№ 2-63/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«31» января 2018 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Маснабеевой Т.С.,
с участием помощника прокурора Индустриального района г. Ижевска Амеличкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПМВ к Федеральной миграционной службе Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, Министерству внутренних дел Российской Федерации о восстановлении трудовых прав
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам Управлению Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике, Федеральной миграционной службе Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике, Министерству внутренних дел Российской Федерации о восстановлении трудовых прав, просил признать незаконным увольнение и изменить дату увольнения, взыскать компенсацию за время вынужденного прогула в сумме 80 770,00 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ изменены исковые требования, истец просил:
Признать незаконным, вынесенным с нарушением установленного порядка приказ УФМС России по УР № л/с от 25 октября 2016 года о расторжении служебного контракта и установлении даты увольнения со службы в органах внутренних дел -Дата-.
Признать незаконным, вынесенным с нарушением установленного порядка приказ МВД России № л/с от -Дата- о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел.
Восстановить истца на службе и зачислить в распоряжение УФМС России по Удмуртской Республике до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или решения вопроса о ее прекращении с соблюдением установленного порядка увольнения со службы в органах внутренних дел в соответствии с ч.4 ст. 74 Федерального закона №342-ФЗ.
Обязать ответчиков МВД России, МВД по УР соблюсти процедуру увольнения сотрудника органов внутренних дел, обязав их предложить все имеющиеся на дату увольнения должности в органах внутренних дел в соответствии с положениями действующего законодательства.
Взыскать с УФМС России по УР компенсацию денежного содержания (довольствия) за время вынужденного прогула на дату фактического исполнения решения суда в соответствии с ранее произведенными расчетами.
Взыскать с УФМС России по УР компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Требования мотивировал тем, что ответчиками нарушена процедура увольнения истца со службы в органах внутренних дел.
С -Дата- истец в соответствии со ст. 19 Положения о службе в органах внутренних РФ прикомандирована к ФМС России с оставлением в кадрах МВД России.
На -Дата- истец проходила службу в должности заместителя начальника УФМС России по УР с присвоением специального звания полковник внутренней службы.
-Дата- истцу вручено уведомлением о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел РФ в соответствии с п.11 ч.2 ст. 82 Федерального закона от -Дата- №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Приказом ФМС России от -Дата- № истец освобождена от замещаемой должности и зачислена в распоряжение УФМС России по УР с -Дата- в соответствии с п.3 ч.10 ст. 36 Федерального закона от -Дата- №342-ФЗ.
-Дата- приказом МВД России № л/с с истцом расторгнут контракт, истец уволена со службы в органах внутренних дел РФ.
-Дата- истцу предоставлен основной и дополнительный отпуск за 2016 год на период с -Дата- по -Дата-, который продлен с -Дата- по -Дата-, в связи с нетрудоспособностью истца.
Приказом УФМС России по УР № л/с от -Дата- с истцом расторгнут служебный контракт и установлена дата увольнения со службы в органах внутренних дел -Дата-.
Истец считает, что ответчиками допущены следующие нарушения процедуры увольнения со службы в органах внутренних дел:
В период нахождения в отпуске истец был нетрудоспособен 66 календарных дней, однако отпуск был продлен только на 23 календарных дня по -Дата-, тогда как должен быть продлен до -Дата-, чем нарушена ст. 59 Федерального закона от -Дата- №342-ФЗ.
Истец направлял УФМС России по УР рапорт о продлении отпуска в связи с временной нетрудоспособностью с приложением листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, однако отпуск не был продлен, -Дата- истец приглашен для вручения приказа об увольнении и выдачи трудовой книжки.
Увольнение проведено в период нахождения истца в отпуске и в период временной нетрудоспособности, дата увольнения истца установлена без учета нахождения в отпуске и временной нетрудоспособности, чем нарушены ч.4, ч.12 ст. 89 Федерального закона от -Дата- №342-ФЗ.
