№ 2-2482/22-2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Черняевой И.В., при секретаре Бутенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишаева С.З. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске по тем основаниям, что в настоящее время является пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. В указанный период времени, а именно в ДД.ММ.ГГГГ., направлялся в составе футбольной команды в командировку в район Крайнего Севера в <адрес> на календарную игру первенство СССР. Документы, подтверждающие факт работы истца в районах Крайнего Севера, не сохранились в связи с истечением срока хранения документов, связанных с командировками. В целях реализации своих пенсионных прав обращался к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, однако получил отказ, мотивированный тем, что документально не подтвержден факт его работы в районах Крайнего Севера. Учитывая изложенное, истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет базовой части трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера в период командировки.
В судебном заседании истец поддержал требования по изложенным в иске основаниям. Истец пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ работал на <данные изъяты>, одновременно играл за футбольную команду ОТЗ. В середине сентября ДД.ММ.ГГГГ футбольной командой выезжали в <адрес> для участия в футбольных матчах, находились в <данные изъяты> 3-4 дня, проживали в гостинице, в это время продолжали числиться на работе, работодателем оплачивались все расходы в связи с поездкой, ездили по распоряжению работодателя.
Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Ответчиком направлен отзыв на исковое заявление, в котором он просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку документы, подтверждающие факт работы в период командировки в районе Крайнего Севера, истцом не представлены, в связи с чем отсутствуют правовые основания для осуществления перерасчета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера. Поскольку при обращении в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера истец не представил документов, подтверждающих такое право, следовательно, права на перерасчет у него с момента такого обращения не имеется.
Заслушав объяснения истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела истицы, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рубля в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
С 01 февраля 2012г. установлено, что мужчинам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 4755,72 руб. в месяц. Мужчинам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 4121,63 руб. в месяц (Постановление Правительства РФ «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2012г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» от 25.01.2012г. №4»).
Таким образом, законодатель возможность осуществления указанного выше перерасчета стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и, как следствие, установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере для лиц, имеющих «смешанный» стаж, не ставит в зависимость от продолжительности имеющегося у такого лица стажа работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Юридически значимым обстоятельством для исчисления повышенного размера фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях – местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.
Таким образом, исполнение работником, осуществлявшим свою деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служебных обязанностей в рамках трудовых отношений в период нахождения в районах Крайнего Севера, является основанием для определения стажа работы с целью установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.
В соответствии с трудовым законодательством работодатель наделен правом поручать работнику временное выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, вне места постоянной работы за пределами организации работодателя. При этом понятие служебной командировки, аналогичное определению, данному в пункте 1 Инструкции от 07.04.1988 года № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», утвержденной Минфином СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, закреплено положениями статьи 166 Трудового Кодекса РФ, согласно которым служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Если работник командирован для выполнения возложенных на него трудовым договором обязанностей в другую организацию, в силу положения статьи 189 Трудового кодекса РФ и в соответствии с пунктом 8 Инструкции он обязан подчиниться режиму труда и отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые он командирован и где им выполняются трудовые обязанности. Работа, выполняемая в период командировки в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, может быть включена в подсчет «северного» стажа с учетом фактически отработанных календарных дней, что также должно быть подтверждено документально.
Как следует из трудовой книжки Ишаева С.З., ДД.ММ.ГГГГ.р., ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
Как указано истцом, в <данные изъяты>. он направлялся в составе футбольной команды в командировку в район Крайнего Севера в <адрес> для участия в футбольных матчах. Выезд в командировку сопровождался оформлением всех необходимых документов, которые однако не сохранились в связи с истечением срока их хранения. Выезд на футбольный матч в составе команды осуществлялся по распоряжению работодателя с сохранением заработной платы и рабочего места.
Кроме того, факт работы истца в указанный им период в районе Крайнего Севера подтверждается показаниями свидетелей ФИО2, ФИО1, ФИО3, работавших вместе с Ишаева С.З. и входивших в состав футбольной команды, которая в ДД.ММ.ГГГГ выезжала в <адрес> для участия в футбольных матчах, допрошенных в судебном заседании, трудовые книжки которых обозревались судом в судебном заседании.
Как следует из объяснений истца, а также подтверждено показаниями свидетелей, на период выполнения общественных обязанностей Ишаева С.З. освобождался от работы, однако за ним сохранялось рабочее место, выплачивалась средняя заработная плата. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено. Нахождение истца в командировке в условиях Крайнего Севера подтверждено свидетельскими показаниями, данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец, как сторона по делу, вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие требованиям главы 6 ГПК РФ о допустимости, достоверности и относимости доказательств.
Согласно п. 1 ст. 55 ГПК РФ свидетельские показания являются одним из видов доказательств по делу.
Поскольку данные доказательства не противоречат правовым принципам, подтверждаются также иными письменными доказательствами, у суда не имеется оснований усомниться в показаниях свидетелей, допрошенных в судебном заседании. Ими представлены трудовые книжки, в которых подтверждается факт их работы в указанный период в одной организации с истцом. Утверждение ответчика о недопустимости подтверждения стажа свидетельскими показаниями суд считает необоснованным. Его ссылка на положения ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, не может быть принята во внимание, поскольку подтверждению подлежит не характер, а факт работы в особых климатических условиях.
По мнению суда, приведенные доказательства – сведения о работе из трудовой книжки истца в совокупности с иными доказательствами с достоверностью подтверждают объяснения истца относительно его работы в районе Крайнего Севера в ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
При таких обстоятельствах суд считает, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт работы истца в районе Крайнего Севера в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что исполнение работником, осуществляющим свою деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, служебных обязанностей в период трудовых отношений в местностях, расположенных в районах Крайнего Севера, является основанием для определения стажа работы с целью установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.
Законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера. При этом период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для исчисления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях – местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.
Учитывая представленные доказательства, суд считает, что имеются основания для понуждения ответчика произвести истцу перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
Как установлено в судебном заседании, истец обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявлением истца о перерасчете и ответом ГУ УПФ в г. Петрозаводске на обращение истца. В связи с этим суд считает, что на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске должна быть возложена обязанность произвести истцу перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая положения ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет Петрозаводского городского округа РК подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости Ишаеву С.З. с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа РК <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья И.В. Черняева
Мотивированное решение изготовлено 09.04.2012г.