Дело № 2-3131/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Чигаевой Е.С.,
помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Адмаевой Е. В.,
с участием в деле:
истца – Арустамяна К. В., его представителя Тюриной Т. В., действующей на основании доверенности от 04 июля 2014 года,
ответчиков – Баграмяна Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмяна А. Р., Баграмян З. М., Баграмян М. Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арустамяна К. В. к Баграмяну Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмяну А. Р., Баграмян З. М., Баграмян М. Р. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; понуждении передать домовую книгу и ключи от жилого дома,
установил:
Арустамян К.В. обратился в суд с иском к Баграмяну Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмяну А. Р., Баграмян З. М., Баграмян М. Р. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; понуждении передать домовую книгу и ключи от жилого дома.
В обоснование своих требований указал, что на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 20 декабря 2012 года им у Баграмяна Р. А. был приобретен жилой дом общей площадью 226 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок площадью 675 кв.м., расположенный по тому же адресу. На момент заключения договора и вплоть до настоящего времени в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме проживают и зарегистрированы по месту жительства предыдущий собственник - Баграмян Р. А., его супруга - Саркисян С. Ш., их дочь - Баграмян М. Р. и сын с женой - Баграмян А. Р. и Багрямян Зарина Мехаковна.
В пунктах 1.6. и 3.1.3. договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 20.12.2012 установлено, что собственник обязуется сняться с регистрационного учета и передать объект недвижимости свободный от прав третьих лиц в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Договор купли-продажи зарегистрирован 24 декабря 2012 года, соответственно, Баграмян Р.А. и члены его семьи должны были выселиться из дома и сняться с регистрационного учета не позднее 24 января 2013года, однако ни прежний собственник дома, ни члены его семьи из дома не выселились, продолжают в нем проживать, с регистрационного учета не снялись.
На неоднократные просьбы освободить принадлежащее ему жилое помещение Баграмян Р.А. отвечает обещаниями, что он и его семья покинут дом в ближайшие дни. Однако свои многочисленные обещания и обязательства, установленные в договоре купле-продаже, Баграмян Р.А. не исполняет и уже более полутора лет он и члены его семьи пользуются его имуществом без законных на то оснований и в отсутствие его согласия на это.
Также указывает, что Баграмян Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмян М. Р., Баграмян А. Р., Багрямян З. М. членами его семьи никогда не являлись и не являются, к числу родственников они не относятся, они для него абсолютно посторонние люди.
Просит суд выселить Баграмяна Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмян М. Р., Баграмяна А. Р., Багрямян З. М. из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать Баграмяна Р. А. передать Арустамяну К. В. домовую книгу и ключи от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Арустамян К.В. не явился, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещался своевременно надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Тюрина Т.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Баграмян Р.О.исковые требования не признал, просил в иске отказать.
В судебное заседание ответчики Саркисян С.Ш., Баграмян А.Р., Баграмян З.М., Баграмян М.Р. не явились, по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещались своевременно надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что иск Арустамяна К.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статья 27 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и невозможности произвольного лишения жилища.
Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на …необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты... Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Как следует из материалов дела, истцу Арустамяну К.В. на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 20.12.2012, принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок площадью 675 кв.м. (л.д.5, 6).
В пунктах 1.6. и 3.1.3. договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 20.12.2012 установлено, что собственник обязуется сняться с регистрационного учета и передать объект недвижимости свободный от прав третьих лиц в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
На момент рассмотрения дела в доме, расположенном по адресу: <адрес> по месту жительства зарегистрированы: глава семьи Баграмян Р.А. с 15.02.2006, жена Саркисян С.Ш. с 18.02.2006, сын Баграмян А.Р. с 04.07.2007, сноха Баграмян З.М. с 14.08.2008, дочь Баграмян М.Р. с 04.07.2007.
Из объяснений представителя истца Тюриной Т.В. следует, что на неоднократные просьбы освободить дом, расположенный по адресу: <адрес>, ответчик Баграмян Р.А. отвечает обещаниями, что он и его семья покинут дом в ближайшие дни. Однако свои многочисленные обещания и обязательства, установленные в договоре купле-продаже, Баграмян Р.А. не исполняет и уже более полутора лет он и члены его семьи пользуются его имуществом без законных на то оснований и в отсутствие его согласия на это.
Учитывая, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, что по общему правилу к длящимся правоотношениям применяется закон, который действует в настоящее время, применению подлежат положения Жилищного кодекса Российской Федерации независимо от того, когда были прекращены семейные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии сего назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Аналогичные нормы закона содержит и Гражданский кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьями 209, 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В судебном заседании установлено, что Баграмян Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмян М. Р., Баграмян А. Р., Багрямян З. М. членами семьиАрустамяна К.В. никогда не являлись и не являются, к числу родственников они не относятся.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
По смыслу данной нормы, жилищные права и обязанности возникают, в том числе вследствие действий (бездействий) сторон по настоящему спору, либо наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п.2 ст.292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Таким образом, переход Арустамяну К.В. права собственности на жилой <адрес> является основанием для прекращения у Баграмян Р.А., Саркисян С.Ш., Баграмян М.Р., Баграмян А.Р. и Багрямян З.Р. права пользования принадлежащим истцу жилым домом и указанные лица подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Факт регистрации ответчиков в спорном жилом помещении носит формальный характер. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 04.04.1996г. № 9-П и от 02.02.1998г. № 4-П, определения от 13.07.2000 № 185-О и от 05.10.2000 № 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2010г. №3-В10-1).
Таким образом, сам по себе факт регистрации ответчиков в спорной квартире не предоставляет им право пользования данным жилым помещением, поскольку они не являются членами семьи истца.
Пункт 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленный на усиление гарантий прав собственника жилого помещения, в полной мере подлежит применению к рассматриваемому спору, а также подлежат применению положения п.1 ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.288 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Следовательно, собственник жилого помещения вправе требовать устранения препятствий в пользовании принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, сохранение против воли собственника жилого помещения проживание ответчиков по вышеуказанному месту жительства препятствует осуществлению истцом в полном объеме принадлежащего ему права владения и пользования таким имуществом, предусмотренного частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В этой связи, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие у ответчиков в настоящее время права пользования жилым помещением, принадлежащим истцу, суд считает, что в соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации исковое требование истца подлежит удовлетворению, поскольку в случае отсутствия у гражданина права пользования жилым помещением он обязан освободить жилое помещение (прекратить пользовать им) и по требованию собственника он подлежит выселению из указанного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
При таких обстоятельствах исковое требование Арустамяна К. В. к Баграмяну Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмяну А. Р., Баграмян З. М., Баграмян М. Р. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Также суд считает необходимым обязать ответчика Баграмяна Р. А. передать Арустамяну К. В. домовую книгу и ключи от дверей жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным ею основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Арустамяна К. В. к Баграмяну Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмяну А. Р., Баграмян З. М., Баграмян М. Р. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; понуждении передать домовую книгу и ключи от жилого дома, удовлетворить.
Выселить Баграмяна Р. А., Саркисян С. Ш., Баграмян А. Р., Баграмян З. М., Баграмян М. Р. из жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Баграмяна Р. А. передать Арустамяну К. В. домовую книгу и ключи от дверей жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков
Мотивированное решение суда составлено 18 августа 2014 года.
Судья И.И. Бурлаков