Приказ ФМС России от -Дата- № об освобождении от замещаемой должности и зачислении в распоряжение УФМС России по УР с -Дата- не соответствует Федеральному закону от -Дата- №342-ФЗ, поскольку ни данным приказом, ни иными подзаконными актами не предусмотрена процедура зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение иных органов исполнительной власти. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, то есть в распоряжение МВД России, МВД по УР, либо иного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. УФМС России по УР является территориальным органом ФМС, которая Указом Президента РФ от -Дата- № «О структуре федеральных органов исполнительной власти» выведена из подведомственности МВД, подчинена Правительству РФ, не является федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальным органом или подразделением.
При сокращении должности ни УФМС по УР, ни ФМС России, ни МВД России, ни МВД по УР истцу не были предложены иные должности с учетом уровня квалификации, образовании, стажа службы в органах внутренних дел истца в органах внутренних дел. Ответчиками не учтено, что истец имеет преимущественное права на замещение должности в органах внутренних дел, имеет допуск к государственной тайне.
В нарушение п.15,16 Порядка предоставления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от -Дата- №, истец не был ознакомлен с представлением кадрового подразделения, согласованным с начальником подразделения, в котором истец проходил службу.
Определением суда от -Дата- производство по делу в части исковых требований, заявленных к УФМС по УР, прекращено, в связи с завершением ликвидации указанной организации.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ в следующей редакции:
к Федеральной миграционной службе Российской Федерации как лицу, издавшему приказ о ликвидации УФМС по УР, о признании незаконным приказа УФМС России по Удмуртской Республике № л/с от -Дата- о расторжении служебного контракта и установлении даты увольнения со службы в органах внутренних дел -Дата-, восстановлении истца на службе и зачислении в распоряжение ФМС России до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или решения вопроса о ее прекращении с соблюдением установленного порядка увольнения со службы в органах внутренних дел, взыскании компенсации денежного содержания (довольствия) за время вынужденного прогула на дату фактического исполнения решения суда, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей,
к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным приказа МВД России № л/с от -Дата- о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел, восстановлении истца на службе и зачислении в распоряжение ФМС России до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или решения вопроса о ее прекращении с соблюдением установленного порядка увольнения со службы в органах внутренних дел, понуждении соблюсти процедуру увольнения сотрудника органов внутренних дел, обязав предложить все имеющиеся на дату увольнения должности в органах внутренних дел в соответствии с положениями действующего законодательства,
к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о понуждении соблюсти процедуру увольнения сотрудника органов внутренних дел, обязав предложить все имеющиеся на дату увольнения должности в органах внутренних дел в соответствии с положениями действующего законодательства.
Истец ПМВ в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, с заявлением об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в ее отсутствие к суду не обращалась.
Ответчик ФМС России извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, с заявлениями об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в его отсутствие к суду не обращался.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца и ответчика ФМС России.
В судебном заседании представитель истца ВОГ, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, дала пояснения, аналогичные изложенному в иске.
В судебном заседании представитель ответчиков МВД России и МВД по УР СИР, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на исковое заявление, в которых указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, поскольку МВД по УР не является правопреемником УФМС России по УР. МВД по УР не является работодателем истца, в связи с чем, требования заявлены к ненадлежащим ответчикам.
Помощник прокурора ... Амеличкин А.В. в заключении просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, как не основанных на законе.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
С -Дата- по -Дата- ПМВ проходила службу в органах внутренних дел - в Управлении Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике.
С -Дата- истец в соответствии со ст. 19 Положения о службе в органах внутренних Российской Федерации прикомандирован к ФМС России с оставлением в кадрах МВД России, откомандирована в распоряжение УФМС России по УР.
На день увольнения истец занимал должность заместителя начальника управления – начальника отдела по паспортной работе УФМС России по УР, имел специальное звание- полковник внутренней службы.
Данные обстоятельства подтверждаются приказом № л/с от -Дата-, выпиской из приказа №л/с от -Дата-, контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел РФ № от -Дата-, выпиской из приказа № л/с от -Дата-, приказом № л/с от -Дата-, приказом № л/с от -Дата-, приказом № л/с от -Дата-, приказом № л/с от -Дата-, послужным списком ПМВ, выпиской из приказа № л/с от -Дата-, трудовой книжкой ПМВ серии АТ-VII №.
В соответствии с Указом Президента РФ от -Дата- N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба (п.1), МВД РФ переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы (п.2 п.п. «а»), штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением ее на 30 процентов (п.2 п.п. «в»), сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом (п.4 п.п. «а»).
Указ вступил в силу -Дата-.
Таким образом, в данном случае, ликвидирован (упразднен) не территориальный орган МВД России, а федеральный орган исполнительной власти (ФМС России).
-Дата- истцу вручено уведомление ФМС России о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел на основании п. 11 ч.2 ст. 82 Федерального закона от -Дата- №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от -Дата- №342-ФЗ), в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
-Дата- председателем ликвидационной комиссии ФМС России издан приказ № о ликвидации УФМС по УР.
Приказом ФМС России от -Дата- № истец освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение УФМС России по УР с -Дата- в соответствии с п.3 ч.10 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ.
-Дата- председателем ликвидационной комиссии УФМС России по УР составлено представление к увольнению истца из органов внутренних дел.
-Дата- приказом МВД России № л/с с истцом расторгнут контракт, истец уволен со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч.2 ст. 82 Федерального закона №342-ФЗ.
-Дата- истцу предоставлен основной и дополнительный отпуск за 2016 год на период с -Дата- по -Дата-, что подтверждается приказом УФМС России по УР № л/с от -Дата-.
В период нахождения в отпуске, истец был нетрудоспособен с -Дата- по -Дата-.
Приказом УФМС России по УР от -Дата- № л/с основной отпуск истца продлен на 23 календарных дня, в связи с временной нетрудоспособностью.
Приказом УФМС по УР № л/с от -Дата- с полковником внутренней службы ПМВ, находящейся в распоряжении УФМС России по УР расторгнут контракт в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудниками, по п.11 ч.2 ст. 82 Федерального закона от -Дата- №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлена дата увольнения -Дата-.
В период с -Дата- по -Дата- истец была нетрудоспособна, что подтверждается листком освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности.
Отпуск истца на период времени нетрудоспособности с -Дата- по -Дата- УФМС России по УР не продлялся.
С приказом об увольнении ПМВ ознакомлена -Дата-.
Истец, являясь сотрудником органов внутренних дел, будучи не согласный с увольнением из органов внутренних дел, обратился в суд с индивидуальным служебным спором в соответствии с главой 10 Федерального закона от -Дата- №342-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (п.1); должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах (п.2).
Указом Президента Российской Федерации N 3 14 от -Дата- "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" создана Федеральная миграционная служба (ФМС России) как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от -Дата- N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" (действующего до -Дата-), лица начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, проходящие службу в Федеральной миграционной службе, состоят в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации и прикомандировываются к Службе в установленном законодательством порядке.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 30 от -Дата- "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы" (действующего с -Дата-) лица начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации прикомандировываются к Федеральной миграционной службе и увольняются со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по представлению руководителя Федеральной миграционной службы или начальников (руководителей) ее территориальных органов. Руководитель Федеральной миграционной службы организует в отношении сотрудников кадровое обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере внутренних дел. Нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, применяются к сотрудникам с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Федеральной миграционной службы, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 3).
Согласно статье 32 Федерального закона N 342-ФЗ от -Дата- для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Полномочия по принятию решения о направлении прикомандированного к ФМС России сотрудника, органов внутренних дел для прохождения службы в конкретный территориальный орган ФМС России и последующего назначения на должность отнесены к компетенции директора ФМС России.
При увольнении со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, приказ МВД России от -Дата- N 1065 применяется с учетом особенностей, установленных Приказом ФМС от -Дата- N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от -Дата- N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ".
В соответствии с вышеуказанным Приказом ФМС России N 199 увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудников осуществляется по представлению руководителя начальников (руководителей) территориальных органов ФМС России, направляемому Министру внутренних дел РФ для принятия решения об увольнении. Расторжение же контракта с сотрудником производится начальниками (руководителями) территориальных органов ФМС России и оформляется соответствующим приказом территориального органа ФМС России.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона №342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 29 статьи 33 Федерального закона от -Дата- N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в. органах внутренних дел без учета требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона №342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона №342-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 305-ФЗ от -Дата- сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно- штатных мероприятий, но не позднее -Дата-
Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел предусмотрены ст. 30 Федерального закона №342-ФЗ. Пунктом 1 статьи 30 установлено, что перевод сотрудника органов внутренних дел РФ допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме.
В соответствии с п. 11 ч.2 ст. 82 Федерального закона №342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
В соответствии с ч.7 ст. 82 Федерального закона №342-ФЗ расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
В соответствии с ч.1 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае: предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел (п.1); направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам (п.2).
В соответствии с ч.3 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении, могут быть продолжены в случае:
1) предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел;
2) направления сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам.
В соответствии с ч.4 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.5 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращении должностей в органах внутренних дел руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель уведомляет в письменной форме сотрудника органов внутренних дел о предстоящем увольнении со службы в органах внутренних дел не позднее чем за два месяца до его увольнения.
В соответствии с ч.7 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ преимущественное право на замещение должности в органах внутренних дел при прочих равных условиях предоставляется сотруднику органов внутренних дел, имеющему более высокие результаты профессиональной деятельности, квалификацию, уровень образования, большую продолжительность стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, либо сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе.
В соответствии с ч.9 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).
В соответствии с ч.10 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел.
В соответствии со ст. 89 Федерального закона №342-ФЗ:
Прекращение или расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел и исключение из реестра сотрудников органов внутренних дел осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем (ч.1).
Порядок предоставлении сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников органа внутренних дел, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.2).
Сотрудник органов внутренних дел, имеющий специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, увольняется со службы в органах внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом дата увольнения сотрудника устанавливается приказом уполномоченного руководителя с учетом положений части 12 настоящей статьи (ч.4).
На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч.5).
Согласно п.п.4.1.5., 21 приложения № к приказу МВД России от -Дата- № «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы сотрудников ОВД», увольнение сотрудников, имеющих звание полковник внутренней службы, осуществляется Министром внутренних дел РФ. Дата увольнения сотрудника, имеющего специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, уволенного со службы в органах внутренних дел приказом Министра, устанавливается приказом руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения, в котором сотрудник проходит службу или в распоряжение которого он был зачислен.
Из приведенных правовых норм следует, что сотрудник органов внутренних дел, прикомандированный к ФМС России, не замещает должность в органах внутренних дел. При прохождении им службы в виде прикомандирования к федеральному органу исполнительной власти (ФМС России) возникают специальные правоотношения между сотрудником органов внутренних дел, с одной стороны, и ФМС России, в которой указанный сотрудник проходит службу, с другой стороны. В связи с упразднением Президентом Российской Федерации Федеральной миграционной службы срок прикомандирования считается оконченным и сотрудник, с учетом его согласия может продолжить службу в порядке перевода, может быть назначен на вакантную равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, но при условии отсутствия препятствий к такому назначению (с учетом проверочных мероприятий и без квалификационных требований к образованию при назначении не на вышестоящие должности), либо на вышестоящую должность в органах внутренних дел (с учетом проверочных мероприятий и квалификационных требований к замещению должности). При отсутствии согласия продолжить службу в органах внутренних дел или при наличии препятствий для назначения на должность в органы внутренних дел, сотрудник, прикомандированный к ФМС России, в связи с упразднением (ликвидацией) федерального органа исполнительной власти подлежит увольнению по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона №342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). При этом увольнение сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных для прохождения службы в ФМС России, производится двумя приказами. В первом случае приказом МВД России сотрудник органов внутренних дел увольняется из органов внутренних дел с приведением основания увольнения, на основании приказа МВД России ФМС России издает приказ об освобождении сотрудника органов внутренних дел от занимаемой должности с указанием конкретной даты увольнения. В связи с организационно-штатными мероприятиями увольнение должно быть произведено до -Дата-
Поскольку истица замещала должность заместителя начальника управления-начальника отдела по паспортной работе УФМС России по Удмуртской Республике, и имела присвоенное специальное звание полковник внутренней службы, то ее увольнение производилось с учетом данных обстоятельств.
В соответствии с ч.1 ст. 74 Федерального закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания, подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании.
В соответствии с ч.2 ст. 74 Федерального закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, находившийся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению на службе и зачислению в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или о ее прекращении по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст. 74 Федерального закона №342-ФЗ основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда.
В соответствии с п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. При невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула. Одновременно суд признает работника уволенным по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
Изучив представленные ответчиками доказательства, суд считает, что МВД России, действуя с рамках предоставленных полномочий в части увольнения сотрудников, имеющих специальные звания полковника внутренней службы, законно издало приказ от -Дата- № л/с о расторжении (прекращении) контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел истца по п.11 ч.2 ст. 82 Федерального закона №342-ФЗ в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником. Нарушений процедуры увольнения истца со стороны МВД России суд не усматривает.
Федеральная миграционная служба Российской Федерации не входила в систему МВД России, в связи с чем, при ликвидации федерального органа исполнительной власти (ФМС России) у МВД России отсутствовали основания для зачисления сотрудников ФМС России и его территориальных органов в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов, в соответствии со ст. 36 Федерального закона, так же как отсутствовала обязанность предоставления возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Кроме того, указание на данные обязательности отсутствуют и в Указе Президента Российской Федерации N 156 от -Дата-.
Суд соглашается с представителем ответчика в той части, что факт не ознакомления истца с представлением к увольнению, не свидетельствует о незаконности увольнения истца, поскольку сведения, изложенные в представлении, являются достоверными и не оспариваются истцом.
Суд считает, что УФМС России по УР не нарушены требования ч.3, 4 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ о необходимости предоставления истцу возможности замещения иной должности в органах внутренних дел, поскольку данные нормы права предусматривают указанную обязанность нанимателя при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения, тогда как в рассматриваемом случае произошла ликвидация всего федерального органа исполнительной власти (ФМС России), в связи с чем замещение иных должностей в данном органе не представлялось возможным. Кроме того, суд отмечает, что после получения уведомления о прекращении контракта истцом не был подан рапорт о приеме на службу и назначении на должность в какие-либо иные органы внутренних дел, что свидетельствует о желании истца уволиться из органов внутренних дел. Об этом свидетельствует также рапорт истицы на имя председателя ликвидационной комиссии УФМС России по УР ИСА от -Дата-
Также являются не обоснованными доводы истца о нарушении его преимущественного права на замещение должностей в органах внутренних дел в соответствии с ч.7 ст. 36 Федерального закона №342-ФЗ, поскольку истец была уволена из органов внутренних дел по сокращению в связи с упразднением Федеральной миграционной службы России, сокращению подлежали все должности в УФМС по УР, в том числе и должности, замещаемые прикомандированными сотрудниками, в связи с чем оснований для оценки преимущественного права истца на замещение должности в упраздняемом органе не имелось.
Доводы истца о том, что приказом № от -Дата- истец был уволен в период нетрудоспособности и в период основного отпуска, который должен быть продлен на время нетрудоспособности, что свидетельствует о нарушении процедуры увольнения, суд не считает возможным положить в основу решения, удовлетворяющего исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст. 89 Федерального закона №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел, имеющий специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, увольняется со службы в органах внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом дата увольнения сотрудника устанавливается приказом уполномоченного руководителя с учетом положений части 12 настоящей статьи.
В соответствии с ч.12 ст. 89 Федерального закона №342-ФЗ увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается, за исключением увольнения в соответствии с пунктами 1, 2, 4, 7, 8, 9 и 11 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 59 Федерального закона №342-ФЗ предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника в случае временной нетрудоспособности сотрудника.
В соответствии с ч.3 ст. 59 Федерального закона №342-ФЗ продление основного отпуска или дополнительного отпуска осуществляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при представлении документов, подтверждающих наличие оснований для его продления.
Как следует из материалов дела приказом УФМС России по УР от -Дата- № л/с основной отпуск истца продлен -Дата- по -Дата-.
Листок освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от -Дата- был предоставлен истцом в УФМС России по УР -Дата-, то есть после издания приказа № л/с от -Дата- о расторжении контракта с истцом и установлении даты увольнения -Дата-.
Таким образом, на дату издания приказа УФМС России по УР не был поставлен истцом в известность о нетрудоспособности с -Дата-, -Дата- истец находился в отпуске, в связи с чем наниматель не знал и не мог знать о наличии оснований для продления отпуска истца и установления иной даты увольнения.
В соответствии с п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы. При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.
Пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона №342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел возложена обязанность в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о наступлении временной нетрудоспособности.
Изучив представленные сторонами доказательства, суд считает, что истец, не сообщив своевременно нанимателю о временной нетрудоспособности в период отпуска, злоупотребил своим правом на предоставление гарантий, предусмотренных ч.12 ст. 89 Федерального закона №342-ФЗ, в связи с чем УФМС России по УР и соответственно ФМС России, как орган принявший решение о ликвидации управления, не должны отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны сотрудника.
При рассмотрении дела судом истец не заявлял требования об изменении даты увольнения на дату окончания отпуска с учетом периода нетрудоспособности, в связи с чем суд руководствуясь ст. 196 ч.3 ГПК РФ не считает возможным самостоятельно вынести решение в указанной редакции.
С учетом вышеизложенного, суд считает требования истца о признании незаконным приказа УФМС России по Удмуртской Республике № л/с от -Дата- о расторжении служебного контракта и установлении даты увольнения со службы в органах внутренних дел -Дата-, признании незаконным приказа МВД России № л/с от -Дата- о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел и восстановлении истца на службе и зачислении в распоряжение ФМС России до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или решения вопроса о ее прекращении с соблюдением установленного порядка увольнения со службы в органах внутренних дел не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.6 ст. 74 Федерального закона №342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона №342-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Так как требования о взыскании компенсации денежного содержания (довольствия) за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, производны от требований о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе, данные требования также не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Поскольку в судебном заседании установлено, что права истца ответчиками не нарушены, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ПМВ к Федеральной миграционной службе Российской Федерации о признании незаконным приказа УФМС России по Удмуртской Республике № л/с от -Дата- о расторжении служебного контракта и установлении даты увольнения со службы в органах внутренних дел -Дата-, восстановлении истца на службе и зачислении в распоряжение ФМС России до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или решения вопроса о ее прекращении с соблюдением установленного порядка увольнения со службы в органах внутренних дел, взыскании компенсации денежного содержания (довольствия) за время вынужденного прогула на дату фактического исполнения решения суда, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей отказать.
В удовлетворении исковых требований ПМВ к Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным приказа МВД России № л/с от -Дата- о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел, восстановлении истца на службе и зачислении в распоряжение ФМС России до решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения службы или решения вопроса о ее прекращении с соблюдением установленного порядка увольнения со службы в органах внутренних дел, понуждении соблюсти процедуру увольнения сотрудника органов внутренних дел, обязав предложить все имеющиеся на дату увольнения должности в органах внутренних дел в соответствии с положениями действующего законодательства- отказать.
В удовлетворении исковых требований ПМВ к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о понуждении соблюсти процедуру увольнения сотрудника органов внутренних дел, обязав предложить все имеющиеся на дату увольнения должности в органах внутренних дел в соответствии с положениями действующего законодательства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме -Дата-.
Судья Сентякова Н.А.