Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-148/2018 от 27.08.2018

дело № 12-148/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

01 ноября 2018 года                город Кола Мурманской области

Судья Кольского районного суда Мурманской области Власова Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного областного казенного учреждения «Кольское лесничество» на постановление начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Мурманской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Мурманской области от <дата> юридическое лицо Государственное областное казенное учреждение «Кольское лесничество» (далее также ГОКУ «Кольское лесничество», лесничество) привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст.10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также соответственно КоАП РФ, постановление от <дата> и обжалуемое постановление).

Основанием привлечения ГОКУ «Кольское лесничество» к административной ответственности по ст. 10.3 КоАП РФ послужило то, что ГОКУ «Кольское лесничество» не проводит систематические карантинные фитосанитарные обследования подкарантинного объекта – земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , площадью 893280 га.

Не согласившись с данным постановлением защитник ГОКУ «Кольское лесничество» по доверенности Мироновой Е.Д. в поданной жалобе просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что ГОКУ «Кольское лесничество» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ. На территории Мурманской области приказами Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> , от <дата> определено 10 территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов-лесничеств, в том числе Кольское лесничество. Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области от <дата> территория земель лесного фонда Мурманской области распределена между лесничествами, за ГОУ (после 2011 года - ГОКУ) «Кольское лесничество» закреплен лесной участок с кадастровым номером . При этом с ГОКУ «Кольское лесничество» в соответствии со ст. 9, 73 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды, как и договор безвозмездного пользования лесным участком, а также соглашение об установлении сервитута в пользу ГОКУ «Кольское лесничество» не заключались, решение о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование не принималось. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право хозяйственного ведения имуществом и оперативного управления имуществом согласно ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации ГОКУ «Кольское лесничество» не предоставлялось. В соответствии с Уставом ГОКУ «Кольское лесничество» следует, что данное учреждение является некоммерческой организацией, обеспечивающей территориальное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, деятельность по производству, заготовке, перевозке, хранению, переработке, использованию и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) не осуществляет. ГОКУ «Кольское лесничество» не является владельцем либо пользователем лесного участка с кадастровым номером (что подтверждается данными из Единого государственного реестра недвижимости), право каким-либо образом распоряжаться лесным участком у него отсутствует.

При рассмотрении жалобы защитник ГОКУ «Кольское лесничество» Бекетова А.С. изложенные в жалобе доводы и основания поддержала в полном объеме, указав, что приказ Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160, которым утверждены Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований, с 01.09.2018 не действует. В силу положений Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» карантинное фитосанитарное обследование проводится должностными лицами федерального органа, а не пользователями или собственниками лесного участка. Кроме того, в силу положений Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, мероприятия, направленные на выявление карантинных, особо опасных и опасных вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений – сорняков на закрепленной за Кольским лесничеством территории проводятся Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области. Результаты проведенной Россельхознадзором в 2016 году проверки лесничеством не оспорены, а приняты к сведению, поскольку не предусматривали применение мер административного взыскания. После обнаружения в 2016 году в квартале 92 Нотозерского участкового лесничества и квартале 97 Мурмашинского участкового лесничества малого черного елового усача, в 2017 году проведено лесопатологическое обследование. По сведениям Центра защиты леса Ленинградской области, по состоянию на 15.10.2018 очаги вредных орагнизмов, отнесенных к карантинным объектам, не обнаружены. Данные обстоятельства подтверждают, что подавление численности карантинных объектов, локализация очага карантинного объекта и (или) ликвидация популяции карантинного объекта на территории лесничества не требуется, и то, что ГОКУ «Кольское лесничество» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.1 КоАП РФ. Дополнительно пояснила, что лесничество относится к организациям, осуществляющим лесовосстановление.

Законный представитель ГОКУ «Кольское лесничество» Евсеенко А.В. доводы и основания, изложенные в жалобе, а также защитником ГОКУ «Кольское лесничество», при ее рассмотрении поддержал в полном объеме, просил обжалуемое постановление отменить. Дополнительно пояснил, что лесной участок закреплен за лесничеством в целях надзора и контроля за осуществляемыми на участке мероприятиями, в том числе, использующими участок арендаторами. После обнаружения на участке малого черного елового усача какие-либо мероприятия по его устранению не проводились ввиду отсутствия финансовой возможности.

Представитель административного органа по доверенности Филимонова А.В. с жалобой при ее рассмотрении не согласилась, указав, что, несмотря на прекращение действия вышеуказанного приказа Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160, обязанность проведения карантинных обследований подкарантинного объекта предусмотрена решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 159, которым утверждены Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза, при этом, контрольные карантинные фитосанитарные обследования выполняется уполномоченным органом, а систематические – собственниками или пользователями подкарантинного объекта. Поскольку малый черный еловый усач включен в число карантинных вредных организмов, ограниченно распространенных, как на территории Евразийского экономического союза, так и Российской Федерации, данный объект относится к карантинным, в отношении которого осуществляет контроль Россельхознадзор. Результаты проведенной Россельхознадзором в 2016 году проверки лесничество не оспаривало. В случае наличия оснований, не возражала против переквалификации административного правонарушения со ст. 10.3 на 10.1 КоАП РФ.

Выслушав участвовавших при рассмотрении жалобы лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 10.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объект правонарушения - общественные отношения в области обращения подкарантинных продукции, грузов и материалов. Предмет правонарушения - включенные в перечни продукции, грузов и материалов (карантинных объектов) любые продукты животного или растительного происхождения, в отношении которых установлены специальные правила с целью недопущения распространения заболеваний людей, животных и растений, возбудителей этих заболеваний, в том числе сырье животного происхождения, фураж, биологические препараты, корма и кормовые добавки. В соответствии с нормативными правовыми актами РФ указанные продукты подлежат специальному карантинному контролю, осуществляемому уполномоченными на то органами ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-эпидемиологического надзора.

Объективная сторона правонарушения выражается в виде действий и бездействия, к которому относится невыполнение правил и норм обеспечения карантина растений (в том числе о создании необходимых условий для своевременного фитосанитарного контроля; о проведении регулярных обследований территории и складов предприятий и организаций на наличие карантинных организмов).

Наступления последствий не требуется; правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил на любом этапе обращения подкарантинных продукции, грузов, материалов.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются: граждане, занятые в сфере сельскохозяйственного производства и агробизнеса; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза); должностные лица сельскохозяйственных производственных коммерческих организаций и предприятий; организаций по лесовосстановлению; администрации морских и речных портов, пристаней, железнодорожных станций, аэропортов, организаций связи; промышленных и торговых организаций, в обязанности которых входит организация контроля за соблюдением правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинных материалов, подкарантинного груза); юридические лица - сельскохозяйственные организации и предприятия, организации и предприятия лесного хозяйства, промышленности, торговли и другие грузополучатели и грузоотправители.

Субъективная сторона правонарушения заключается в виде - умысла или неосторожности.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Согласно ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.

В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Частью 5 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

В силу ст. 1, 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесное законодательство основывается, в том числе и на следующих принципах: обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей природной среде и здоровью человека.

В соответствии со ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 6, 8 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда отнесены к федеральной собственности. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу п.4 ч.1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (ст. 23 ЛК РФ).

В силу ст. 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию. Защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных объектов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее также Закон о карантине растений).

Статьей 32 Закона о карантине растений предусмотрено, что граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: 1) выполнять карантинные фитосанитарные требования; 2) извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 3) обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора); 4) выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям; 5) не допускать очистку транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией, других подкарантинных объектов в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого; 6) обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 7) выделять транспортные средства, специально оборудованные причалы, площадки, помещения для проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, очистки, дегазации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов; 8) извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 9) осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами; 10) выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.

В силу ст. 2 Закона о карантине растений «подкарантинные объекты» - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов; «карантинный объект» - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов; «подкарантинная продукция» - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

Приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160 были утверждены Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований (далее также Правила), которые действовали на момент совершения административного правонарушения и момент привлечения административным органом лесничества к ответственности.

Согласно п. 2-4 Правил карантинное фитосанитарное обследование проводится с целью установления фитосанитарного состояния территории Российской Федерации.

Карантинному фитосанитарному обследованию подлежат подкарантинные объекты - земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов.

Карантинное фитосанитарное обследование производится по каждому карантинному объекту, поименованному в Перечне карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)), утвержденном приказом Минсельхоза России от 26.12.2007 № 673.

Систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов.

В силу п. 10 Правил уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора при проведении контрольных обследований подкарантинных объектов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проверяет: а) распорядительный документ о назначении ответственного за проведение систематических обследований; б) утвержденный владельцами подкарантинных объектов план проведения систематических обследований, который включает: сроки проведения систематических обследований с учетом природно-климатических особенностей субъекта Российской Федерации и фенологию развития карантинных объектов; краткое описание метода проведения систематического обследования; процедуры учета карантинных объектов (отлов карантинных вредителей в аттрактантные ловушки, учет сорных растений, визуальный досмотр, отбор образцов, анализ образцов на наличие карантинных организмов); информацию об обращении владельца подкарантинных объектов при обнаружении карантинного объекта или признаков карантинного объекта в территориальное управление Россельхознадзора; результаты проведенной лабораторией идентификации выявленных карантинных объектов; формы и процедуры отчетности; в) наличие и правильность заполнения документов, оформленных при проведении систематических обследований; г) своевременность проведения систематических обследований в соответствии с фенологией карантинного объекта; д) эффективность проведения карантинных фитосанитарных мероприятий по локализации и ликвидации карантинных объектов.

В силу п. 12 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 159 «Об утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее Единые правила) собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов и в случае их выявления информировать об этом уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся такие подкарантинные объекты.

Согласно данному в Единых правилах определению собственником (пользователем) подкарантинного объекта является собственник подкарантинного объекта или иное лицо, уполномоченное на осуществление сделок и (или) иных действий от имени собственника подкарантинного объекта.

В силу п. 45 Единых правил все ввозимые на таможенную территорию Союза и перемещаемые по таможенной территории Союза лесоматериалы хвойных пород должны быть свободны от малого черного елового усача (Monochamus sutor).

В соответствии с Единым перечнем карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 158, малый черный еловый усач (Monochamus sutor Linnaeus) включен в число карантинных вредных организмов, ограниченно распространенных на территории Евразийского экономического союза.

<данные изъяты>Перечнем карантинных объектов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 15.12.2014 № 501, малый черный еловый усач (Monochamus sutor L.) отнесен к карантинным объектам, ограниченно распространенным на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 329 «Об официальной национальной организации по карантину и защите растений» установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренных статьей IV Международной конвенции по карантину и защите растений, пересмотренный текст которой одобрен 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций в ноябре 1997 года.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», Постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» Федеральная службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области, утвержденному приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 № 186 Управление является территориальным органом Россельхознадхора и осуществляет на территории Мурманской области функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений.

Статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Установлено, что приказом комитета по лесному хозяйству Мурманской области № 33 от 27.02.2008 «О закреплении земель лесного фонда за лесничества» за ГОКУ «Кольское лесничество» закреплен земельный участок лесного фонда с кадастровым номером Из п.2.2 данного документа следует, что на ГОКУ «Кольское лесничество» возложена обязанность обеспечить организацию, использование, охрану и защиту лесов и земель лесного фонда на подведомственной территории.

Площадь земельного участка согласно кадастровому плану составляет 893280 га.

Согласно п. 2.1 Устава ГОКУ «Кольское лесничество», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 02.06.2014 № 187, предметом деятельности лесничества является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого использования в интересах Российской Федерации и Мурманской области.

В силу п.2.2 Устава целями деятельности ГОКУ «Кольское лесничество» являются: организация многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, рационального использования земель лесного фонда Российской Федерации; обеспечение и контроль выполнения на землях лесного фонда работ по охране, защите и воспроизводству лесов; сохранение биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда; обеспечение в пределах своей компетенции, соблюдения физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями лесного законодательства Российской Федерации, а также выполнения иных требований, норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации.

При проведении в 2016 году государственного карантинного фитосанитарного контроля подкарантинного объекта в Мурмашинском и Нотозерском участковых лесничествах, которые находятся на указанном земельном участке, был обнаружен малый черный еловый усач.

На основании распоряжения Россельхознадзора по Мурманской области с 04.06.2018 по 02.07.2018 в рамках федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора проведена проверка в отношении ГОКУ «Кольское лесничество».

По результатам указанной проверки установлено, что ГОКУ «Кольское лесничество» систематические карантинные фитосанитарные обследования подкарантинного объекта - земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 51 :00:000000:0002 площадью 893280 га, не проводит, поскольку соответствующие документы представлены не были.

В связи с выявленными нарушениями в отношении юридического лица старшим государственным инспектором отдела карантинного фитосанитарного контроля на Государственной границе Российской Федерации и фитосанитарного надзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ.

Постановлением начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Мурманской области от <дата> ГОКУ «Кольское лесничество» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе: приказом комитета по лесному хозяйству Мурманской области от <дата>; копией кадастрового плана земельного участка; Уставом ГОКУ «Кольское лесничество»; распоряжением Россельхознадзора Управления по Мурманской области от <дата> ; актом проверки Управления Россельхознадзора по Мурманской области от <дата>; протоколом об административном правонарушении от <дата>; постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> и другими материалами.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с вышеприведенными положениями Закона о карантине растений закрепленный за лесничеством земельный участок лесного фонда является подкарантинным объектом, на котором в 2016 году был обнаружен карантинный объект, ограниченно распространенный на территории Евразийского экономического союза и Российской Федерации.

Доказательства того, что ГОКУ «Кольское лесничество» приняты все необходимые и достаточные меры для исполнения возложенных на него обязанностей, суду не предоставлены, что свидетельствует о наличии вины в бездействии.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения, в который входят: объект и объективная сторона правонарушения, субъект и субъективная сторона правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в предмет доказывания по делу об административном правонарушении и входят: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Факт совершения ГОКУ «Кольское лесничество» рассматриваемого правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, предусмотренным ст.26.2 КоАП РФ.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины ГОКУ «Кольское лесничество» в совершении рассматриваемого правонарушения, материалы дела не содержат.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении вынесено в установленном законном порядке, уполномоченным на то должностным лицом и содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах ГОКУ «Кольское лесничество» обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 10.3 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих в силу ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу не допущено. Обстоятельств, которые в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, могли бы повлечь прекращение производства по делу не установлено.

Довод жалобы о том, что ГОКУ «Кольское лесничество» не является субъектом правонарушения во внимание не принимается, поскольку ГОКУ «Кольское лесничество», осуществляющее в соответствии с Уставом деятельность на закрепленной территории – земельном участке лесного фонда с кадастровым номером 51:00:000000:002, в том числе по лесовосстановлению, является субъектом, на которого приведенными выше положениями законодательства Российской Федерации возложена обязанность по соблюдению законодательства в области фитосанитарного контроля в части проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований.

Довод защитника лесничества о признании утратившим силу вышеуказанного приказа Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160 значения не имеет, поскольку на дату привлечения ГОКУ «Кольское лесничество» указанный правовой акт являлся действующим. Кроме того, обязанность по проведению обследований подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов установлена действующими до настоящего времени Законом о карантине растений и Единых правил.

Отсутствие в настоящее время на подконтрольном лесничеству лесном участке очагов отнесенных к карантинным объектам вредных организмов и финансовых средств для проведения мероприятий, обеспечивающих карантинное фитосанитарное обследование подкарантинного объекта, как и проведенное в 2017 году лесопатологическое обследование, не могут служить основанием для освобождения ГОКУ «Кольское лесничество» от установленной законом обязанности.

Иных доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену рассматриваемого постановления в соответствии с требованиями КоАП РФ, жалоба не содержит. Возражения законного представителя и защитника юридического лица, изложенные в жалобе, а также при ее рассмотрении, не опровергают выводы административного органа. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что административным органом допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а направлены на переоценку исследованных административным органом доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административного правонарушение, и, как указывалось выше, не могут повлечь за собой отмену рассматриваемого постановления в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Мурманской области от <дата> в отношении государственного областного казенного учреждения «Кольское лесничество» о привлечении к административной ответственности по 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Государственного областного казенного учреждения «Кольское лесничество» Мироновой Е.Д. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в десятидневный срок со дня вручения (получения) копии решения.

Судья – подпись.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

12-148/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ГОКУ "Кольское лесничество"
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Власова Лидия Игоревна
Статьи

КоАП: ст. 10.3

Дело на странице суда
kola--mrm.sudrf.ru
27.08.2018Материалы переданы в производство судье
29.08.2018Истребованы материалы
07.09.2018Поступили истребованные материалы
21.09.2018Судебное заседание
16.10.2018Судебное заседание
17.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
07.11.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.11.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
24.11.2018Вступило в законную силу
26.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2018Дело оформлено
22.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее