Дело № 12-164/2021
УИД: 76RS0010-01-2021-001673-05
РЕШЕНИЕ
14 сентября 2021 года г. Ростов Ярославской области
Судья Ростовского районного суда Ярославской области Ткаченко Ю.В.,
при секретарях Магомедовой Л.С., Кучиной Н.Е.,
с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - администрации Ростовского муниципального района Ярославской области под доверенности Романенко М.В., Нишенковой Д.Е.,
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ростовскому и Борисоглебскому районам УФССП России по Ярославской области Тяготина Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Нищенковой Д.Е. на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ростовскому и Борисоглебскому районам УФССП по Ярославской области лейтенанта внутренней службы Тяготина Я.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ростовскому и Борисоглебскому районам УФССП России по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, за то, что ей не исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ требование судебного пристава – исполнителя об исполнении решения Ростовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Представителем администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Нищенковой Д.Е. подана жалоба, в которой она просит отменить вышеуказанное постановление, и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обосновании жалобы представитель указывает, что Администрация РМР с данным постановлением не согласна по следующим основаниям. В целях исполнения решения суда, неоднократно в течение нескольких лет после вынесения решения суда на заседания Думы Ростовского муниципального района выносились вопросы о включении в бюджет ассигнований на исполнение решения суда, однако денежные средства на исполнение решения суда не направлялись. Неоднократно в выделении бюджетных ассигнований было отказано. Только 10.12.2020г. на очередном заседании Думы Ростовского муниципального района принято решение о том, чтобы в бюджете Ростовского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов предусмотреть бюджетные ассигнования на 2022 год в сумме 12 834.000, 00 рублей на мероприятие «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1 и ОСК-2)». В связи с этим, в Муниципальную программу Ростовского муниципального района «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения РМР» на 2021-2023 годы» внесены изменения в части реализации в 2022 году мероприятия «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1 и ОСК-2), в р.п. Семибратово (в т.ч. проектные работы)». Таким образом, в 2022 году в целях исполнения вышеуказанного решения суда, администрацией РМР будет реализовываться мероприятие «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1 и ОСК-2), в р.п. Семибратово (в т.ч. проектные работы)». Считает, что указанное свидетельствуют о том, что администрацией РМР предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Указывает, что администрация РМР, являясь органом местного самоуправления, может осуществить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение организации отведения сточных вод с очистных сооружений канализации за счет средств бюджета района, но сама не имеет возможности своими силами и средствами выполнить обязанности, возложенные на нее судебным решением. Считает, что устанавливая новый срок (до ДД.ММ.ГГГГ) исполнения требований исполнительного производства (согласно требования поступившее в администрацию РМР ДД.ММ.ГГГГ), судебный пристав не определил объем работ необходимый для исполнения решения суда в полном объеме и необходимый объем финансовых средств. Считает, что вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок для исполнения требований исполнительного документа нельзя расценивать как достаточный для исполнения требований исполнительного документа. Указывает, что не исполнение решения суда не носит факт умышленного бездействия администрацией РМР, создающего препятствия для исполнения требований исполнительного документа, вина администрации РМР в неисполнении требований исполнительного документа во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок отсутствует, так как не доказаны основания административной ответственности юридического лица, предусмотренные частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ. Поэтому в действиях Администрации РМР ЯО отсутствует состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Романенко М.В. доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что считает, что все обстоятельства и меры, принимаемые администрацией с целью исполнения решения суда, изложены в жалобе. Администрация РМР не бездействует, по мере возможности планирует мероприятия. Начиная с 2017 г. администрация планировала выделение средств, представители администрации неоднократно выходили с этим решением в Думу РМР о внесении изменений в бюджет, но только в 2020 г. были предусмотрены ассигнования на 2022 г. в сумме 12 млн. 834 рубля. ССП ежемесячно запрашивает информацию о принимаемых мерах по исполнению решения суда. Каждый раз администрации устанавливают срок, который заведомо не исполним для того, чтобы выполнить эти мероприятия. Учитывая, что деньги предусмотрены только на 2022 г., исполнить эти мероприятия раньше, чем поступят ассигнования и провести контрактные процедуры невозможно. Считает, что на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с тем, что Главой MP принимались меры по выполнению решения суда, дело об административном правонарушении в отношении Администрации РМР подлежит прекращению. Кроме того, очистные сооружения в настоящее время являются собственностью Ярославской области и находятся на праве хозяйственного ведения у ГП ЯО «Южный водоканал». Эти очистные сооружения есть, сбросы с них не соответствуют нормативам. С 2015 г. это было муниципальное предприятие и в последствие было передано МУП «РЭК», потом «Южный водоканал». Областное руководство эти мероприятия не финансирует, поскольку информированы о решении суда и считают, что поскольку решение суда было вынесено до передачи объекта в областную собственность, то мероприятия должен выполнить район. Но, Администрация РМР, как орган исполнительной власти - казенное учреждение, соответственно своих собственных средств у Администрации РМР нет. Администрация РМР исполняет полномочия, возложенные Федеральным законом № 131, и на исполнение этих полномочий предусматриваются бюджетные ассигнования. Администрация РМР сможет исполнить эти полномочия только при наличии утвержденных бюджетных ассигнований. Как юридическое лицо, администрация собственными средствами не обладает. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель администрации Ростовского муниципального района Ярославской области по доверенности Нищенкова Д.Е. доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что Администрацией РМР принимались и принимаются все зависящие от нее меры по исполнению решения суда. При этом, их исполнение зависит от возможностей их финансирования. Все документы, подтверждающие исполнение решения суда, представлялись судебному приставу-исполнителю и имеются в материалах исполнительного производства. При таких обстоятельствах, следует, что финансирование мероприятий в рамках муниципальной программы, а также выполнение работ в рамках региональной программы не противоречит законодательству и не свидетельствуют о непринятии мер по исполнению требований исполнительного документа. Считает, что указанное свидетельствуют о том, что администрацией РМР предпринимаются все зависящие от неё меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Просила постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации РМР состава административного правонарушения.
Заместитель начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ростовскому и Борисоглебскому районам УФССП России по Ярославской области Тяготин Я.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, суду пояснил, что решение суда не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем составлен протокол по делу об административном правонарушении, на основании чего вынесено постановление.
Представитель ГП ЯО «Южный водоканал» своевременно и надлежащим образом уведомленный о рассмотрении дела, в судебном заседании не участвовал. Суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив и проанализировав представленные материалы и доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 14 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации Ростовского муниципального района был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, требованием от ДД.ММ.ГГГГ установлен новый срок для исполнения исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, решением Ростовского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) были удовлетворены требования Ярославского природоохранного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц: обязать администрацию РМР в срок до 01.02.2017г. организовать отведение сточных вод с очистных сооружений канализации Семибратово-1, Семибратово-2 в соответствии с СанПин 2:1:5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и «Нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения».
При этом, распоряжением руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О передаче муниципального унитарного предприятия «Ростовская энергетическая компания» в собственность Ярославской области», МУП «Ростовская энергетическая компания» передано из собственности Ростовского муниципального района в собственность Ярославской области и переименовано в ГП ЯО «Южный водоканал».
В настоящее время услуги водоотведения в р.п. Семибратово Ростовского района Ярославской области осуществляет ГП ЯО «Южный водоканал» (до 24.11.2017г. МУП «Ростовская энергетическая компания»).
Мероприятие по строительству очистных сооружений канализации в п.
Семибратово (в том числе проектные работы) было включено в муниципальную программу Ростовского муниципального района «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ростовского муниципального района» на 2014 - 2020 годы», утвержденную постановлением администрации РМР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также, мероприятие «Строительство очистных сооружений канализации г Семибратово (в том числе проектные работы)» включено в Муниципальную программу Ростовского муниципального района «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ростовского муниципального района» на 2021 - 2023-года, утвержденную постановлением администрации РМР от ДД.ММ.ГГГГ №.
В 2015 году произведен предварительный расчет стоимости проектно-сметной документации на реконструкцию ОСК р.п. Семибратово, ориентировочная стоимость разработки проектно-сметной документации составляет 17 583,16 миллионов рублей.
Вопрос о выделении бюджетных ассигнований на мероприятие «Разработка проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений канализации Семибратово» неоднократно выносился на заседания Думы Ростовского муниципального района (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). В выделении бюджетных ассигнований на разработку. проектно-сметной документации отказано.
Решением Думы Ростовского муниципального района от 13.12.2018г. № «О бюджете муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на подготовку ПСД на строительство очистных сооружений канализации р.п. Семибратово в рамках муниципальной программы «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ростовского муниципального района» были заложены ассигнования в размере 7 млн. рублей на 2020 год и 10,583 млн. руб. на 2021 год.
Однако, впоследствии указанные средства с объекта «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1, ОСК-2) в р.п. Семибратово (в т.ч. проектные работы)» вопреки принятому решению были перенаправлены на другой объект «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном в г. Ростов.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией РМР в адрес Управления финансов ЯО направлена служебная записка о рассмотрении возможности выделения дополнительных ассигнований, в том числе на выполнение мероприятий по разработке проектно-сметной документации «Строительство очистных сооружений канализации в р.п. Семибратово (в том числе проектные работы)». Однако, ДД.ММ.ГГГГ Думой РМР ЯО на очередном заседании при рассмотрении вопроса о выделении бюджетных ассигнований на исполнение судебных решений в том числе и на выполнение решения Ростовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не было принято решения о выделении средств на проведение мероприятий по исполнению решения Ростовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией РМР в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования, тарифов Ярославской области (далее- департамент) направлено обращение о рассмотрении возможности финансирования за счет средств бюджета Ярославской области проектных и строительно-монтажных работ по строительству очистных сооружений канализации п. Семибратово-2 с присоединением стоков от абонентов Семибратово-1 и с. Ново-Никольское. ДД.ММ.ГГГГ из Департамента получен отказ в финансировании указанных мероприятий.
Кроме того, вопрос о выделении денежных средств, в том числе на выполнение мероприятий «Строительство очистных сооружений канализации в р.п. Семибратово (в том числе проектные работы)» в рамках Муниципальной программы выносился на очередное заседание Думы Ростовского муниципального района ЯО 27.08.2020г. Принято решение-отклонить.
10.12.2020г. на очередном заседании Думы Ростовского муниципального района ЯО принято решение в бюджете Ростовского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов предусмотреть бюджетные ассигнования на 2022 год в сумме 12 834 000, 00 рублей на мероприятие «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1 и ОСК-2)».
В связи с этим, в Муниципальную программу Ростовского муниципального района «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения РМР» на 2021-2023 годы» внесены изменения в части реализации в 2022 году мероприятия «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1 и ОСК-2), в р.п. Семибратово (в т.ч. проектные работы)».
Таким образом, в 2022 году в целях исполнения вышеуказанного решения суда, администрацией РМР будет реализовываться мероприятие «Реконструкция очистных сооружений канализации (ОСК-1 и ОСК-2), в р.п. Семибратово (в т.ч. проектные работы)».
Кроме того, администрация РМР ЯО, является органом местного самоуправления, и её финансирование осуществляется в том числе за счет средств областного бюджета Ярославской области, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Выделение средств бюджета в ином порядке противоречит закону, в связи с чем исполнение в течение установленного нового срока (до ДД.ММ.ГГГГ) требования об обязании администрации РМР ЯО организовать отведение сточных вод с очистных сооружений канализации Семибратово-1, Семибратово-2 в соответствии с СанПин 2:1:5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и «Нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ невозможно.
Таким образом, с учетом, указанных обстоятельств по объективным причинам Администрация РМР ЯО по рассматриваемому исполнительному производству не имела возможности в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) исполнить требование судебного пристава – исполнителя вследствие объективных обстоятельств.
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Ст. 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами по делу об административном правонарушении, которые подлежат выяснению являются в том числе: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Исчерпывающий перечень требований неимущественного характера перечислен в главе 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Тогда как требования исполнительного документа об обязании администрации Ростовского муниципального района, являющиеся по сути требованиями профинансировать мероприятия направленные на обеспечение очистки и обезвреживания сточных вод, являются имущественными, поскольку речь идет о выделении и расходовании денежных средств.
Таким образом, суд считает, что в действии (бездействии) администрации Ростовского муниципального района Ярославской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
При этом суд отмечает, что оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования, необходимостью соблюдения административных процедур, связанных с исполнением бюджетов.
По смыслу статьи 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 КоАП РФ, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом установлено, что на основании закона Ярославской области № 104-з от 23 декабря 2016 года «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения», полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесены к полномочиям органов государственной власти Ярославской области (ч. 1 ст. 2).
В соответствии со ст. 4 Закона Ярославской области № 104-з от 23 декабря 2016 года, финансирование полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, перераспределенные в соответствии с настоящим Законом между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области, осуществляются органами государственной власти Ярославской области за счет средств областного бюджета.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, при рассмотрении настоящей жалобы также учитывается следующее.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
Таким образом, исходя из совокупности исследованных материалов, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации Ростовского муниципального района Ярославской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении от 13 мая 2021 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 26.1, 26.2. ст. 30.7 КоАП РФ суд
РЕШИЛ:
Отменить постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ростовскому и Борисоглебскому районам УФССП по Ярославской области от 13 мая 2021 года в отношении Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, ИНН №, КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд Ярославской области в 10-ти дневный срок с момента получения копии решения.
Судья Ю.В. Ткаченко