есть семья перестала соответствовать критериям, установленным ст.ст. 12, 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» (л.д. 48).
Согласно приказу департамента имущественных и жилищных отношений Воронежской области от 29.01.2021 Кузнецова О.Н. исключена из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области (л.д. 46-47).
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категорий гражданина бесплатной основе.
Исходя из анализа п.п. 1 п. 2.13 Постановления Правительства Воронежской обл. от 25.09.2012 N 845 (ред. от 15.11.2018) "Об утверждении Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области" основаниями для исключения из Реестра являются... несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона., таким образом, нормативными актами субъекта РФ — Воронежской области предусматривается возможность снятия гражданина с учета и отказа в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка в указанном случае, несмотря на то, что при постановке граждан на такой учет они соответствовали всем требованиям, предъявляемым к ним указанным законом (в том числе имели троих и более несовершеннолетних детей или детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).
Суд полагает, что указанная норма закона субъекта противоречит нормам федерального законодательства, исходя из того, что право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Субъект Российской Федерации, также предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него. На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N11- П, от 29 января 2004 года N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415- О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).
С учетом вышеизложенного, само по себе достижение ребенком возраста 25 лет, ко дню предоставления бесплатно земельного участка многодетным семьям, поставленным на учет в соответствии с положениями Закона Воронежской области №25-ОЗ и статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но по не зависящим от них причинам, не реализовавшим право на его получение, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки. Позиция по данному вопросу изложена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 48-АПА19-4 об отмене в части решения Челябинского областного суда от 18.12.2018 и признании недействующим пункта 2 части 6 статьи 2 Закона Челябинской области от 28.04.2011 N 121-30 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области".
Каких – либо условий, при которых департамент имущественных и земельных отношений может быть освобожден от исполнения обязанности по предоставлению земельного участка для многодетной семьи законодательством не предусмотрено. При соблюдении ответчиком положений соответствующего закона в части сроков и порядка направления многодетным гражданам соответствующего уведомления, истец имел бы возможность реализовать свое право на предоставление в собственность земельного участка.
Таким образом, принимая во внимание, что право административного истца на получение земельного участка в собственность бесплатно возникло на момент включения ее в Реестр многодетных семей, административным ответчиком не были исполнены обязанности, предусмотренные Земельным Кодексом РФ, Законом Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ о внеочередном предоставлении земельного участка в собственность истцу в установленный срок, а также незаконность исключения административного истца из Реестра по основаниям, не предусмотренным вышеуказанным Законом, суд находит заявленные административные исковые требования о признании незаконными действий по вынесению приказа №97з от 29.01.2021 об исключении Кузнецовой О.Н. из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области подлежащими удовлетворению. При этом, учитывая, что на момент включения в Реестр административный истец Кузнецова О.Н. соответствовала требованиям, предусмотренным статьями 12 и 13 Закона Воронежской области от 13 мая 2008 года № 25-ОЗ, и как указано выше, ДИЗО Воронежской области в установленный срок во внеочередном порядке не предоставило в собственность истцу земельный участок, актуализация Реестра для выявления оснований для исключения из него заявителя (пункты 2.12., 2.13 Порядка ведения реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, утв. Постановлением Правительства Воронежской обл. от 25.09.2012 № 845) не может рассматриваться, как довод законности вынесения приказа в отношении административного истца об исключении Кузнецовой О.Н. из Реестра многодетных граждан.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
В рассматриваем случае, поскольку установлено нарушение прав административного истца со стороны департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, суд считает необходимым в целях восстановления прав Кузнецовой О.Н. обязать ДИЗО Воронежской области направить в адрес истца уведомление (предложение) о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Воронежской области.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кузнецовой Оксаны Николаевны удовлетворить.
Признать незаконными действия департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по вынесению приказа от 29.01.2021 №97з об исключении Кузнецовой Оксаны Николаевны из Реестра многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области и отменить указанный приказ.
Обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области направить в адрес истца Кузнецовой Оксаны Николаевны уведомление (предложение) о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Воронежской области
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 22.06.2021.