Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
Военный прокурор <данные изъяты> гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании материального ущерба, причиненного Российской Федерации, в размере 124445 руб.
В обоснование заявленных требований Военный прокурор <данные изъяты> гарнизона указывает, что обращается с заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации в силу ст. 45 ГПК РФ в связи с поступившей информацией инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>. Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка соблюдения военнослужащими, являющимися участниками накопительно-ипотечной системы, законодательства в налоговой и бюджетной сферах при реализации жилищных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — Федеральный закон), накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих — это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — «Указ Президента РФ») функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента РФ и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»» для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которое выступает по всем сделкам в интересах Российской Федерации.
Участниками накопительно-ипотечной системы (далее — НИС) являются военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников (п. 2 ст. 3 Федерального закона).
Целевой жилищный заем — денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с Федеральным законом (п. 8 ст. 3 Федерального закона).
Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (п. 6 ст. 14 Федерального закона).
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МОССТРОЙЭКОНОМБАНК» (далее — Кредитор) с ФИО2 заключен кредитный договор №/КД на предоставление кредита в размере 2 148 000 рублей.
На основании п. 2. ст. 14 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и ФИО2 заключен договор целевого жилищного займа №, предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного займа для приобретения в собственность Заемщика жилого помещения за счет накоплений для жилищного обеспечения (далее — договор ЦЖЗ).
Целевой жилищный заем предоставляется:
- на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита №/КД от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор ипотечного кредита), предоставленного Кредитором, для приобретения в собственность ФИО2 жилого помещения (далее - Квартира), расположенного по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>, общей площадью жилого помещения 71,7 кв. м., за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете в размере 2443000 рублей;
на погашение обязательств по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ФИО4 заключен договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, 121 Стрелковой дивизии, <адрес>, общей площадью жилого помещения 71,7 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ квартира передана в собственность ФИО2, и в этот же день Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировано право собственности ФИО2 на указанную квартиру.
ФИО2 обращался в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> с заявлением предоставлении налогового вычета (ИНВ) за 209-2010 годы в связи с приобретением в собственность вышеуказанного жилья. Налоговый вычет был ему произведен с общей сумме 124445 рублей.
Поскольку согласно условиям договоров погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами ФИО2 как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих осуществляется уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета, имущественный налоговый вычет ему предоставлен необоснованно.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании представитель военного прокурора <данные изъяты> гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа по доверенности ФИО5 и представитель ИФНС России по <адрес> по доверенности ФИО6 заявленные требования поддержали, просили удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Ответчик ФИО2 просил в удовлетворении иска отказать, в судебное заседание представил письменные возражения, заявил об истечении срока исковой давности.
Третьи лица ЗАО «Мосстройэкономбанк", ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «<данные изъяты>) своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ФГКУ «<данные изъяты>» просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
Разрешая заявленные исковые требования в части взыскания с ФИО2 суммы неосновательного обогащения в счет предоставленного налогового вычета за 2009-2010 годы в размере 124445 руб., суд руководствуется положениями статей 89, 207, 208, 210 (пункт 3), 220 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 5, 14 (часть 1), 16, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", рассматривает иск в рамках заявленных исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании положений пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п.1 ст. 220 НК РФ, не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов:
по кредитам, представленным банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику по заявительному принципу.
В соответствии с пунктом 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ посредством использования налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы. Необходимым условием получения вычетов является наличие обязанности уплачивать налог на доходы.
В силу ст. 208 НК РФ, поскольку договор займа предполагает возврат полученных денежных средств, заемные денежные средства не отнесены к доходам налогоплательщика и не облагаются НДФЛ.
Судом установлено, что ФИО2 является военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации, состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>, в силу ст. 207 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц, а также является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуя, тем самым, право на жилище, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 370.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с формированием и использованием средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа. При этом, согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников: учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Судом установлено, что на основании пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 202-ФЗ) ФИО2 были представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ, согласно которым заявлен имущественный вычет в сумме 2 000000 руб., из них 2 000000 руб. - сумма фактически произведенных расходов на новое строительство или приобретение объекта, а также налог, подлежащий возврату из бюджета, в сумме 124445 руб., в том числе, за 2009 г. - в сумме 48049 руб., за 2010 год в сумме 76396 руб.
