Решение по делу № 2-4366/2015 от 18.06.2015

ДЕЛО № 2-4366/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2015 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи       Оробинской О.В.,

при секретаре                                    Резюковой Н.В.,

с участием представителя административного ответчика по доверенности Захаровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гудуловой Н. ГурбаН. к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным решения от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе в государственной регистрации изменений площади здания, расположенного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Гудулова Н.Г. обратилась в суд с иском, в котором с учетом принятых уточнений просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе в государственной регистрации изменений площади здания, расположенного по адресу: <адрес>. В обосновании своих требований ссылается на то, что 07.04.2015г. она обратилась к ответчику с заявлением о внесении изменений в ЕГРП на здание, расположенное по адресу: <адрес>. Для внесения изменений в ЕГРП в отношении площади здания была представлена кадастровая выписка от 25.03.2015г. (№), выданная филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, согласно которой площадь здания составляет 1170,6 кв.м. Площадь здания по данным ЕГРП составляет 842,8 кв.м. Увеличение площади на 327,2 кв.м произошло в результате перепланировки и перерасчета площадей, а также учета площади 3 этажа, не учтенной ранее в составе передаваемого ей по договору дарения от 22.05.2012г. объекта. Параметры, конфигурация, этажность здания не менялись. В соответствии с выводами экспертного заключения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 28.01.2015г. выполненные работы по перепланировки указанного здания не противоречат требованиям СНИП, санитарных, противопожарных норм, не затрагивают конструктивные и иные характеристики безопасности объекта. Решение сначала о приостановлении, а затем об отказе в государственной регистрации содержит требование о предоставлении разрешительных документов для реконструкции в порядке ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ.

Считает, что правовая экспертиза предоставленных документов проведена с нарушением п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой выдача разрешения на строительство не требуется, в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Таким образом, решение принято необоснованно.

Кроме того, решение нарушает установленный порядок и не соответствует требованиям закона. В нарушении п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ, пункта 69 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013г. (№) кадастровая выписка от 25.03.2015г. (№), выданная филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области в качестве документа-основания не принята. В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.

В нарушении п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ, п. 1, 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» межведомственных запрос в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области о предоставлении кадастрового паспорта объекта, содержащего новые сведения о таком объекте не направлялся. Запрос о выдаче разрешения на реконструкцию объекта, расположенного в Рамонском районе Воронежской области направлен в Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, т.е в неуполномоченный орган.

Административный истец Гудулова Н.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежавшим образом. В материалах дела имеются письменные пояснения на иск (л.д. 109-112).

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Захарова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения (л.д. 45-48).

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия).

Согласно представленному в суд свидетельству о государственной регистрации права Гудулова Н.Г. является собственником нежилого 3-х этажного здания, в лит А, А1, А2, а, а1, а2, а3, общей площадью 842 кв.м по адресу: <адрес>.

07.04.2015г. Гудулова Н.Г. обратилась в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП относительно адреса и площади нежилого здания, а именно 842 кв.м изменить на общую площадь 1170,6 кв.м.

21.05.2015г. сообщением (№) Управления Росреестра по Воронежской области отказано в регистрации внесения изменений, поскольку не представлены документы, подтверждающие в соответствии с законодательством РФ, разрешение на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, необходимые в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», для государственной регистрации прав внесения изменений в ЕГРП (абз. 10, 13 пункта 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимость и сделок с ней.

Согласно абз. 10, 13 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

В силу п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

Согласно п. 6 ст. 12 названного Закона Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.

В соответствии с п. 68 Правил ведения ЕГРП лист записи об изменениях (Приложение № 9) используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него. К таким сведениям относятся, в том числе, перемена фамилии, имени, отчества физического лица, изменение наименования юридического лица, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п. (если запись подраздела I Единого государственного реестра прав в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил содержит сведения об объекте, требующие изменения).

В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пп. 4 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные размеры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В статье 1 (пп. 14) Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (этажности), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Как установлено судом Гудулова Н.Г. является собственником 3-х этажного нежилого здания, в лит А, А1, А2, а, а1, а2, а3, общей площадью 842 кв.м по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права, выданном на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 22.05.2012г. (л.д. 21)

Из кадастровой выписки, представленной в Управление Росреестра для учета изменений объекта недвижимости от 25.03.2015г. (№) следует, что площадь здания составляет 1170,6 кв.м. (л.д. 18-20)

То есть площадь здания увеличилась на 327,2 кв.м.

В материалы дела административным истцом представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.09.2010г., из которого следует, что по проекту общая площадь здания составляет 1 178 кв.м, однако введено в эксплуатацию 842,8 кв.м. (л.д. 22-23).

