Решение по делу № 2-798/2012 ~ М-350/2012 от 03.02.2012

Дело № 2-798/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 февраля 2012 года г. Ухта Республики Коми

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.

с участием помощника прокурора г. Ухты Косныревой О.Н.,

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеку № 60 и аптеку № 71 Ухтинского филиала,

установил:

Прокурор г. Ухты обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеку № 60 и аптеку № 71 Ухтинского филиала. В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что прокуратурой г. Ухты проведена проверка соблюдения объектами социальной инфраструктуры, расположенных на территории г. Ухты, требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к подобным объектам. На основании ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). При этом, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается. Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Подобные требования содержатся также в СНиП № 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73. К СНиП № 35-01-2001 разработан свод правил: СП 35-101-2011 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», которыми определено, что пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности на другой. В соответствии с пунктами 1.4, 3.13и3.14 СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для МГН должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри здания и сооружения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. В соответствии с пунктом 2.1 Положения об Ухтинском филиале ГУП РК «ГАРК» основной деятельностью учреждения является деятельность, направленная на реализацию населению, лечебно-профилактическим учреждениям и иным организациям Республики Коми лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, разрешенных к продаже через аптечные учреждения, в соответствии с законодательством РФ, а также в целях получения прибыли, то есть аптека №60 , аптека №71 Ухтинского филиала ГУП РК «ГАРК» относятся к объектам социальной инфраструктуры. Пунктом 4.1 Положения об Ухтинском филиале ГУП РК «ГАРК» определено, что имущество, которым наделяется филиал, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Таким образом, бремя содержания (включая проведение реконструкции) имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, должно нести лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления. Вместе с тем в ходе вышеуказанной прокурорской проверки установлено, что входы в аптеку № 60 и аптеку № 71 Ухтинского филиала ГУП РК «ГАРК» не оборудованы средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, в частности, пандусами и поручнями. Подобное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры, в данном случае - в аптеки. Прокурор г. Ухта просит возложить на Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» обязанность по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеку № 60 , аптеку № 71 Ухтинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» в срок до <...> года.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Коснырева О.Н. на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивала.

В судебном заседании представитель ответчика гр. Мельничук С.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора г. Ухты признала.

В судебном заседании представитель третьего лица, Ухтинской городской организации Коми республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество инвалидов», и.о. председателя гр. Мелан А.П., действующая на основании распоряжения , исковые требования прокурора г. Ухты поддержала.

Суд, выслушав помощника прокурора г. Ухты, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования прокурора г. Ухты подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что аптека № 60 и аптека № 71 относятся к объектам социальной инфраструктуры и входят в состав Ухтинского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» (далее ГУП РК «ГАРК»). Нежилые помещения, занятые указанными аптеками, находятся в государственной собственности Республики Коми и закреплены за ГУП РК «ГАРК» на праве хозяйственного ведения. В результате проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, проведённой прокуратурой г. Ухты в отношении вышеназванных аптек, выявлены факты нарушения прав инвалидов на территории МОГО «Ухта» со стороны ответчика, а именно входы в аптеки не оборудованы средствами подъёма для маломобильных групп населения (далее МГН), в частности, пандусами и поручнями. Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, выявленные нарушения ответчиком до настоящего времени не устранены.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно санитарным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее СНиП), введённым в действие Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу , в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема (п. 3.9). В силу п. п. 1.4, 3.13, 3.14 СНиП проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри здания и сооружения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Согласно п. п. 3.29, 3.31, 3.32 СНиП максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно пункта 3.18. Площадка на горизонтальных участках пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м.

К данным санитарным нормам и правилам разработан свод правил СП 35-101-2011 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», которым определено, что пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности на другой.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Следовательно, установка соответствующих приспособлений (пандусов, поручней) как изменение параметров объекта капительного строительства является реконструкцией.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации и в соответствии с последним правовое положение государственного унитарного предприятия определено в Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно ст. 7 данного Федерального закона унитарное предприятие несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В силу положений ч. 4 ст. 5 Закона филиал унитарного предприятия не является юридическим лицом и действует на основании утвержденных унитарным предприятием положений; филиал наделяется имуществом создавшим его унитарным предприятием; филиал унитарного предприятия осуществляет свою деятельность от имени создавшего его унитарного предприятия; ответственность за деятельность филиала унитарного предприятия несёт создавшее его унитарное предприятие. Аналогичные положения указаны в Уставе ГУП РК «ГАРК» (п. 3.1) и в Положении об Ухтинском филиале ГУП РК «ГАРК» (п. 4.2).

При вынесении решения суд учитывает, что ГУП РК «ГАРК» является юридическим лицом – государственным унитарным предприятием, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом на хозяйственного ведения. Руководитель данного предприятия обязан соблюдать требования действующего законодательства, в том числе в сфере социальной защиты инвалидов, в противном случае он несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ответчиком ГУП РК «ГАРК» не выполняется возложенная на него законом обязанность по соблюдению вышеуказанных требований, чем нарушается право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, гарантированное ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.

Учитывая то, что статья 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ введена в действие 01 января 1999 года, СНиП 35-01-2001 введён в действие в 2001 году, а в помещениях аптек до настоящего времени не проведены мероприятия, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа мобильных групп населения в данные объекты, заявленные прокурором г. Ухты исковые требования о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеки № 60 и № 71 Ухтинского филиала ГУП РК «ГАРК» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения заявленных требований до <...> года, поскольку на устранение выявленных нарушений требуются значительные материальные затраты и подходящие погодные условия. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику ГУП РК «ГАРК» срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – до <...> года.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные исковые требования прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц к Государственному унитарному предприятию Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеку № 60 и аптеку № 71 Ухтинского филиала удовлетворить.

Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Коми «Государственные аптеки Республики Коми» в срок до <...> года оборудовать вход в помещение аптеки № 60 Ухтинского филиала и вход в помещение аптеки № 71 Ухтинского филиала специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Ухтинского городского суда – Хазиева С.М.

2-798/2012 ~ М-350/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Ухта
Ответчики
Государственные аптеки Коми
Другие
Всероссийское общество инвалидов
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Хазиева Светлана Минзуфаровна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
03.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2012Передача материалов судье
06.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.02.2012Судебное заседание
07.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2012Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее