Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-75/2023 ~ М-1-63/2023 от 03.05.2023

гражданское дело №2а-1-75/2023

уникальный идентификатор дела

73RS0018-01-2023-000074-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Радищево Радищевского                                                      16 июня 2023 года

района Ульяновской области

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Николаевой Н.М.,

при секретарях Прониной Е.П.,

с участием: административного истца – заместителя прокурора    Радищевского района Ульяновской области Мерзлякова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, областному государственному казенному предприятию «Ульяновский областной водоканал» о признании бездействия по неприятию мер по содержанию муниципального имущества: локального водопровода незаконным, об обязании провести ремонтные работы по замене водопроводных труб на локальном водопроводе, организовать водоснабжение надлежащего качества в объемах необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Радищевского района Ульяновской области Зубаиров М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о признании бездействия по неприятию мер по содержанию муниципального имущества: локального водопровода незаконным, об обязании провести ремонтные работы по замене водопроводных труб на локальном водопроводе, организовать водоснабжение надлежащего качества в объемах необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой.

В обоснование своих требований прокурор Радищевского района Ульяновской области Зубаиров М.М. указал, что прокуратурой района рассмотрено обращение жителя п. Октябрьский Радищевского района Ульяновской области по вопросу содержания, а также организации и обеспечения холодного водоснабжения надлежащего качества.

Проведенной проверкой выявлены нарушения законодательства, требующие обращения прокурора в суд для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц.

Водопроводные сети в п. Октябрьский Радищевского района Ульяновской области находятся в собственности МО «Радищевский район» Ульяновской области Проведенной проверкой установлено, что за период 2021-2023 гг. проблемная ситуация с водоснабжением сложилась в п. Октябрьский по ул. Набережная, поскольку имели место порывы на локальном водопроводе. Возникновение порывов связано с сильной изношенностью водопровода и необходимостью проведения его капитального ремонта. Проведенным анализом причин перебоев с водоснабжением выявлены системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должностных мер не принималось. Установлено, что действующие системы водоснабжения, находящиеся в собственности администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области, в указанном населенном пункте не могут обеспечить нужды потребителей в летний засушливый период. Для обеспечения полноценного представления населению услуги по водоснабжению имеется потребность в проведении работ по замене водопроводных труб в <адрес>: от <адрес> до <адрес> (переулок, протяженностью 150 м.) и от <адрес> до <адрес> (протяженностью 200 м.) необходимость проведения указанных работ подтверждена актом выездной проверки. Просят признать    бездействие администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области по непринятию мер по содержанию муниципального имущества: локального водопровода в <адрес> Радищевского района Ульяновской области незаконным и обязать администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области провести ремонтные работы по замене водопроводных труб на локальном водопроводе в <адрес> (переулок, протяженностью 150 м.) и от <адрес> (протяженностью 200 м.), обязать администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области (ОГРН , ИНН ) организовать на территорию <адрес> водоснабжение ненадлежащего качества, в объемах необходимых для обеспечения холодной питьевой водой.

Определением Радищевского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечен ОГКП «Ульяновский областной водоканал».

В судебном заседании заместитель прокурора Радищевского района Ульяновской области Мерзляков Ю.В. административные исковые требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области Титова М.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии. Предоставила возражение на исковое заявление, согласно которого администрацией в целях обеспечения населения водоснабжением заключен договор аренды объектов водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ с ОГКП «Ульяновский областной водоканал», которому переданы, в том числе водопроводные сети п. Октябрьский. Дополнительным соглашением от 01.12.2022 указанный договор продлен. Водопроводные сети находятся на обслуживании ОГКП «Ульяновский областной водоканал». На ремонтные работы водопроводной сети в 2023 году в Радищевском <адрес> предусмотрено 5 млн. рублей В перечень объектов подлежащих ремонту, будут включены аварийные участки водопровода в п. Октябрьский. Просили установить срок для выполнения ремонтных работ до ДД.ММ.ГГГГ, Рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации.

Представители административных ответчиков - администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» в судебном заседании участия не принимали, о дне и времени судебного заседания извещались.

Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Радищевского районного суда Ульяновской области - http://radishevskiy.uln.sudrf.ru.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения участников процесса, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.17 КАС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствие с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Действующее законодательство не регламентирует порядок получения прокурором информации о фактах допущенных нарушений законов и не устанавливает конкретный источник его информирования.