На государственную регистрацию прав Гудуловой Н.Г. было представлено экспертное заключение ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 28.01.2015г., в котором сделан вывод том, что выполненные работы по перепланировки указанного здания не противоречат требованиям СНИП, санитарных, противопожарных норм, не затрагивают конструктивные и иные характеристики безопасности объекта (л.д. 63-81).

В связи с чем государственным регистратором был направлен запрос Главе администрации Рамонского района Воронежской области и Департамент архитектуры и строительной политике Воронежской области с просьбой сообщить требуется или нет разрешение на строительство (реконструкцию), разрешение на ввод на вышеуказанные изменения площади здания, если требуется, то предоставить данные документы (л.д. 82-84, 85-87).

Из ответа администрации Рамонского муниципального района Воронежской области следует, что на данный объект необходимо получение разрешения на строительство, реконструкцию и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, данные документы не выдавались (л.д. 91-92).

Более подробный ответ поступил государственному регистратору из Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области, которое в силу «Положения об управлении архитектуры и градостроительства Воронежской области», утв. Постановлением Правительства Воронежской обл. от 31.12.2014 N 1240, уполномочено, в том числе, выдавать разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

В ответе Управление архитектуры и градостроительства Воронежской области указало, что из представленных документов усматривается, что по состоянию на 09.08.2012г. на основании поэтажного плата БТИ указанное здание площадью 842,8 кв.м являлось трехэтажным зданием, при этом третий этаж находился в стадии строительства. В соответствии с поэтажным планом БТИ от 19.12.2014г. площадь здания увеличилась и составила 1 170,6 кв.м, прежде всего, в результате завершения строительства третьего этажа, площадь которого составляет 352,7 кв.м.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ проведение строительных работ на указанном объекте возможно застройщиком исключительно на основании разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, при этом срок действия разрешения на строительство должен был быть продлен застройщиком до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В случае, если застройщиком принято было решение о приостановке строительных работ более чем на шесть месяцев, то он должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства и уведомить об этом орган, выдавший разрешение на строительство. При возобновлении строительных работ на объекте застройщик также уведомляет об этом орган, выдавший разрешение на строительство, и завершает строительство в рамках ранее выданного разрешения на строительство. После завершения строительных работ в целях оформления прав на объект недвижимости застройщику необходимо оформить разрешение на ввод в эксплуатацию в соответствии со ст. 55 ГрК РФ. В случае если застройщиком вышеизложенные требования градостроительного законодательства РФ соблюдены не были, то в рассматриваемом случае строительство третьего этажа будет являться реконструкцией объекта капитального строительства.

Ссылаясь на п. 14 ст. 1, ст.ст. 51, 55 ГрК РФ Управлением сделан вывод о том, что работы по завершению строительства или реконструкции нежилого здания по адресу: <адрес> требуют оформления разрешения на строительство, реконструкцию и разрешения на ввод в эксплуатацию.

Дополнительно сообщено, что выводы ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», что перепланировка и переоборудование первого и второго этажа нежилого здания не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта в целом согласуются с требованиями градостроительного законодательства РФ. Однако данный документ не может быть основанием для внесения изменений в ЕГРП, поскольку не содержит сведений о завершении строительства третьего этажа нежилого здания, и, прежде всего, не является основанием для проведения такого вида работ в соответствии с нормами градостроительного законодательства РФ (л.д. 33-35).

Учитывая изложенное, суд считает, что ранее существовавший объект недвижимости изменен таким образом, что он приобрел новые качественные (определяющие) характеристики, касающиеся конфигурации помещений, планировки, площади и т.д. Изменение площади отнесено к реконструкции объекта капитального строительства, которое требует разрешение на строительство, реконструкцию, разрешение на ввод в эксплуатацию.

При этом следует отметить, что кадастровый паспорт объекта недвижимости отражает сведения технической инвентаризации объекта и в соответствии с п. 4 ст. 14 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, документом, подтверждающим строительство (реконструкцию) объекта недвижимости в полном соответствии с разрешением на строительство в силу ст. 55 Градостроительного кодекса РФ не является.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным решения Управления Росреестра по Воронежской области от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе в государственной регистрации изменений площади здания, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> отказывает в удовлетворении заявленных требований Гудуловой Н.Г.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Гудуловой Н. ГурбаН. к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным решения от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) об отказе в государственной регистрации изменений площади здания, расположенного по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 13.10.2015г.

2-4366/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гудулова Н.Г.
Другие
Управление Росреестра по ВО
Магденко А.Н.
Захарова С.В.
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
kominternovsky.vrn.sudrf.ru
18.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2015Передача материалов судье
18.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2015Предварительное судебное заседание
22.07.2015Предварительное судебное заседание
31.07.2015Предварительное судебное заседание
29.09.2015Предварительное судебное заседание
08.10.2015Судебное заседание
13.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее