дело №12-132/2015
РЕШЕНИЕ
гор. Костомукша 23 сентября 2015 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Сафарян И.А.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием защитника администрации Костомукшского городского округа Сенчилиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Костомукшского городского округа на постановление заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ от 17 июля 2015 года в отношении администрации Костомукшского городского округа, юридический адрес: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5 <данные изъяты>,
установил:
Постановлением заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17 июля 2015 года администрация Костомукшского городского округа признана виновной и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
Считая постановление незаконным, администрация Костомукшского городского округа обжаловала его в суд, указав, что дело подлежит прекращению, поскольку земельных участков с кадастровыми номерами № Х, № Х, № Х, в отношении которых прокуратурой г. Костомукша совместно со специалистами Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Росреестра по РК проводилась проверка не существуют на сегодняшний день и не существовало на день проведения проверки, что подтверждается кадастровыми выписками от 22.05.2015, следовательно, отсутствует объект правонарушения, в связи с чем в действиях администрации городского округа нет состава административного правонарушения.
О рассмотрении дела об административном правонарушении 17.07.2015 администрация Костомукшского городского округа была извещена посредством факсимильной связи 16.07.2015, в связи с чем была лишена возможности подготовиться к рассмотрению дела в г. Петрозаводске. При рассмотрении дела допущены процессуальные нарушения, а именно дело рассмотрено не по месту совершения административного правонарушения, неверно указан порядок обжалования постановления. В случае отсутствия оснований для прекращения дела, просит снизить размер назначенного наказания. Также просит восстановить срок для обжалования постановления, указав, что постановление по делу об административном правонарушении поступило 27.07.2015. 04.08.2015 в установленный срок администрация Костомукшского городского округа направила жалобу в Костомукшский городской суд РК.
Определением судьи Костомукшского городского суда РК от 05.08.2015 жалоба возвращена, в связи с отсутствием сведений о дате получения копии постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник администрации Костомукшского городского округа Сенчилина О.П., действующая на основании доверенности, поддержала ходатайство о восстановлении срока на обжалование, а также требования по доводам, изложенным в жалобе, и пояснила, что земельные участки, в отношении которых проводилась проверка на кадастровый учёт администрацией города не ставились, право собственности не регистрировалось. Земельные участки расположены в районах Крайнего Севера, и в связи с отсутствием на территории городского округа фермерских хозяйств затрудняется их использование по назначению. В случае наличия состава административного правонарушения, просит снизить размер назначенного наказания, поскольку бюджет исполняется с дефицитом.
Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, представил письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с нахождением в отпуске до 16.10.2015.
В удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения жалобы отказано.
Заслушав защитника, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.ч. 1 и 2 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что копия постановления по делу об административном правонарушении от 17.07.2015 поступила в администрацию Костомукшского городского округа 27.07.2015.
04.08.2015 администрацией Костомукшского городского округа в Костомукшский городской суд РК была направлена жалоба на постановление по делу об административном правонарушении.
Определением судьи Костомукшского городского суда РК от 05.08.2015 жалоба возвращена, в связи с отсутствием сведений о дате получения копии постановления по делу об административном правонарушении.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд 13.08.2015.
С учётом обстоятельств дела и положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ считаю возможным восстановить процессуальный срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, 12.05.2015 прокуратурой г. Костомукша совместно со специалистами Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Росреестра по РК проведена проверка исполнения законодательства при распоряжении и использовании земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения» на территории Костомукшского городского округа. Объектами проверки являлись земельные участки, расположенные в кадастровых кварталах № Х и № Х, а именно: земельный участок площадью 70 га под болотом <данные изъяты>; земельный участок площадью 66 га под болотом <данные изъяты>; земельный участок площадью 62 га под болотом <данные изъяты>; земельный участок площадью 77 га под болотом <данные изъяты>. На земельных участках ранее проведена мелиорация, созданы мелиоративные системы.
В результате проведенной проверки установлено, что на земельных участках не проводились работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, что привело к зарастанию всей площади участков дикорастущей сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, захламлению автомобильными покрышками. Агротехнические мероприятия не проводились.
Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении на перечисленных земельных участках не выполнялись обязательные мероприятия (агротехнические, фитосанитарные, мелиоративные, агрохимические) по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой растительностью, по сохранению плодородия почв, по защите земель от захламления.
Бездействие Администрации Костомукшского городского округа, как собственника земельных участков образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника о том, что объектами проверки указаны земельные участки с кадастровыми номерами № Х, № Х, № Х, которых не существовало на день проверки, и в настоящее время им присвоены другие кадастровые номера, суд считает необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что указанные в постановлении кадастровые номера земельных участков были изменены 16.03.2006.
Как следует из ответа администрации Костомукшского городского округа от 25.05.2015 №1878 на запрос прокуратуры г. Костомукша о предоставлении сведений и документов, кадастровый учёт земельных участков, являвшихся предметом проверки, органами местного самоуправления не осуществлялся, мероприятий с целью постановки на государственный кадастровый учёт не проводились.
Вина администрации Костомукшского городского округа подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в связи с чем прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ
Доводы защитника о том, что при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения в части позднего уведомления о месте и времени рассмотрения дела, суд считает необоснованными, поскольку при поступлении извещения о рассмотрении дела, представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении вправе был заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела для подготовки и обеспечения явки представителя или защитника юридического лица.
Ходатайство об отложении рассмотрения дела представителем юридического лица не заявлялось.
В силу пункта 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Рассмотрение дела в городе Петрозаводске не является нарушением ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, поскольку юрисдикция должностного лица распространяется на территории Республики Карелия.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части назначенного администрации Костомукшского городского округа наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах назначенное администрации Костомукшского городского округа административное наказание в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, его материальному положению, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного постановление, заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ от 17 июля 2015 года, вынесенное в отношении администрации Костомукшского городского округа, подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 300 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ от 17 июля 2015 года, вынесенное в отношении администрации Костомукшского городского округа изменить и назначить администрации Костомукшского городского округа, юридический адрес: Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, д. 5 <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья И.А. Сафарян
Сумму административного штрафа перечислить:
Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу)
Расчетный счет 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ РК банка России г. Петрозаводск
ИНН 1001017400
БИК 048602001
ОКТМО 86701000
КПП 100101001
КБК 08111625060016000140
УИН 08136138200001260221
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В случае неуплаты штрафа в срок, установленный законом, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде двойного штрафа от суммы неуплаченного, либо административного ареста на 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в суд.
Судья Сафарян И.А.