10 июля 2013 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Соболя В.Г.,
при секретаре – Саркисян А.Р.,
с участием истца представителя истца ..............., представителя ответчика ...............,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску Вострикова Д.Н. к администрации Минераловодского муниципального района о предоставлении земельного участка в собственность, -
УСТАНОВИЛ:
Востриков Д.Н. обратился в суд с иском к администрации Минераловодского муниципального района о признании незаконным (необоснованным) отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании предоставить этот участок в собственность.
При рассмотрении дела полномочный представитель истца ............... отказался от иска в части признания незаконным (необоснованным) отказа администрации в предоставлении земельного участка в собственность и определением суда от .............. производство по делу в этой части было прекращено.
В обоснование остальной части требований в своем заявлении истец сослался на то, что ему принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью ............... литер "А" на земельном участке площадью ..............., кадастровый номер .............. по .............., которых находится у него на праве аренды по договору .............. от ...............
На основании ст. 36 ЗК РФ он обратился в администрацию Минераловодского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от .............., которое получено им почтой только .............., администрация Минераловодского муниципального района отказала ему в предоставлении земельного участка в собственность, мотивируя отсутствием документов, подтверждающих необходимость предоставления в собственность земельного участка для использования нежилого здания площадью .............. а также использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.
Он считает этот отказ незаконным, поскольку как согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Однако генеральным планом города Минеральные Воды и Правилами застройки не установлен порядок расчета площади земельного необходимой для использования зданий, строений, сооружений.
СНиПами и Сводами правил в строительстве также не предусмотрен такой порядок.
Кроме того, выполненным в 2013 году .............. расчетом, расчетная предельно-минимальная площадь земельного участка для санаторно-курортного комплекса составляет ..............
Также после получения отказа администрации Минераловодского муниципального района он узнал о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка с момента его обращения резко возросла в десятки раз.
Поэтому он просил администрацию Минераловодского муниципального района предоставить ему земельный участок площадью ............... кадастровый номер .............. по адресу: .............. в собственность, путём выкупа, направления проекта договора и заключения его по цене, действовавшей на момент его обращения в администрацию Минераловодского муниципального района.
Истец надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца ............................ доводы своего доверителя поддержал в полном объеме и уточнил, что в исковом заявлении е в указании назначения земельного участка допущена опечатка, вместо "под строительство автокомплекса", указано "для санаторно-курортного комплекса". Кроме того истец просит возложить на администрацию Минераловодского муниципального района обязанность по предоставлению Вострикову Д.Н. земельный участок площадью ..............., кадастровый номер .............. по адресу: .............. в собственность, путём выкупа, направления проекта договора и заключения его по цене, действовавшей на момент обращения Вострикова Д.Н. в администрацию Минераловодского муниципального района.
Представитель ответчика администрации Минераловодского муниципального района .............. просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку согласно предоставленному истцом свидетельству о государственной регистрации права ему на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью .............. Документов, подтверждающих наличие на данном земельном участке иных введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, а именно автокомплексов, которые принадлежат истцу на праве собственности не представлено.
Нежилое здание общей площадью ............... является лишь одним из вспомогательных объектов, необходимых для функционирования планируемого к застройке комплекса. Строения и сооружения вспомогательного использования - любые постройки, за исключением основного здания, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
При этом представленные истцом документы не содержат указаний, по отношению к какому объекту недвижимости спорный объект выполняет вспомогательные функции. Таким образом, указанный объект не является вспомогательным строением, и в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Поскольку документов, разрешающих строительство и подтверждающих ввод в эксплуатацию спорного строения заявитель не представил, можно сделать вывод о том, что данный объект является самовольной постройкой.
Доказательств возведения и оформления прав на иные объекты недвижимости в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о незавершенности Востриковым Д.Н. застройки территории.
Возведенным строением (хозпостройка) занята лишь часть площади арендуемого истцом земельного участка. Какие-либо доказательства, подтверждающие необходимость использования прилегающей территории в размере .............. для эксплуатации и содержания здания, истцом не представлены.
Учитывая это и поскольку границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, предоставление истцу в собственность земельного участка в размере .............. будет являться незаконным и необоснованным.
Ввиду отсутствия оснований для предоставления Вострикову Д.Н. в собственность земельного участка в испрашиваемом размере по причине несоответствия объекта недвижимости разрешенному использованию земельного участка, отнесения объекта недвижимости к вспомогательным и его незначительной площади, а также в силу самовольного характера постройки, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями стст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 249 ГПК РФ гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемого решения, действия (бездействия), но в силу вышеизложенных правовых норм обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ).
Постановлением администрации города Минеральные Воды .............. от .............. Вострикову Д.Н. предоставлен в аренду земельный участок общей площадью .............. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером .............., имеющий адресный ориентир: .............., под строительство автокомплекса, сроком на три года.
.............. между муниципальным образованием - город Минеральные Воды и Востриковым Д.Н. на основании вышеуказанного постановления заключен договор аренды земельного участка .............., по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок площадью .............. из земель населенных пунктов, с кадастровым номером .............., имеющий адресный ориентир: .............. под строительство .............., сроком с ...............
.............. данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (запись регистрации ..............
На основании постановления администрации города Минеральные Воды Минераловодского района .............. от .............. земельному участку, площадью ..............., с кадастровым номером .............., местоположение которого установлено относительно ориентира: .............. и расположенный на нем хозпостройке ..............., присвоен адресный номер: ..............
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от .............. земельный участок общей площадью .............. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир .............., почтовый адрес ориентира: .............., имеет кадастровый номер ............... Разрешенное использование - под строительство .............., его кадастровая стоимость ..............
На основании вступившего в законную силу решения Минераловодского городского суда от .............. Вострикову Д.Н. выдано свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание, площадью .............. по адресу: ..............
.............. Востриков Д.Н. обратился с заявлением к главе администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края, в котором просил в соответствии со ст. 36 ЗК РФ предоставить ему в собственность земельный участок с кадастровым номером .............. по адресу: .............. на котором расположено, принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение.
Аналогичное заявление также подано истцом ..............
.............. года письмом заместителя главы администрации Минераловодского муниципального района Вострикову Д.Н. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером .............., площадью ............... в собственность, поскольку им не представлены документы, подтверждающие наличие на данном земельном участке иных введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства в соответствии с разрешенным видом использования земельного участка, а именно здания автокомплекса, поскольку разрешенное использование участка: под строительство автокомплекса. Согласно имеющимся документов, площадь земельного участка превышает площадь находящихся на нем строений более чем в 121 раз. Документов подтверждающих, что земельный участок площадью .............. необходим для использования строения нежилого здания общей площадью ............... им не представлено, что является необходимым условием исходя из пп. 1, 7 ст. 36 ЗК РФ, п. 3 ст. 33 ЗК РФ.
Кроме того критериями для отнесения строений сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Востриков Д.Н. обратился в суд за возложением обязанности на администрацию Минераловодского муниципального района передать вышеуказанный земельный участок в собственность по цене, действовавшей на момент его обращения в администрацию.
Переходя к правовому анализу сложившейся ситуации суд исходит из следующего.
В соответствии со статьями 2, 15 части 1, 17, 18 и 35 Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием Право частной собственности охраняется законом и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно пп. 4 и 11 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ основными принципами земельного законодательства являются:
- участие граждан в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 года № 73-ФЗ) предоставление земельных участков осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 1 ст. 25 ЗК РФ права собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.
Пунктом 3 ст. 3 ЗК РФ установлено, что имущественные отношения по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и специальными федеральными законами.
Как указано в п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса. В силу ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФграждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 данной нормы для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Исходя из положений статей 15, 36 ЗК РФ следует, что право на приобретение земельного участка в собственность возникает у заинтересованного лица с момента представления им в орган местного самоуправления всех необходимых документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав
на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года N 475 и включает в себя:
- копию документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
- копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Выписку из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
- копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня.
Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможность истребовать иные документы для решения вопроса о предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае, как следует из представленного в материалы дела письма от 7 февраля 2013 года администрации Минераловодского муниципального района, по результатам рассмотрения заявления истца и приложенных к нему документов, администрацией отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку представлены не все документы на имеющие на земельном участке здания.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Основанием принадлежности на праве собственности недвижимой вещи, его возникновение, является в соответствии со ст. 131 ГК РФ государственная регистрация в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Истцом представлено свидетельство о государственной регистрации прав на нежилое здание площадью .............. по адресу: ..............
Право собственности зарегистрировано на основании решения Минераловодского городского суда от .............., согласно которому за Востриковым Д.Н. признано право собственности на хозпостройку ..............
Вместе с этим случаи, когда возможен отказ в приватизации земельного участка, установлены в п. 4 ст. 28 ЗК РФ, к которым относятся:
- изъятие земельных участков из оборота;
- установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;
- резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств изъятия земельного участка, запрета, резервирования испрашиваемого земельного участка ответчиком, не представлено.
Исходя из вышеуказанных норм и установленных судом обстоятельств следует, что факт нахождения на указанном земельном участке иных объектов, правоустанавливающие документы на которые истцом не представлены, не препятствует реализации Вострикову Д.Н. исключительного права на выкуп спорного земельного участка, сформированного и предоставленного в аренду для строительства автокомплекса, составляющим которого является нежилое помещение (вспомогательное помещение) принадлежащий истцу на праве собственности.
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что истец, собственник объекта недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнил требования п. 5 ст. 36 ЗК РФ и представил ответчику полный пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Приходя к такому выводу, суд также исходит из того, что согласно п. 8 ст. 22 ЗК РФ при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п.1 ст. 36 настоящего Кодекса.
По смыслу данного законоположения арендатору земельного участка принадлежит право его преимущественной покупки, подлежащее реализации в случае, когда собственником земли (иным полномочным лицом) однозначно выражена воля на ее продажу.
Как следует из объяснений представителя истца, его доверитель опасаясь того, что земельный участок, на котором имеется объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности, может быть выставлен на продажу, с учетом того, что договор аренды прекращает свое действие
21 апреля 2014 года, он заблаговременно, с учетом того, что договор купли-продажи земельного участка имеет сложный юридический состав, включающий акт органа местного самоуправления (постановление) и соглашение сторон (договор), заключенное на основании этого акта и для его оформления необходим продолжительный промежуток времени, обратился с соответствующим заявлением к администрации города Минеральные Воды, считая, что таким образом он защитит свои права на владение, распоряжение и пользование недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.
Что касается доводов ответчика о том, что Востриков Д.Н. не обосновал размер испрашиваемого земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, то суд исходит из следующего.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
По смыслу данных норм права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Данный вывод также содержится в п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Таким образом, собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приобретение в собственность или на праве аренды земельного участка с учетом фактически используемой площади, определенной с учетом требований земельного и градостроительного законодательства. Собственник объекта недвижимости, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе претендовать только на земельный участок, площадь которого рассчитана с учетом предельных размеров отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Вместе с этим генеральным планом города Минеральные Воды и Правилами застройки не установлен порядок расчета площади земельного участка под строительство автокомплекса, что подтверждено в судебном заседании представителем ответчика.
Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 "О нормах
отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса" утверждены нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.
Согласно п. 8 данных Норм нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению № 17,в котором норма отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов сервиса для автокомплекса не определена.
Как указано в приложении № 17 нормы отвода земель для размещения сооружений и комплексов, не предусмотренных настоящим приложением, определяются их сочетанием с учетом обеспечения соблюдения санитарных норм и правил по установлению разрывов между зданиями и размещению пожарных проездов.
Между тем, 25 ноября 2010 года начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского муниципального района утверждено градостроительное заключение по размещению автокомплекса в соответствии с разработанной ..............
гор. Мин-Воды схемой планировочной организации земельного участка по адресу: .............., по строительство автокомплекса, площадь земельного участка составляет ..............
Таким образом, отказывая истцу в предоставлении сформированного земельного участка в собственность по указанным основаниям, администрация должна доказать, в какой части размер предоставленного в аренду земельного участка, на котором расположена недвижимость истца, превышает установленные пределы.
Согласно п. 5 ст. 28 вышеуказанного Закона о приватизации земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1-4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с абз. 2 п.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка должны определяться с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Как следует из материалов дела и установил суд, испрашиваемый истцом земельный участок именно под размещение автокомплекса сформирован, осуществлен его кадастровый учет, представленная выписка из кадастрового паспорта земельного участка содержит сведения о фактическом использовании земельного участка в границах площади .............. (такие же сведения содержатся в постановлении и договоре аренды), предоставленного в целях размещения автокомплекса. Администрация не представила доказательств формирования земельного участка с нарушением установленных п. 3 ст. 33 ЗК РФ норм предоставления земельных участков, формирования спорного участка для целей, в том числе, не связанных с эксплуатацией принадлежащего на праве собственности недвижимого имущества, либо свидетельствующих о том, что для указанных целей необходим участок меньшей площади, наличия на данном земельном участке иных объектов недвижимости.
Таким образом доказательств того, что площадь спорного земельного участка не соответствует требованиям п. 3 ст. 33 ЗК РФ ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того не представлены ответчиком и доказательства того, что нормативный размер земельного участка составляет иную площадь, чем указано в кадастровом паспорте (.............. и доказательств использования спорного земельного участка в иных целях.
Вместе с этим истцом представлен расчет предельного минимального размера земельного участка, при котором он может быть использован по данному разрешенному использованию без перевода в земли иной категории, выполненного .............. согласно которому на участке, местоположение которого: .............., расположены следующие здания: здание автокомплекса, резервуары противопожарного запаса воды, открытая автостоянка служебных (ведомственных) и специализированных легковых автомобилей.
Как указано в данном расчете расчетная предельно-минимальная площадь земельного участка для автокомплекса составляет .............. по кадастровому паспорту площадь земельного участка составляет ..............., что соответствует предельно-минимальной расчетной площади для данного предприятия. Выделяемый земельный участок не нарушает интересы смежных землепользователей по использованию своих земельных участков.
Данных о том, что данный расчет не обладает достаточной ясностью и полнотой, либо, что в нем содержатся недостоверные данные, не позволяющие использовать его, как доказательство, в материалах дела не имеется.
Поскольку при рассмотрении данного спора установлено, что истец с заявлением представил все документы, предусмотренные вышеуказанным перечнем, который не содержит необходимости представления сведений, отсутствие которых послужило отказом в предоставлении истцу спорного земельного участка, мотивы отказа ответчика в предоставлении Вострикову Д.Н. спорного земельного участка в собственность не основаны на законе, так как противоречат положениям пп. 1, 5 ст. 36 ЗК РФ и нарушают исключительное право истца на приобретение в собственность земельного участка.
Согласно пп. 3 п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Пунктом 1.2 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка от .............., его кадастровая стоимость составляет ..............
Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что никаких оснований к отказу в предоставлении истцу в собственность земельного участка по цене, существовавшей на момент обращения истца за передачей земельного участка в собственность, не имеется, а администрация Минераловодского муниципального района, отказала ему в этом при отсутствии на то законных оснований.
При таких обстоятельствах требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению, а нарушенное право истца – восстановлению путем возложения на администрацию обязанности по предоставлению истцу в собственность спорного земельного участка по стоимости, действовавшей на момент его обращения в администрацию.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Минераловодского муниципального района предоставить Вострикову Д.Н. земельный участок площадью .............. кадастровый номер .............. по адресу: .............. в собственность, путём выкупа, направления проекта договора и заключения его по цене, действовавшей на момент обращения Вострикова Д.Н. в администрацию Минераловодского муниципального района, т.е. ..............
Решение принято судом в окончательной форме 15 июля 2013 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца.
председательствующий