Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2185/2019 ~ М-2082/2019 от 29.08.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> <дата>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Медведевой Н.П..,

при секретаре Петрушиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело административному иску Павлова М. В. к ИФНС России по <адрес> об оспаривании исключения действующего юридического лица из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Павлов М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить решение ИФНС России по <адрес> об оспаривании исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также обязать Инспекцию ФНС по <адрес> исключить сведения о прекращении деятельности <данные изъяты>.В обоснование заявленных требований указано, что <дата>. ИФНС России по <адрес> в отношении <данные изъяты>» ИНН внесена запись в ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером об исключении в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности. Павлов М.В. является кредитором <данные изъяты>» на основании договора займа № от <дата> и на дату исключения <данные изъяты>» из ЕГРЮЛ сумма долга составила 350000 рублей. Считает исключение <данные изъяты>» из ЕГРЮЛ незаконным, поскольку не соблюден порядок опубликования сведений, установленных п. 3 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации, в связи с чем, он фактически был лишен возможности воспользоваться правом заявить возражения против исключения <данные изъяты> из ЕГРЮЛ. Кроме того, на момент внесения оспариваемой записи внесенной инспекцией в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности <данные изъяты>», имело перед истцом неисполненные гражданско-правовые обязательства. Срок дисквалификации руководителя на момент внесения записи о ликвидации недействующего юридического лица истек. Единоличный исполнительный орган <данные изъяты> совпадал с единственным участником общества, организация не осуществляла деятельность в период дисквалификации, кроме сдачи отчетности в налоговый орган, однако имело действующие договоры: займа с заявителем Павловым М.В. и лизинга с <данные изъяты> На момент внесения записи о ликвидации, договор лизинга с <данные изъяты> был полностью оплачен, кроме одного выкупного платежа в размере 1000 рублей. Однако исключение юридического лица из ЕГРЮЛ повлекло прекращение действия договора лизинга без права на выкуп, а обязательства по погашению задолженности перед Павловым М.В, не исполненными. Данное обстоятельство послужило обращением в суд.

Представитель административного истца Павлова М.В.Чернова Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, и настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Гринюк С.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признал, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве по административному иску.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Согласно п. п. 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона от <дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 3 указанной статьи решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

На основании п. 4 данной статьи заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Согласно п. п. 7, 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами, или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Судом установлено и подтверждается представленными документами, что <данные изъяты> поставлено на учет в ИФНС России по <адрес>, учредителем (участником) общества и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, являлся ФИО

<дата> информация о дисквалификации ФИО внесена в реестр дисквалифицированных лиц.На основании данных сведений, <дата> в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении <данные изъяты> ОГРН внесена информация о принятии судом решения о дисквалификации лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ОГРН

С целью реализации показателей Концепции обеспечения достоверности реестров и повышения качества оказания государственных услуг по государственно регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии поручением У ФНС России по <адрес>, изложенном в Протоколе тематического совещания, Инспекция обеспечивает внесение в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений в отношении юридических лиц, где руководителями выступают физические лица, в отношении которых судом применено административное наказание в виде дисквалификации, путем подачи территориальными налоговыми органами формы заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (форма ).

<дата> (вх. ) Межрайонной ИФНС России по <адрес> в отношении ФИО директора <данные изъяты> информационном ресурс АИС Налог-3 сформировано заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ по форме .

Инспекцией в адрес юридического лица и его учредителей было направлено уведомление о необходимости представления достоверных сведений. В связи с поступлением заявления о недостоверности сведений, включенных ЕГРЮЛ по форме от заинтересованного лица (Межрайонной ИФНС России по <адрес>) и отсутствием доказательств того, что сведения, содержащиеся ЕГРЮЛ в отношении <данные изъяты> достоверны, Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН <дата> о недостоверности сведений включенных ЕГРЮЛ.

С момента внесения вышеуказанной записи о недостоверности сведений (<дата>), содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении <данные изъяты>, до момента исключения юридическим лицом записи о недостоверности сведений не обжаловалась, а сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица в отношении <данные изъяты>, не актуализировались.

В свою очередь, юридическое лицо, в случае дисквалификации его руководителя, обязано принять меры для смены исполнительного органа в силу прямого указания закона.

Тем не менее, единственный учредитель (участник) <данные изъяты> не предпринял необходимых действий по внесению достоверных сведений в ЕГРЮЛ.

Доводы заявителя Павлова М.В. о принятии решения об исключении <данные изъяты> из ЕГРЮЛ после окончания срока дисквалификации, несостоятельны, поскольку действующим законодательством предусмотрен заявительный характер государственной регистрации, следовательно, после окончания срока дисквалификации руководителю <данные изъяты> необходимо было подать заявление по форме в регистрирующий орган для того, чтобы актуализировать сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Положениями ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ определен порядок исключенияюридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Подпункт «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ устанавливает, что порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Так, <дата> Инспекцией было принято решение о предстоящем исключении юридического лица (наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности) и в ЕГРЮЛ в автоматическом режиме внесена запись за ГРН <дата> о принятии регистрирующим органом вышеуказанного решения.

В силу п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Мотивированные заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Приказом ФНС России от <дата> установлено, что сведения содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации", при этом форма размещения этих сведений определяется редакцией журнала.

Порядок и сроки направления возражений заинтересованными лицами установлены Законом № 129-ФЗ и одинаковы для всех, в связи с чем, указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз во вводной части специального раздела журнала "Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ", а не по каждому из юридических лиц, по которым приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ.

Сообщения о принятии регистрирующими органами решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц сгруппированы по субъектам Российской Федерации регистрирующим органам и предваряются сведениями о наименовании и адрес регистрирующего органа, по которому могут быть направлены возражения заинтересованных лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в журнале <данные изъяты> часть от <дата> было размещено сообщение о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ <данные изъяты>

Кроме того, распечатка (скриншот) сообщения о принятии регистрируются органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ <данные изъяты>, приложенная исковому заявлению, также содержит информацию о порядке и сроках направления возражений заинтересованными лицами с указанием адреса регистрирующего органа для направления соответствующих заявлений.

Таким образом, доводы заявителя о несоответствии публикации о предстоящем исключении <данные изъяты> в журнале "Вестник государственной регистрации требованиям Закона № 129-ФЗ, не принимаются судом.

По истечении срока, установленного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, в связи с отсутствием в адрес Инспекции мотивированных заявлений от заинтересованных г возражением об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в ЕГРЮЛ была внесена запись за от <дата> об исключении <данные изъяты> из ЕГРЮЛ фактически прекратившего свою деятельность в рамках п. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.

Доводы Павлова М.В. о том, что наличие признаков, указанных в ст. 21.1 Закона ФЗ, влечет за собой исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности, несостоятелен, так как в соответствии с пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия вЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Павлов М.В. обращался с жалобой (от <дата> вх. ) в УФНС России по <адрес> на решение Инспекции от <дата> с предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и на регистрационную запись за ГРН от <дата> об исключении из ЕГРЮЛ <данные изъяты>

Решением УФНС России по <адрес> от <дата> @ жалоба Павлова М.В. оставлена без удовлетворения.

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 5 Закона №129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

При несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (п. 4 ст. 5 Закона №129-ФЗ).

Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

При этом действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности восстановления предыдущих записей и исключение (аннулирование) записей из реестра.

Недостоверность сведений является самостоятельным основанием ликвидации общества, не зависящим от факта ведения обществом хозяйствен деятельности.

Иные правовые последствия внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении юридического лица Законом №129-ФЗ не предусмотрены.

Доводы заявителя о том, что административный порядок исключения <данные изъяты> из ЕГРЮЛ привел к нарушению прав заявителя как кредитора, суд считает, несостоятельными, поскольку права, свободы и законные интересы лиц, чьи интересы затрагиваются исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, обеспечиваются соблюдением регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица.

В силу ст. 6 Закона №129-ФЗ, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ ъ которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

Учитывая открытость содержащейся в ЕГРЮЛ информации и отсутствии обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации должника, нежели путем публикации, при проявлении должной осмотрительности, у заявителя имелась возможность отслеживать информацию о своем должнике.

Доказательств невозможности ознакомления с извещением, размещенным в журнале "Вестник государственной регистрации", равно как доказательств невозможности представления соответствующего заявления в регистрирующий орган, заявитель не представил.

Павлов М.В. не реализовал возможность направления заявления, препятствующее принятию решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, таким образом, регистрирующий орган в соответствии с п. 7 ст. 22 Закона №129-ФЗ правомерно исключил недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесен соответствующей записи.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 39 постановления Плену Верховного Суда Российской Федерации от <дата> "О применении суда законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", исключение должника-организации из ЕГРЮЛ решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Закона №129-ФЗ не препятствует кредитору-взыскателю в порядке, предусмотренном п. 5.2 ст. 64 Гражданского коде Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника, если у такого ликвидированы юридического лица осталось нереализованное имущество.

Дополнительные гарантии кредиторов недействующих юридических лиц,исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотрены п. 3 ст. 64.2 ГК согласно которому исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст.53.1 ГК РФ.

Таким образом, внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО «Империя» само по себе не препятствует кредиторам удовлетворить свои требования из имущества юридического лица, признанного недействующим.

Руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Павлова М. В. к ИФНС России по <адрес> об оспаривании исключения действующего юридического лица из ЕГРЮЛ - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Красноглинский районный суд <адрес>, то есть с <дата>.

Судья Медведева Н.П.

2а-2185/2019 ~ М-2082/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павлов М.В.
Ответчики
ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Медведева Н. П.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
29.08.2019Регистрация административного искового заявления
29.08.2019Передача материалов судье
03.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2019Судебное заседание
11.10.2019Судебное заседание
17.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее