Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-693/2022 ~ М-128/2022 от 13.01.2022

Дело 2-693/2022

73RS0001-01-2022-000199-48

З А О Ч Н О Е    Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2022 года                                                                                                 г. Ульяновск

    Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре А.Н. Чуваковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Сердюку ФИО7, Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект освоения лесов,

установил:

прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Сердюку И.П., Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать проект освоения лесов.

В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Глуховым ФИО9 заключен договор аренды лесного участка расположенного по адресу: <адрес> для использования лесов в целях рекреационной деятельности.

На основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ перешли Сердюку ФИО10.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Анашкиной ФИО25 заключен договор аренды лесного участка № , расположенного по адресу: <адрес>, для использования лесов в целях рекреационной деятельности.

На основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ перешли Сердюку ФИО11.

Просит признать бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Сердюка ФИО12, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г., передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ года, к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным; обязать Сердюка ФИО13, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ года, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

признать бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Сердюка ФИО14, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ года, к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> незаконным; обязать Сердюка ФИО15, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

Представитель истца требования поддержал, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Ответчики в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о месте и времени судебного разбирательства извещались.

В силу ст. 35 ГПК РФ каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами. Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России N 234 от 31.07.2014 года, и ч. 2 ст. 113 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.

Неполучение направляемого судом извещения о времени и месте рассмотрения дела свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.

В соответствии со ст. 233 ч.3 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая мнение представителя истца, не возражающего против рассмотрения данного гражданского дела в порядке заочного производства, суд счел возможным рассмотреть дело приданной явке и вынести заочное решение.

Исследовав материалы гражданского дела, реестровые дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 9, 15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических условий его жизни.

В соответствии со ст. 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Согласно ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Глуховым ФИО18 заключен договор аренды лесного участка № , расположенного по адресу: <адрес>, для использования лесов в целях рекреационной деятельности.

На основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ перешли Сердюку ФИО17.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Анашкиной ФИО16 заключен договор аренды лесного участка , расположенного по адресу: <адрес>, для использования лесов в целях рекреационной деятельности.

На основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ перешли Сердюку ФИО24.

Также установлено, что ответчиком Сердюком И.П., являющимся арендатором лесных участкрв, до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, не разработаны проекты освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проектов освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом.

Положения Лесного кодекса Российской Федерации предусматривают составление проекта освоения лесов лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ст. 88), который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 89).

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки регламентируются Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, в соответствии с п.28 которого, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст.12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Сердюком И.П. в нарушение лесного законодательства РФ до настоящего времени не разработаны проекты освоения лесов, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.

Защитить права и интересы неопределенного круга лиц в данном случае возможно путем возложения на ответчика обязанности соблюдать требования лесного законодательства в части подготовки проекта освоения лесов, утвержденного в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П «Об утверждении Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» Министерство является правопреемником Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в сфере охраны окружающей среды, а также по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

При этом, как установлено в результате проведенной прокуратурой района проверки, Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области Сердюк И.П. до настоящего времени не понужден к разработке и передаче на государственную экспертизу проектов освоения лесов.

Удовлетворяя исковые требования, суд также исходит из того, что взятые на себя обязательства по договору аренды Сердюк И.П. не выполнил, проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизой не предоставил, и, учитывая объем информации, который должен содержаться в проекте освоения лесов, а также необходимость получения заключения государственной экспертизы, считает возможным установить ответчику разумный срок для выполнения указанной обязанности - месяц с даты вступления решения в законную силу. Доказательств в обоснование увеличения срока для выполнения обязанности по договору аренды суду не предоставлено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика Сердюка И.П. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Просит признать бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Сердюка ФИО19, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г., передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ года, к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным; обязать Сердюка ФИО20, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ года, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

признать бездействие Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на понуждение Сердюка ФИО21, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г., передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ года, к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> незаконным;

обязать Сердюка ФИО23, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ года, в течение месяца с даты вступления в законную силу решения суда разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

    Взыскать с Сердюка ФИО22 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                           Т.Л. Грачева

2-693/2022 ~ М-128/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области
Ответчики
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области
Сердюк И.П.
Другие
ГКУ Ульяновской области "Ульяновское Лесничество"
Глухов А.Н.
Управление росреестра по Ульяновской области
МО "Ульяновский район"Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Грачева Т. Л.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Подготовка дела (собеседование)
03.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.07.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
10.07.2023Дело оформлено
10.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее