Судья Базуева В.В. дело № 71-844/2020 год
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 16 декабря 2020 года жалобу индивидуального предпринимателя Скиба Галины Александровны (далее – ИП Скиба Г.А.) на постановление судьи Карпинского городского суда Свердловской области от 28 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи ИП Скиба Г.А. по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за осуществление торговли в магазине «Эффект», расположенном по адресу: г. Карпинск, ул. Мира, 54, с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период ограничительных мероприятий, а именно: СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (п. 14.1), СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (п. 2.1), Письма Федеральной службы Роспотребнадзора от 07 апреля 2020 года № 02/6338-2020-15 «Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) (п.1.2), МР 3.1/2.3.5.0191-20 «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» (п. 1.4, 2.3, 2.7, 2.8), что выразилось в неорганизации при входе на предприятие места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, или дезинфицирующими салфетками (у входа на витрине находился спрей неизвестного происхождения с напечатанной надписью «Антисептик для рук. Спиртовой 70%); не обеспечении работников, контактирующих при работе с посетителями, запасом дезинфицирующих салфеток, кожных антисептиков для обработки рук; не обеспечении продавцов не менее чем пятидневным запасом средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы); в отсутствии в помещениях магазина с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа; не предоставлении медицинских книжек трех сотрудников магазина (предоставлена медицинская книжка только на одного сотрудника – К., при этом ею не пройден в ноябре 2019 года периодический медицинский осмотр, последний медицинский осмотр от 05 ноября 2018 года); в отсутствии в представленной медицинской книжке данных о вакцинировании, гигиеническом воспитании и обучении граждан – отметка об аттестации от 02 ноября 2018 года, при этом работники, деятельность которых связана с реализацией мясомолочной продукции, должны проходить гигиеническое обучение и аттестацию ежегодно.
В жалобе ИП Скиба Г.А. просит постановление судьи отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные при возбуждении дела и составлении протокола об административном правонарушении, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу постановление судьи законным и обоснованным.Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч.ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности.
Факт нарушения индивидуальным предпринимателем санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении им санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих при изложенных выше обстоятельствах установлен 17 июня 2020 года уполномоченным должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области при проведении эпидемиологического расследования, которое проведено на основании приказа №01-12-15/17 от 05 июня 2020 года, путем выхода и осмотра объекта – магазин «Эффект» и непосредственного обнаружения в соответствии со ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, в частности актом эпидемиологического расследования от 08 июля 2020 года №146/2020-127, в котором зафиксированы нарушения (л.д. 8-11).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ИП Скиба Г.А. протокола об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 4-6).
Состав данного административного правонарушения является формальным, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении индивидуального предпринимателя к исполнению своих обязанностей. Таким образом, представленные защитником копии протоколов отбора смывов с объектов окружающей среды и материала на стерильность, копии протоколов лабораторных испытаний, копии экспертных заключений, копия товарного чека на приобретение товаров, согласно которому маски не приобретались, письменные объяснения ИП Скиба Г.А., не опровергают наличие состава правонарушения (л.д. 33-53).
Таким образом, привлечение ИП Скиба Г.А. к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
Наказание назначено ИП Скиба Г.А. в соответствии с требованиями закона, с учетом характера совершенного правонарушения, в соответствии с положениями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи. Оснований для его изменения не имеется.
Доводы жалобы о наличии процессуальных нарушений при осуществлении процедуры привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела в суде.
Также, доводы жалобы о нарушении требований ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не могут быть признаны состоятельными, поскольку в данном случае признаки правонарушения выявлены в ходе эпидемиологического расследования, проведенного в порядке, предусмотренном ст. 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поэтому согласование с прокуратурой и заблаговременное уведомление Скиба Г.А. не требовалось.
ИП Скиба Г.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещена надлежащим образом по почте (л.д. 15-18). В суде при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал защитник Скиба С.А., который заявлял ходатайства, давал объяснения по делу, также рассмотрение дела откладывалось для подготовки возражений защитника, Скиба Г.А. обжаловала постановление в апелляционном порядке, в связи с чем, право на защиту ИП Скиба Г.А. не было нарушено.
Вопреки доводам жалобы, все заявленные защитником ходатайства рассмотрены судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении с приведением соответствующих мотивов, что зафиксировано на аудиопротоколе судебного заседания (л.д. 64).
Доказательства соблюдения ИП Скиба Г.А. санитарных правил при введении режима повышенной готовности на территории Свердловской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением коронавирусной инфекции, в частности, наличие на момент выхода должностного лица на объект сведений об обеспечении сотрудников магазина средствами индивидуальной защиты, кожными антисептиками для обработки рук, бактерицидного облучателя воздуха рециркуляторного типа, указания названия препарата, его концентрации, назначение, на емкости спрея, медицинских книжек сотрудников с соответствующими записями, в материалах дела, а также защитником в судебном заседании, не представлено.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления судьи, не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░