В подтверждение права на имущественный налоговый вычет ФИО2 представлялись следующие документы: справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ; договор купли-продажи квартиры от 03.07.2009г.; передаточный акт купли-продажи квартиры от 03.07.2009г., расписка о получении денежных средств от 03.07.2009г., свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру от 10.07.2009г., кредитный договор, договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, что подтверждается результатами выездной налоговой проверки ИФНС России по <адрес> (акт № от ДД.ММ.ГГГГг.) физического лица ФИО2
В результате выездной налоговой проверки ИФНС России по <адрес> физического лица ФИО2 установлено, что по договору купли-продажи от 03.07.2009г. ФИО2, приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес> дивизии <адрес>. Цена договора - 2 443 000,00 руб.
В соответствии с п. 2.1. указанного договора квартира приобретена за счет:
а) средств целевого жилищного займа, предоставляемого Уполномоченным федеральным органом по Договору целевого жилищного займа (именуемого - Займодавец), согласно Договору целевого жилищного займа № от ДД.ММ.ГГГГг., заключаемому между Покупателем (ФИО2) и Займодавцем;
б) кредитных средств, предоставляемых ЗАО «МОССТРОЙЭКОНОМБАНК» <адрес> (именуемого - Кредитор), согласно Кредитному договору №/КД от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в городе Воронеже между Покупателем и Кредитором;
в) собственных средств.
Согласно п. 3.1. договора купли-продажи квартиры расчеты между Покупателем и Продавцом (ФИО7) производятся в следующем порядке:
денежная сумма в размере 2 443 000,00 руб. в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается Покупателем за счет: а) собственных средств покупателя в сумме 745,05 руб.; б) средств предоставляемого ипотечного кредита по Кредитному договору в размере 2 148 000,00 руб.; в) средств целевого жилищного займа, предоставляемых по Договору целевого жилищного займа в размере 294 254,95 руб.
Согласно п. 1.3. Кредитного договора, возврат кредита за пользование кредитом осуществляется Заемщиком (ФИО2 за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Заемщику как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (Участник НИС) по Договору целевого жилищного займа.
При этом пунктом 1.4 Кредитного договора предусмотрено, что целевой жилищный заем предоставляется Участнику НИС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – Уполномоченный федеральный орган), в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании федерального учреждения «Федеральное управление накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» погашение целевого жилищного займа осуществляется Уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, предусмотренных вышеуказанным законом.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами ФИО2 как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих осуществляется Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета.
Между тем согласно пункту 5 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, связанный с покупкой жилья, для налогоплательщика не применяется в случаях, если оплата расходов производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
Согласно материалам дела, из договора купли-продажи от 03.07.2009г., заключенного ФИО2, усматривается, что внесенные собственные денежные средства в счет уплаты квартиры составляют всего 745,05 руб., в связи с этим налоговый орган вправе предоставить имущественный налоговый вычет ФИО2 только в размере 745,05 руб. В результате сумма возврата из бюджета по НДФЛ составляет 97 руб. (745,05 руб. х 13%).
ФИО2 каких-либо документов, подтверждающих внесение собственных денежных средств в счет погашения кредита и уплаты процентов по Кредитному договору, кроме 745,05 руб., не представлено. Также не предоставлены документы, подтверждающие возвращение выплаченных уполномоченным федеральным органом сумм в погашение целевого жилищного займа.
В соответствии с абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета Российской Федерации и местных бюджетов.
Из материалов дела следует, что выездная налоговая проверка физического лица ФИО2 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц проведена на основании решения начальника ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Налоговой проверкой установлено, что имущественный налоговый вычет в размере 2000000,00 руб., заявленный ФИО2 в 2011, 2012 гг. в размере остатка имущественного налогового вычета, образовавшегося в результате принятия к вычету НДФЛ в 2009, 2010 гг., переходящего на следующий налоговый период, за приобретенное по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение в налоговых декларациях по НДФЛ за весь предшествовавший период был заявлен неправомерно, поскольку расходы на приобретение квартиры понесены за счет средств федерального бюджета, кроме суммы расходов, произведенных из собственных средств в размере 745,05 руб. за данный объект имущества. Возврат НДФЛ из бюджета за приобретенный объект имущества ФИО2 составляет сумму 97 руб. (745,05 руб. х 13%).
В нарушение пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской ФедерацииПетренковым С.В. до проведения выездной налоговой проверки был заявлен в 2010 г. и 2011 г. имущественный налоговый вычет на приобретение квартиры за счет средств федерального бюджета по адресу: <адрес> дивизии <адрес>, за 2009 и 2010 гг. в сумме 124445 руб., и ему произведен возврат суммы налога на доходы физических лиц решением ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 48049 руб., решением № от ДД.ММ.ГГГГ – в размере 76396 руб.
Поскольку налоговый вычет представляется за счет уплаченного в бюджет НДФЛ, ФИО2 получена необоснованно налоговая выгода в форме неуплаты НДФЛ в результате неправомерно заявленного налогового вычета, начиная с 2009 г., в размере 124445 руб. за 2009 и 2010 годы.
Исходя из вышеизложенного, инспекцией в ходе выездной проверки выявлено получение заявленного имущественного вычета налогоплательщиком, не имеющим права на его получение, в том числе, за 2009 и 2010 годы, что является получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, которая рассматривается как неосновательное обогащение, повлекшее нарушение государственных интересов, послужившее основанием для обращения в Военную прокуратуру налогового органа с просьбой обратиться в суд с гражданским иском к ФИО2
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Проанализировав положения п. 4, п. 7 ст. 3, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 14, п. 1, п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 12 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 686 "Об утверждении Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения", вышеперечисленные нормы налогового законодательства, суд находит, что целевые выплаты не подлежат налогообложению, поэтому вычету может подлежать только та часть расходов, которая понесена военнослужащим самостоятельно. Налоговое законодательство в качестве условия предоставления имущественного налогового вычета предполагает приобретение жилого помещения за счет средств из собственных доходов налогоплательщика, с которых был уплачен налог.
Доказательств несения собственных расходов на приобретение квартиры, кроме суммы 745,05 руб., на которую налоговый вычет ответчику предоставлен, ответчик не представил.
Принимая во внимание вышеизложенное в совокупности, суд находит, что полученные суммы следует считать необоснованной налоговой выгодой вследствие отсутствия предусмотренных законом оснований для уменьшения налогооблагаемой базы.
При отсутствии подтвержденного расходования собственных денежных средств налогоплательщика (налоговая база) на обслуживание кредита и оплату приобретаемого жилого помещения, при предоставлении налогового вычета происходит уменьшение налоговой базы при фактическом отсутствии расходов на приобретение имущества, что не соответствует предусмотренным законом условиям предоставления вычета.
При указанных обстоятельствах налогоплательщик получает необоснованную выгоду в виде возврата НДФЛ, уплаченного на сумму доходов, при отсутствии расходования данных средств.
Таким образом, незаконность предоставления ФИО2 имущественного налогового вычета, в том числе, за предшествующий период 2009-2010 гг., была выявлена самим налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, т.е. о незаконности получения имущественного налогового вычета ФИО2 налоговый орган узнал в 2015 году.
При изложенных обстоятельствах исковые требования к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 124445 руб. подлежат удовлетворению.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным к нему исковым требованиям.
Так, в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу части первой статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются указанным Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, о незаконности получения имущественного налогового вычета ФИО2 истец узнал в 2015 году. В суд Военный прокурор Воронежского гарнизона с исковыми требованиями обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в пределах срока исковой давности.
Доводы ФИО2 о добросовестности получения денежных средств во исполнение несуществующего обязательства, а также о том, что налоговому органу было известно о произведенных возвратах имущественного налогового вычета непосредственно после сдачи им деклараций, сводятся к иному ошибочному, субъективному толкованию ответчиком норм права и обстоятельств настоящего дела. Доказательств установления налоговым органом указанных нарушений налогового законодательства в более ранние сроки ответчиком не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО2 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> сумму неосновательного обогащения в размере 124445 руб. (сто двадцать четыре тысячи четыреста сорок пять рублей).
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета государственную пошлину в размере 3688,90 руб.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
Военный прокурор <данные изъяты> гарнизона в защиту интересов Российской Федерации, инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании материального ущерба, причиненного Российской Федерации, в размере 124445 руб.
В обоснование заявленных требований Военный прокурор <данные изъяты> гарнизона указывает, что обращается с заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации в силу ст. 45 ГПК РФ в связи с поступившей информацией инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>. Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка соблюдения военнослужащими, являющимися участниками накопительно-ипотечной системы, законодательства в налоговой и бюджетной сферах при реализации жилищных прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — Федеральный закон), накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих — это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — «Указ Президента РФ») функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента РФ и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»» для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которое выступает по всем сделкам в интересах Российской Федерации.
Участниками накопительно-ипотечной системы (далее — НИС) являются военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников (п. 2 ст. 3 Федерального закона).
Целевой жилищный заем — денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с Федеральным законом (п. 8 ст. 3 Федерального закона).
Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (п. 6 ст. 14 Федерального закона).
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МОССТРОЙЭКОНОМБАНК» (далее — Кредитор) с ФИО2 заключен кредитный договор №/КД на предоставление кредита в размере 2 148 000 рублей.
На основании п. 2. ст. 14 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации и ФИО2 заключен договор целевого жилищного займа №, предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного займа для приобретения в собственность Заемщика жилого помещения за счет накоплений для жилищного обеспечения (далее — договор ЦЖЗ).
Целевой жилищный заем предоставляется:
- на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита №/КД от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор ипотечного кредита), предоставленного Кредитором, для приобретения в собственность ФИО2 жилого помещения (далее - Квартира), расположенного по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>, общей площадью жилого помещения 71,7 кв. м., за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете в размере 2443000 рублей;
на погашение обязательств по ипотечному кредиту за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ФИО4 заключен договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, 121 Стрелковой дивизии, <адрес>, общей площадью жилого помещения 71,7 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ квартира передана в собственность ФИО2, и в этот же день Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировано право собственности ФИО2 на указанную квартиру.
ФИО2 обращался в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по <адрес> с заявлением предоставлении налогового вычета (ИНВ) за 209-2010 годы в связи с приобретением в собственность вышеуказанного жилья. Налоговый вычет был ему произведен с общей сумме 124445 рублей.
Поскольку согласно условиям договоров погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами ФИО2 как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих осуществляется уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета, имущественный налоговый вычет ему предоставлен необоснованно.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании представитель военного прокурора <данные изъяты> гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа по доверенности ФИО5 и представитель ИФНС России по <адрес> по доверенности ФИО6 заявленные требования поддержали, просили удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Ответчик ФИО2 просил в удовлетворении иска отказать, в судебное заседание представил письменные возражения, заявил об истечении срока исковой давности.
Третьи лица ЗАО «Мосстройэкономбанк", ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГКУ «<данные изъяты>) своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, ФГКУ «<данные изъяты>» просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
Разрешая заявленные исковые требования в части взыскания с ФИО2 суммы неосновательного обогащения в счет предоставленного налогового вычета за 2009-2010 годы в размере 124445 руб., суд руководствуется положениями статей 89, 207, 208, 210 (пункт 3), 220 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 5, 14 (часть 1), 16, 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", рассматривает иск в рамках заявленных исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании положений пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них. Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п.1 ст. 220 НК РФ, не может превышать 2000000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов:
по кредитам, представленным банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику по заявительному принципу.
В соответствии с пунктом 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ посредством использования налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы. Необходимым условием получения вычетов является наличие обязанности уплачивать налог на доходы.
В силу ст. 208 НК РФ, поскольку договор займа предполагает возврат полученных денежных средств, заемные денежные средства не отнесены к доходам налогоплательщика и не облагаются НДФЛ.
Судом установлено, что ФИО2 является военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации, состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>, в силу ст. 207 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц, а также является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуя, тем самым, право на жилище, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 370.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с формированием и использованием средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа. При этом, согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников: учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Судом установлено, что на основании пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 202-ФЗ) ФИО2 были представлены налоговые декларации по форме 3-НДФЛ, согласно которым заявлен имущественный вычет в сумме 2 000000 руб., из них 2 000000 руб. - сумма фактически произведенных расходов на новое строительство или приобретение объекта, а также налог, подлежащий возврату из бюджета, в сумме 124445 руб., в том числе, за 2009 г. - в сумме 48049 руб., за 2010 год в сумме 76396 руб.
В подтверждение права на имущественный налоговый вычет ФИО2 представлялись следующие документы: справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ; договор купли-продажи квартиры от 03.07.2009г.; передаточный акт купли-продажи квартиры от 03.07.2009г., расписка о получении денежных средств от 03.07.2009г., свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру от 10.07.2009г., кредитный договор, договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, что подтверждается результатами выездной налоговой проверки ИФНС России по <адрес> (акт № от ДД.ММ.ГГГГг.) физического лица ФИО2
В результате выездной налоговой проверки ИФНС России по <адрес> физического лица ФИО2 установлено, что по договору купли-продажи от 03.07.2009г. ФИО2, приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес> дивизии <адрес>. Цена договора - 2 443 000,00 руб.
В соответствии с п. 2.1. указанного договора квартира приобретена за счет:
а) средств целевого жилищного займа, предоставляемого Уполномоченным федеральным органом по Договору целевого жилищного займа (именуемого - Займодавец), согласно Договору целевого жилищного займа № от ДД.ММ.ГГГГг., заключаемому между Покупателем (ФИО2) и Займодавцем;
б) кредитных средств, предоставляемых ЗАО «МОССТРОЙЭКОНОМБАНК» <адрес> (именуемого - Кредитор), согласно Кредитному договору №/КД от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в городе Воронеже между Покупателем и Кредитором;
в) собственных средств.
Согласно п. 3.1. договора купли-продажи квартиры расчеты между Покупателем и Продавцом (ФИО7) производятся в следующем порядке:
денежная сумма в размере 2 443 000,00 руб. в счет уплаты за приобретаемую квартиру выплачивается Покупателем за счет: а) собственных средств покупателя в сумме 745,05 руб.; б) средств предоставляемого ипотечного кредита по Кредитному договору в размере 2 148 000,00 руб.; в) средств целевого жилищного займа, предоставляемых по Договору целевого жилищного займа в размере 294 254,95 руб.
Согласно п. 1.3. Кредитного договора, возврат кредита за пользование кредитом осуществляется Заемщиком (ФИО2 за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Заемщику как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (Участник НИС) по Договору целевого жилищного займа.
При этом пунктом 1.4 Кредитного договора предусмотрено, что целевой жилищный заем предоставляется Участнику НИС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – Уполномоченный федеральный орган), в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации «О создании федерального учреждения «Федеральное управление накопительно- ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» погашение целевого жилищного займа осуществляется Уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, предусмотренных вышеуказанным законом.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами ФИО2 как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих осуществляется Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета.
Между тем согласно пункту 5 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц, связанный с покупкой жилья, для налогоплательщика не применяется в случаях, если оплата расходов производится, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета.
Согласно материалам дела, из договора купли-продажи от 03.07.2009г., заключенного ФИО2, усматривается, что внесенные собственные денежные средства в счет уплаты квартиры составляют всего 745,05 руб., в связи с этим налоговый орган вправе предоставить имущественный налоговый вычет ФИО2 только в размере 745,05 руб. В результате сумма возврата из бюджета по НДФЛ составляет 97 руб. (745,05 руб. х 13%).
ФИО2 каких-либо документов, подтверждающих внесение собственных денежных средств в счет погашения кредита и уплаты процентов по Кредитному договору, кроме 745,05 руб., не представлено. Также не предоставлены документы, подтверждающие возвращение выплаченных уполномоченным федеральным органом сумм в погашение целевого жилищного займа.
В соответствии с абз. 26 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется в случаях, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета Российской Федерации и местных бюджетов.
Из материалов дела следует, что выездная налоговая проверка физического лица ФИО2 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц проведена на основании решения начальника ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Налоговой проверкой установлено, что имущественный налоговый вычет в размере 2000000,00 руб., заявленный ФИО2 в 2011, 2012 гг. в размере остатка имущественного налогового вычета, образовавшегося в результате принятия к вычету НДФЛ в 2009, 2010 гг., переходящего на следующий налоговый период, за приобретенное по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение в налоговых декларациях по НДФЛ за весь предшествовавший период был заявлен неправомерно, поскольку расходы на приобретение квартиры понесены за счет средств федерального бюджета, кроме суммы расходов, произведенных из собственных средств в размере 745,05 руб. за данный объект имущества. Возврат НДФЛ из бюджета за приобретенный объект имущества ФИО2 составляет сумму 97 руб. (745,05 руб. х 13%).
В нарушение пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской ФедерацииПетренковым С.В. до проведения выездной налоговой проверки был заявлен в 2010 г. и 2011 г. имущественный налоговый вычет на приобретение квартиры за счет средств федерального бюджета по адресу: <адрес> дивизии <адрес>, за 2009 и 2010 гг. в сумме 124445 руб., и ему произведен возврат суммы налога на доходы физических лиц решением ИФНС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 48049 руб., решением № от ДД.ММ.ГГГГ – в размере 76396 руб.
Поскольку налоговый вычет представляется за счет уплаченного в бюджет НДФЛ, ФИО2 получена необоснованно налоговая выгода в форме неуплаты НДФЛ в результате неправомерно заявленного налогового вычета, начиная с 2009 г., в размере 124445 руб. за 2009 и 2010 годы.
Исходя из вышеизложенного, инспекцией в ходе выездной проверки выявлено получение заявленного имущественного вычета налогоплательщиком, не имеющим права на его получение, в том числе, за 2009 и 2010 годы, что является получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, которая рассматривается как неосновательное обогащение, повлекшее нарушение государственных интересов, послужившее основанием для обращения в Военную прокуратуру налогового органа с просьбой обратиться в суд с гражданским иском к ФИО2
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Проанализировав положения п. 4, п. 7 ст. 3, ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 14, п. 1, п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 12 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 686 "Об утверждении Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения", вышеперечисленные нормы налогового законодательства, суд находит, что целевые выплаты не подлежат налогообложению, поэтому вычету может подлежать только та часть расходов, которая понесена военнослужащим самостоятельно. Налоговое законодательство в качестве условия предоставления имущественного налогового вычета предполагает приобретение жилого помещения за счет средств из собственных доходов налогоплательщика, с которых был уплачен налог.
Доказательств несения собственных расходов на приобретение квартиры, кроме суммы 745,05 руб., на которую налоговый вычет ответчику предоставлен, ответчик не представил.
Принимая во внимание вышеизложенное в совокупности, суд находит, что полученные суммы следует считать необоснованной налоговой выгодой вследствие отсутствия предусмотренных законом оснований для уменьшения налогооблагаемой базы.
При отсутствии подтвержденного расходования собственных денежных средств налогоплательщика (налоговая база) на обслуживание кредита и оплату приобретаемого жилого помещения, при предоставлении налогового вычета происходит уменьшение налоговой базы при фактическом отсутствии расходов на приобретение имущества, что не соответствует предусмотренным законом условиям предоставления вычета.
При указанных обстоятельствах налогоплательщик получает необоснованную выгоду в виде возврата НДФЛ, уплаченного на сумму доходов, при отсутствии расходования данных средств.
Таким образом, незаконность предоставления ФИО2 имущественного налогового вычета, в том числе, за предшествующий период 2009-2010 гг., была выявлена самим налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки, т.е. о незаконности получения имущественного налогового вычета ФИО2 налоговый орган узнал в 2015 году.
При изложенных обстоятельствах исковые требования к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 124445 руб. подлежат удовлетворению.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным к нему исковым требованиям.
Так, в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу части первой статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются указанным Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, о незаконности получения имущественного налогового вычета ФИО2 истец узнал в 2015 году. В суд Военный прокурор Воронежского гарнизона с исковыми требованиями обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в пределах срока исковой давности.
Доводы ФИО2 о добросовестности получения денежных средств во исполнение несуществующего обязательства, а также о том, что налоговому органу было известно о произведенных возвратах имущественного налогового вычета непосредственно после сдачи им деклараций, сводятся к иному ошибочному, субъективному толкованию ответчиком норм права и обстоятельств настоящего дела. Доказательств установления налоговым органом указанных нарушений налогового законодательства в более ранние сроки ответчиком не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО2 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> сумму неосновательного обогащения в размере 124445 руб. (сто двадцать четыре тысячи четыреста сорок пять рублей).
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета государственную пошлину в размере 3688,90 руб.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.