Заявление в суд подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района рассмотрено обращение жителя <адрес> по вопросу организации и обеспечения холодным водоснабжением населения. (л.д.10).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ водопровод, расположенный в <адрес>, протяженностью 10400 м. находится в собственности МО «Радищевский район» и передан им на основании постановления Правительства Ульяновской области от 18.02.2015 №46-П «Об утверждении перечней имущества, подлежащего передаче из собственности муниципальных образований Дмитриевское сельское поселение, Калиновское сельское поселение, Октябрьское сельское поселение, Ореховское сельское поселение Радищевского района в собственность МО «Радищевский район» в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями» (л.д. 12).

Согласно договора аренды объектов водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, а так же дополнительного соглашения №5 от от 01.03.2019 (л.д. 31-38) заключенного между администрацией МО «Радищевский район Ульяновской области» и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» арендодатель, в целях охраны здоровья граждан, обязуется предоставить за плату во временное владение и пользование арендатору объекты холодного водоснабжения, согласно приложению к договору (п.1.1). Арендатор обязан использовать арендованное имущество в соответствии с его назначением и своевременно проводить за свой счет его текущий ремонт (п.3.2.2). Арендодатель обязан осуществить капитальный ремонт, модернизацию, реконструкцию переданного в аренду имущества за свой счет (п. 3.1.3) В настоящее время водопроводными сетями временно владеет и пользуется ОГКП «Ульяновский областной водоканал», выполняя функции водоснабжения населения села.

Проведенная прокуратурой района проверка показала, что требования законодательства о бесперебойной подачи холодной воды, в достаточном количестве, на территории <адрес> не соблюдаются.

В ходе проведенной проверки установлено, что подача холодной воды жителям данного населенного пункта осуществляется из двух источников, озеро родник и от 2-го группового водопровода. Водоснабжение по <адрес> осуществляется из железнобетонного накопителя находящийся в северной части села объемом 120 м 3, далее вода из накопителя за счет гидростатического давления поступает по водопроводу напрямую водопроводную сеть и питает <адрес> сети общей протяженностью 53,4 выполнены из труб различного материала (сталь, асбест, чугун и полиэтилен) диаметром от 50 до 160 мм. Для нормализации водоснабжения в <адрес> необходимо заменить аварийный участок водопроводной сети: от <адрес>, протяженностью 150 м) и от <адрес> до <адрес> (протяженностью 200 м диаметром 63 мм из ПЭ материала) (л.д. 13, 15-16).

Отсутствие бесперебойного холодного водоснабжения создает реальную угрозу здоровью населения <адрес>, которое лишено организации нормальной жизнедеятельности. Незаконным бездействием со стороны администрации поселения нарушаются права граждан, потребителей коммунальных услуг по холодному водоснабжению, лишает их права на необходимые условия проживания.

Своим бездействием ответчик нарушает права граждан - как потребителей коммунальных услуг по холодному водоснабжению, и лишает их права на необходимые условия проживания, что является недопустимым.

По результатам ранее проведенной проверки прокуратурой района в адрес гарантирующей организации внесено представление об устранении нарушений закона, вместе с тем, до настоящего времени должных мер к устранению нарушений не принято (л.д. 20-21).

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, оценка которым дана по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользовании и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу п. п. 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон №416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.

Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона № 416-ФЗ, гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

При этом организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ).

Учитывая указанные выше правовые нормы и установленные в судебном заседании фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрация муниципального образования «Октябрьское сельское поселение», несмотря на возложенные на них законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования и соглашением между ними полномочия, не приняли всех мер по организации обеспечения населения <адрес> водоснабжением, круглосуточно и бесперебойно, в объемах, необходимых потребителю.

Ответчиком администрацией муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области не оспаривался факт отсутствия бесперебойного холодного водоснабжения в <адрес>.

При этом в ходе судебного заседания не добыто доказательств, позволяющих установить, что данный участок водопровода не требует капитального ремонта, находится в исправном состоянии. Также в обоснование своих возражений ответчиком администрацией муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, каких-либо доказательств того, что замена трубы на спорном участке водопровода не требуется, а также обеспечивается в полном объеме ежедневная потребность населения в питьевой воде, последними не представлено.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, свидетельствует об отсутствии бесперебойного холодного водоснабжения, а так же о необходимости проведения капитального ремонта аварийного участка локального водопровода в <адрес>.

Ссылки ответчика администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области на то, что замена спорного участка трубы является текущим ремонтам, его должен производить областное государственное казенное предприятие «Ульяновский областной водоканал», суд находит несостоятельными. Указанным выше Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства предусмотрено проведение работ по замене труб как капитальный ремонт.

В соответствии с п.3.1.3 договором аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о пролонгации действия договора аренды до ДД.ММ.ГГГГ) арендодатель обязан осуществлять капитальный ремонт, модернизацию, реконструкцию переданного в аренду имущества за свой счет.

Объекты холодного водоснабжения <адрес> находятся в собственности муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области (л.д. 29-32).

Вместе с тем, решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление заместителя прокурора Ульяновской области в интересах муниципального образования «Радищевский район» в лице главы муниципального образования «Радищевский <адрес>» к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, к областному государственному казённому предприятию «Ульяновский областной водоканал» о признании недействительными дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ , удовлетворено.

Данным решением постановлено:

Признаны недействительными дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенные администрацией муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области и областным государственным казённым предприятием «Ульяновский областной водоканал». Применены последствия недействительности ничтожной сделки. Областное государственное казённое предприятие «Ульяновский областной водоканал» обязано в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу передать администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области муниципальное имущество, переданное по договору от ДД.ММ.ГГГГ . Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное решение оставлено без изменения.

Администрация муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрация муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в целях обеспечения граждан п.Октябрьский водой обязаны обеспечить подачу холодного водоснабжения для потребителей круглосуточно и бесперебойно, надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю.

Другие доводы ответчиков, также не свидетельствуют об отсутствии причинно-следственной связи и их вины в нарушении прав неопределенного круга лиц по водоснабжению.

Отсутствие холодного водоснабжения создает реальную угрозу здоровью населения, которое лишено возможности соблюдать правила личной гигиены, поддерживать жилое помещение в надлежащем санитарном состоянии, использовать воду для удовлетворения иных физиологических и бытовых потребностей, нарушаются права граждан, потребителей коммунальных услуг по холодному водоснабжению, лишает их права на комфортные условия проживания.

Таким образом, административное исковое заявление, подлежит частичному удовлетворению в части требований к администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области, администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

В соответствии ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Срок для исполнения решения суда, то есть для произведения ремонтных работ по замене водопроводных труб на локальном водопроводе в <адрес> (переулок, протяженностью 150 м.) и от <адрес> (протяженностью 200 м), обеспечения подачи холодного водоснабжения для потребителей <адрес> <адрес> надлежащего качества, в объемах необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой круглосуточно и бесперебойно, суд полагает определить до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный в возражении ответчиком срок до ДД.ММ.ГГГГ полагает излишним и не соответствующим интересам граждан, при этом суд учитывает объем работ и их сезонный характер.

    Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, о признании бездействия по неприятию мер по содержанию муниципального имущества: локального водопровода незаконным, об обязании провести ремонтные работы по замене водопроводных труб на локальном водопроводе, организовать водоснабжение надлежащего качества в объемах необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой, удовлетворить частично.

    Признать бездействие администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области (ОГРН , ИНН ) и администрации МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области (ОГРН , ИНН: ,) по содержанию муниципального имущества: локального водопровода в п. Октябрьский Радищевского района Ульяновской области незаконным.

    Обязать администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области (ОГРН , ИНН ) и администрацию МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области (ОГРН , ИНН: ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонтные работы по замене водопроводных труб на локальном водопроводе в <адрес> (переулок, протяженностью 150 м.) и от <адрес> (протяженностью 200 м).

    Обязать администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области (ОГРН , ИНН ) и администрацию МО «Октябрьское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области (ОГРН , ИНН: ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить подачу холодного водоснабжения для потребителей <адрес> надлежащего качества, в объемах необходимых для обеспечения потребителей холодной питьевой водой круглосуточно и бесперебойно, в объемах, необходимых потребителю.

    В удовлетворении исковых требований прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к областному государственному казенному предприятию «Ульяновский областной водоканал» отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 21 июня 2023 года.

Судья                                                                                                  Н.М.Николаева

2а-1-75/2023 ~ М-1-63/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Радищевского района Ульяновской области
Ответчики
Администрация МО "Радищевский район" Ульяновской области
Администрация МО " Октябрьское сельское поселение" Радищевского района
Другие
ОГКП "Ульяновский областной водоканал"
Суд
Радищевский районный суд Ульяновской области
Судья
Николаева Н. М.
Дело на странице суда
radishevskiy.uln.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация административного искового заявления
03.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее