РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2017 года Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,
при секретаре Шамбер Ю.А.
рассмотрев в судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Скворцова Д. Д.ча к Самарской Губернской Думе и Т. о признании незаконным приготовления к передаче документа, нарушающим принцип добросовестности, заявления незаконным, отказа назвать служебное положение нарушением, признать незаконным бездействие
У С Т А Н О В И Л:
Скворцов Д.Д. обратился в суд с административным иском к Самарской Губернской Думе и Т, указав следующее.
В ответ на его личное обращение с просьбой выдать ему заверенный текст Закона Самарской области «Об установлении границ г.о.Самара» Т. спровоцировала в телефонном разговоре ДД.ММ.ГГГГ. конфликт гражданских интересов словами «Да жалуйтесь куда хотите» чем нарушила принцип этики делового поведения гражданского служащего, объявленный рядом законов и указом Президента РФ.
Она же собралась в письме ему сообщать, что приложения к истребуемым законам «секретные». Он устно напомнил ей про существующий в законе о гостайне порядок отнесения документов к имеющим «ограниченный доступ», а не к «секретным». И сказал о возникшей невозможности у Думы дать ему «часть» нормативно правового акта. Разумеется, получил в ответ «жалуйтесь, куда хотите», это Ваше право т.п.
На его просьбу сообщить её должность и принадлежность к должностным лицам гражданской службы данная сотрудник думы Т назвала фамилию, имя и отчество и произвольно прекратила разговор по телефону, не пояснив ему причины не исполнения ею своего служебного долга. Она звонила ему первая сначала, добросовестно интересуясь, один или все законы об участке границы г.п. Смышляевки ему нужны. Как только поняла в чём соль, бросила трубку.
Он представляет интересы Самохваловой. Ей заморочили голову. Одновременно сам живет в г.Самаре, и не хочет как она построить дом в г.Самаре, чтобы сказали, что он «в Смышляевке».
Заинтересованное лицо умышленно готовит ему уже заведомо незаконный ответ. Это недопустимо. Она же Т. И.Ю. устно сообщила, что адресат его обращения «не обладает» в полной мере изданными им в ДД.ММ.ГГГГ году нормативно-правовыми актами о границах муниципальных образований, т.к. приложения к ним «секретные».
Заинтересованное лицо готовит для него ответ, заранее извещая о том, что закон Самарской области «частью секретный», а на его недоумение сообщает - «жалуйтесь» куда хотите, провоцирует гражданский спор своим поведением, высказыванием и тем, что не стала сообщать свою должность, кем она является в аппарате Думы. Такое поведение недопустимо по этическим смыслам и является грубым нарушением федерального закона.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать приготовление к передаче гражданину части истребуемого заверенного нормативно-правового акта вместо полного его текста с обоими его приложениями незаконными, действия служащей Т. нарушением принципа добросовестности ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Заявление Тарасовой И. Ю. в качестве сотрудника аппарата Губернской Думы «Можете жаловаться куда хотите» признать незаконным нарушением этики госслужащего и норм пункта «м» ст. 10 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.), а также - п. 13 ч.1 ст. ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".
Отказ служащей Т. назвать своё служебное положение в рамках подготовки ответа на обращение гражданина и её звонок признать нарушениями порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного ст. 5 и пунктов 1-3 ч.1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Неопубликование графической части нормативно-правовых актов признать незаконным бездействием Самарской Губернской Думы.
Обязать устранить нарушения закона.
Взыскать с Самарской Губернской Думы госпошлину в размере <данные изъяты> руб.
В судебное заседание административный истец не явился, извещался надлежащим образом, о б уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца учитывая повторную неявку в судебное заседание.
Представитель административного ответчика Кравцова Е.Ю. и Ляопаров Р.В. по доверенности требования не признали, представив мотивированный отзыв, просили рассмотреть дело по существу.
Ответчик Т. в судебное заседание не явилась в связи с нахождением в очередном отпуске с выездом за пределы РФ, что видно из документов представленных ответчиком. Учитывая ограниченность срока рассмотрения дела и продолжительность отсутствия административного ответчика суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Т.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 вышеназванной нормы закона обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, п. 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче заверенных копий Закона Самарской области от 25.02.2005 № 61-ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области», Закона Самарской области от 25.02.2005 № 58-ГД «Об установлении границ муниципального района Волжский Самарской области», Закона Самарской области от 25.02.2005 № 41-ГД «Об образовании городских и сельских поселений в пределах муниципального района Волжский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ»
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ему было разъяснено, что запрашиваемые им документы переданы на хранение в Государственный архив Самарской области, предложено получить заверенный текст Закона Самарской области от 11.10.2010 № 106-ГД «О внесении изменений в законодательные акты Самарской области, устанавливающие границы муниципальных образований на территории Самарской области», а также разъяснено, что приложения к указанным законам не могут быть выданы в силу отнесения таких сведений к государственной тайне.
Указанное письмо и закон от 11.10.10г. № 106-ГД без приложений графической части Скворцов Д.Д. получил лично ДД.ММ.ГГГГ., что видно из его записи на тексте письма.
Истец просит признать незаконным бездействием Самарской Губернской Думы в части неопубликования графической части запрашиваемых в Думе нормативно-правовых актов. И обязать ответчика устранить нарушения закона.
В административном исковой заявлении истцом не указано каким именно нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемые им бездействия ответчика Самарской Губернской Думы.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» Президент Российской Федерации утверждает Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» в перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, указаны, в том числе: геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение (пункт 60).
Неотъемлемой составной частью Законов Самарской области № 41-ГД, № 58-ГД, № 61-ГД, № 106-ГД являются карты (планы) границ соответствующих муниципальных образований, в силу приведенных выше положений нормативных правовых актов, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну.
Письмом Министерства экономического развития РФ от 29 июня 2015 года № Д23И-3004 «О перечне сведений, подлежащих засекречиванию» разъяснено, что в связи с обращением по вопросу применения Приказа от 25 июля 2014 года № 456-ДСП «О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 17 марта 2008 года № 01 «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации» Департамент недвижимости Минэкономразвития России сообщает, что топографические карты, топографические планы, фотокарты, фотопланы, ортофотокарты, ортофотопланы в графической (аналоговой), цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также другие виды картографической продукции подлежат засекречиванию в случае, если указанные карты и планы, в том числе топографические карты масштаба 1:50 000 и крупнее, содержат сведения, подпадающие под действие пунктов раздела 3.4 «Геопространственные сведения по территории Земли» Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 17 марта 2008 г. №01, в его действующей редакции, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 25 июля 2014 г. № 456-ДСП.
В связи с изложенным суд соглашается с доводами административного ответчика, что карты (планы), являющиеся приложениями к вышеуказанным законам Самарской области, не могли быть выданы Скворцову Д.Д., так как являются сведениями, отнесенными к государственной тайне.
Также в судебном заседании было установлено, что до выдачи истцу ДД.ММ.ГГГГ. ответа на его обращение сотрудником Самарской Губернской Думы Т.. был осуществлен дозвон <данные изъяты> на телефон истца с целью выяснения обстоятельств и подготовки запрашиваемой истцом информации.
Из пояснений представителей ответчика видно, что указанный телефон действительно используется правовым управлением Самарской Губернской Думы и Т. звонила истцу. Подобные звонки для выяснения обстоятельств обращений являются сложившейся практикой работы. Оснований для проведения служебной проверки в отношении Т.. усмотрено не было.
Из имеющихся материалов дела видно, что т.. является консультантом Отдела комитета по местному самоуправлению самарской Губернской Думы.
Согласно должностного регламента государственного гражданского служащего Самарской области, который является приложением к служебному контракту ДД.ММ.ГГГГ. Т.. (раздел 6), при взаимодействии гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданами, служащий вправе получать информацию и материалы необходимые для исполнения должностных обязанностей. Запрета на получение информации по телефону от граждан регламент не содержит.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Ст. 6.1 Закон Самарской области от 06.04.2005 N 103-ГД (ред. от 13.02.2017) "О государственной гражданской службе Самарской области" служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что служебная проверка в отношении Т. не проводилась в связи с отсутствием к этому оснований.
Из отзыва ответчика видно, что Т. надлежаще выполняла свои обязанности в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Самарской области, в связи с чем работодателем не было выявлено основанийдля проведения служебной проверки.
Из искового заявления Скворцова Д.Д. видно, что истец полагает, что действия Т.. не соответствуют принципу добросовестности ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", пункту «м» ст. 10 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.), п. 13 ч.1 ст. 18 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", ст. 5 и пунктов 1-3 ч.1 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации» принципами гражданской службы являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина; единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы; доступность информации о гражданской службе; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Принцип на который ссылается истец в своем иске, и которому по мнению истца не соответствовали действия Т. в указанной норме права отсутствует.
Согласно п.»м» ст. 10 "Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих" (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) служащий должен воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления.
Согласно п.13 ст. 18, ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" госслужащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
Как установлено в судебном заседании звонок Т. истцу по телефону был осуществлен в рамках подготовки ответа и документов на его обращение от ДД.ММ.ГГГГ., что не противоречит ни должностному регламенту Т. ни указанным выше правовым нормам.
Также суд полагает, что не может быть расценена как конфликтная ситуация, способная нанести ущерб репутации госслужащего и авторитету госоргана высказывание Т.., что истец может жаловаться, поскольку право обжалования решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено нормами КАС РФ. Истец воспользовался таким правом и обратился в суд с административным иском.
Ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определяет Права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом. При рассмотрении обращения гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Согласно п.п.1-3 ч.1 ст. 10, ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных орган ах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Указанные нормы права не содержат запрета госслужащим осуществлять телефонные звонки, гражданам в рамках рассмотрения их обращений, напротив должностное лицо обеспечивает всестороннее рассмотрение обращения при необходимости с участием гражданина, направившего обращение. Порядок и форма участия гражданина не регламентированы данным законом, в связи с чем не исключено участие посредством телефонной связи.
В административном исковой заявлении истцом не указано какие права и свободы нарушаются по мнению истца оспариваемыми им действиями госслужащего Т.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия ответчика являются обоснованными и не противоречат нормам закона.
На основании ст. 218 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что в соответствии с приведенной выше нормой процессуального права, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий, права либо свободы гражданина не были нарушены, что имеет место в данном случае, суд считает, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению
руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Скворцова Д. Д.ча к Самарской Губернской Думе и Т. о признании незаконным приготовления к передаче заверенного нормативно-правового акта вместо полного текста нарушающим принцип добросовестности, заявления незаконным нарушением этики госслужащего, отказа назвать служебное положение нарушением порядка рассмотрения обращения граждан, признании незаконным бездействием в части не опубликования графической схемы нормативно-правовых актов отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Срок изготовления мотивированного решения 04.08.17г.
Судья: подпись Дурнова Н.Г.
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
Секретарь