Решение в окончательной форме
принято 12 июня 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2013 года Полевской городской суд Свердловской области в составе :
председательствующего судьи Коряковой Н.С.,
при секретаре Костюниной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-728/2013 по иску Васильевой Е.Н. к Пичугину Н.В., Мотаевой О.А., Пичугиной Е.А. о признании права на государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения, мотивируя требования тем, что . . . ее бабушка Б. и истица, действуя с согласия матери, заключили договор дарения ? доли жилого бревенчатого дома полезной площадью <данные изъяты> кв. метр в том, числе жилой <данные изъяты> кв.м. с хозяйственными и бытовыми сооружениями, расположенными на земельном участке размером <данные изъяты> кв.м. по адресу: <. . .>. Указанный договор оформлен письменно и удостоверен . . . государственным нотариусом Полевской государственной нотариальной конторы, о чем имеется запись в реестре №, №. Даримая ? доля жилого дома принадлежала Б. на праве личной собственности, нотариусом принадлежность ? доли жилого дома Б. удостоверена. Истица в силу возраста и юридической безграмотности полагала о переходе права собственности на ? долю жилого дома на себя. Фатически исполнила обязательства по договору, поскольку приняла в дар недвижимое имущество. Вступив во владение домом, истица заботится о его сохранности, оплачивает коммунальные услуги и иные платежи, с 1993 года оплачивает налоги на ? долю жилого дома. Установлено, что договор не зарегистрирован в исполнительном комитете городского совета депутатов трудящихся г. Полевского в органах Росреестра это сделать невозможно, так как Б. умерла . . .. Даритель лично участвовала в заключении договора дарения, чем выразила волю на заключение и регистрацию указанной сделки, что удостоверено нотариусов, факт смерти дарителя не может являться основанием для отказа в признании договора дарения заключенным. Ответчики являются наследниками по закону первой очереди. Просит признать за ней право на государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения на ? долю жилого дома, расположенного на земельном участке размером <данные изъяты> кв.м. по адресу: <. . .>.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, суду пояснила, что она просит признать заключенным договор дарения. Жилой дом делится на 2 хозяев, ее бабушке на праве собственности принадлежала ? доли дома по адресу: <. . .>. Ее бабушка – Б. подписала договор дарения в . . . году, когда она была несовершеннолетней. Она не помнит разъяснял ли нотариус необходимость регистрации договора в исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся. Им не было известно, что договор необходимо регистрировать. Оба экземпляра договора дарения находились у бабушки. Бабушка скончалась в . . . году. О том, что договор не был зарегистрирован, узнали зимой 2011 года. С 1993 года квитанции об уплате налога приходят на ее имя. Она фактически приняла дар, пользуясь домом и оплачивая расходы по уплате налогов.
Представитель истца суду пояснил, что в установлении факта принятия наследства истице отказано, вместе с тем, ранее вопрос о признании права на государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения не ставился. Считает, что требования истицы подлежат удовлетворению.
Ответчик Пичугина Е. А. исковые требования не признала, суду пояснила, что спорный договор подписан и удостоверен нотариусом, в установленном порядке не зарегистрирован. Бабушка проживала в доме и умерла в . . . году. Переход права по данному договору не состоялся, договор не может быть осуществлен.
Ответчик Мотаева О.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что истице на момент заключения договора исполнилось 17 лет, ее интересы представляла мать. В 1993 году договор дарения оформлен, но бабушка не пошла его регистрировать. Ее бабушку Б. уговорила оформить договор дарения на истицу мать истицы – В.. Считает, что бабушка осознала, что сделала ошибку, в последующем не зарегистрировала договор дарения. Бабушка не рассказывала ей о том, кому хочет подарить дом. Мать Васильевой говорила, что дом будет принадлежать им. В наследственную массу дом не вошел. В феврале 2013 года узнали о наличии договора дарения, когда их вызвали в суд. Она претендует на наследственное имущество.
Ответчик Пичугин Н.В. в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования признает.
Заслушав истца, представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Согласно п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 8 ст.2 Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1,2,3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 256 Гражданского кодекса РСФСР по договору дарения одна сторона передает безвозмездно другой стороне имущество в собственность. Договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества.
В соответствии со ст. 257 Гражданского кодекса РСФСР договоры дарения жилого дома и строительных материалов должны быть заключены в форме, установленной соответственно статьями 239 и 239.1 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 239 Гражданского кодекса РСФСР договор купли - продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов. Договор купли - продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Правила настоящей статьи применяются также к договорам купли - продажи дач. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
Из копии договора дарения, заключенного . . . (лд.5) видно, что даритель – Б.подарила, а одаряемая – Е., действующая с согласия матери Н. приняла в дар ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <. . .>. Отметок о регистрации в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов либо в БТИ договор дарения не содержит.
Из копии свидетельства о смерти (лд.6) видно, что Б. умерла . . ..
С момента заключения договора у дарителя до момента смерти имелся длительный промежуток времени для регистрации данного договора.
Судом установлено, что с 1993 года – с момента заключения договора по . . . договор дарения не зарегистрирован в установленном порядке.
На период заключения договора дарения требовалась нотариальная форма его оформления, а также регистрация данного договора в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов.
Договор дарения от . . . не прошел регистрацию в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов, в Бюро технической инвентаризации г. Полевского зарегистрирован не был. Не был зарегистрирован данный договор и после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в компетентном органе. В связи с тем, что договор дарения не прошел государственной регистрации, у истца не возникло никаких прав в отношении доли указанного объекта недвижимости.
Правоспособность дарителя Б. прекращена в связи со смертью до регистрации договора в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов, в соответствии со ст. 239 Гражданского кодекса РСФСР.
В отсутствие регистрации договора дарения, оснований для регистрации перехода права собственности не имеется.
В удовлетворении заявленных исковых требований о признании права на государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения следует отказать, учитывая, что правоспособность дарителя прекращена до регистрации договора в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Васильевой Е.Н. к Пичугину Н.В., Мотаевой О.А., Пичугиной Е.А. о признании права на государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия мотивированного решения, с подачей жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий: Корякова Н.С.