Дело № 2-305/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2016 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, размещенной и распространяемой на страницах Интернет-сайта информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района Амурской области обратился в Зейский районный суд с указанным заявлением. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Зейского района была проведена проверка исполнения федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции. В ходе проведенной проверки установлено, что страница Интернет-сайта в телекоммуникационной сети «Интернет» - <данные изъяты>/ предоставляет возможность осуществить заказ алкогольной продукции согласно имеющемуся каталогу. Данная информация (публичная оферта) предоставляется путем размещения на интернет-сайте, соответственно продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом. Интернет-сайт <данные изъяты>/ является объявлением о дистанционной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, на странице указан телефон, прайс-лист с ценами продукции. Также на сайте имеется указание на то, что при приобретении алкоголя на данном сайте возможна доставка. На странице сайта также приведен прайс-лист алкогольной продукции, указан номер телефона, адрес электронной почты. Доступ к сайту открыт для неопределенного круга лиц, в том числе для несовершеннолетних. В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии с п.2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановление Правительства от 27.09.2007 года № 612 под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров до договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклета либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. Пункт 5 Правил предусматривает, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по дистанционной продаже алкогольной продукции. За указанные действия предусмотрена административная ответственность. Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации. На основании изложенного, прокурор просит суд признать информацию, размещенную и распространяемую на страницах Интернет-сайта http://дубликаты-алкоголя.net/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание заявитель не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявления настаивает.
Заинтересованное лицо – представитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть заявление в отсутствие представителя.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Так, в соответствии с ч.3 ст.454 ГК РФ особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
Согласно ч.2 ст.170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612, под продаже товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Согласно п.12 вышеуказанных Правил, предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Роспотребнадзора от 12.10.2007 г. N 0100/10281-07-32 «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом», ограничения введенные п.5 Правил, также распространяются в целом и на продажу алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.26 Федерального закона РФ N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями, содержащимися в ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена ответственность за нарушение иных требований розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей18 Федерального закона РФ N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции.
В ходе проведенной прокуратурой Зейского района проверки, о чем составлен акт <Дата обезличена>, установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация, представляющая возможность осуществить заказ алкогольной продукции, согласно имеющемуся каталогу. Данная информация (публичная оферта) предоставляется путем размещения на Интернет-сайте. Соответственно продажа алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае – информация, побуждающая к приобретению алкогольной и спиртосодержащей продукции), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации, в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г., передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.1,2,3 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.15.1 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в п.2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч.3 ст.64 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи», приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобретать алкогольную и спиртосодержащую продукцию в ночное время через сеть «Интернет», фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
В силу п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов
в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "интернет", содержащие информацию, распространение которой в российской федерации запрещено", утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101, внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Включение записи в единый реестр осуществляется на основании судебного решения, содержащего отметку о вступлении в законную силу. В соответствии с Правилами, информация должна признаваться запрещенной на всей территории Российской Федерации.
Судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а) и б) п.9 Правил.
В силу п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, в том числе способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации является обоснованным.
В соответствии со статьей 265 ГПК РФ установление данного факта, имеющего юридическое значение, необходимо ввиду того, что невозможно получить в ином, кроме судебного порядке, надлежащие документы, удостоверяющие эти факты.
С учетом положений статьи 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение.
Заявленное прокурором требование направлено на последующее включение сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для ограничения доступа к указанной информации, как к незаконной.
Статьей 9 вышеуказанного закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В связи с изложенным, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Зейского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, размещенной и распространяемой на страницах Интернет-сайта информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную и распространяемую на страницах Интернет-сайта <данные изъяты>/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий О.Б. Ворсина