Дело № 12-45/2015
РЕШЕНИЕ
«28» июля 2015г г. Горняк
Судья Локтевского районного суда Корчагин С.Д., рассмотрев протест прокурора <адрес> на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг в отношении Ш.С.К. по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг Ш.С.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 руб.
ДД.ММ.ГГГГг в Локтевский районный суд поступил протест прокурора <адрес> на данное постановление. Принятое комиссией решение прокурор считает необоснованным, подлежащим отмене по следующим обстоятельствам:
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Согласно требований ст. 29.10 КоАП РФ, вынесенное постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивировано. В силу требований ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в его пользу. Вынесенное в отношении Ш.С.К. постановление Комиссии не указывает, в чем именно проявилось неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего ребенка Ж.А.А., 06.09.1999г. рождения. Постановление не содержит сведения о том, какие именно родительские обязанности не исполнялись или исполнялись ненадлежащим образом со стороны Ш.С.К. и в чем данное противоправное поведение было выражено, в связи с чем, сам по себе пропуск занятий не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Прокурор просит постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> № от 26.05.2015г в отношении Ш.С.К. отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения лица к административной ответственности.
В судебном заседании пом. прокурора Абращенко М.Е. доводы протеста поддержала по основаниям, указанным в протесте, дополнений не имеет, просит удовлетворить протест прокурора.
Лицо, привлеченное к административной ответственности – Ш.С.К. в судебное заседание не явилась, надлежаще уведомлялась по известному адресу, причин неявки не сообщила, отложить рассмотрение протеста прокурора не просила. Суд, с учетом мнения прокурора Абращенко М.Е., определил продолжить рассмотрение протеста в отсутствие Ш.С.К.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Ш.С.К., дополнительно представленный протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг и доводы протеста прокурора, выслушав заключение прокурора Абращенко М.Е., суд приходит к следующим выводам:
Ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны … обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу (п.п. 4, 6 ч. 1).
Ссылаясь на то, что обжалуемое постановление не содержит указания на то, в чем именно проявилось неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего Ж.А.А., т.к. сам факт непосещения данным ребенком школы не может свидетельствовать о том, что родительские обязанности исполняются ненадлежащим образом, а также на то, что постановление не содержит сведений, какие именно родительские обязанности не исполнялись или исполнялись ненадлежащим образом со стороны Ш.С.К., и в чем данное противоправное поведение было выражено, прокурор считает, что сам пропуск занятий не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении № в отношении Ш.С.К. по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, составленный в отношении последней протокол об административном правонарушении 22 № от 10.04.2015г по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ указывает, что 08.04.2015г в 08 час. 30 мин. в <адрес> «б» - 1, Ш.С.К. ненадлежащим образом исполняла обязанности по воспитанию и обучению своего несовершеннолетнего сына Ж.А.А., 06.09.1999г. рождения, выразившиеся в том, что Ж.А.А. пропустил занятия в школе 08.04.2015г, а именно 7 уроков, без уважительной причины.
Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, в материалах дела подтверждаются:
· объяснением М.Л.Н. – директора МБОУ «СОШ № 4», подтвердившей факт пропуска 08.04.2015г Ж.А.А. занятий (7 уроков), о чем она сообщила инспектору ПДН;
· объяснением несовершеннолетнего Ж.А.А., указавшего, что 08.04.2015г утром он пошел в школу. Вспомнив, что в этот день будет 7 уроков, решил не ходить в школу, гулял по улицам <адрес>. Встретив в обед маму, он сказал, что промочил ноги и не пошел в школу. Мать сказала, что напишет записку, что он отсутствовал в школе по уважительной причине;
· объяснением Ш.С.К. указавшей, что 08.04.2015г ее сын Ж.А.А. утром ушел в школу. Около 10 час. 30 мин. ей позвонили из школы и сказали, что ее сын в школе отсутствует. В обеденное время она встретила сына около Сбербанка, сын пояснил, что не пошел в школу, т.к. промочил ноги. Подтверждает, что ее сын без уважительной причны пропустил занятия в школе.
Из содержания протокола заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> от 26.05.2015г следует, что предусмотренный положениями КоАП РФ порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Ш.С.К. нарушен не был.
Обжалуемое постановление № от 26.05.2015г Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> содержит показания, данные Ш.С.К. и несовершеннолетним Ж.А.А. при их опросе, вывод о том, что в действиях (бездействии) Ш.С.К. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ «неисполнение родителями и иными законными представителями обязанностей по воспитанию, образованию и содержанию несовершеннолетних». В постановлении отсутствует указание на установленные при рассмотрении дела обстоятельства совершения Ш.С.К. правонарушения.
Ш.С.К. признана виновной в совершении указанного административного правонарушения и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 руб.
Судом признаются обоснованными доводы прокурора о том, что обжалуемое им постановление комиссии не указывает, в чем именно проявилось неисполнение или ненадлежащее исполнение Ш.С.К. родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего ребенка Ж.А.А., 06.09.1999г. рождения, какие именно родительские обязанности не исполнялись или исполнялись ненадлежащим образом со стороны Ш.С.К. и в чем данное противоправное поведение было выражено.
Часть 1 статьи 5.35 КоАП РФ указывает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ, родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 63 ФЗ «Об образовании», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Согласно ст. 53 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
В случае приема на целевое обучение в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со ст. 44 вышеназванного Федерального закона, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования; соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
С учетом вышеуказанных недостатков в указании характера действий Ш.С.К., квалифицированных по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом прокурором постановлении Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, не указания в обжалуемом постановлении комиссии, какие именно родительские обязанности не исполнены Ш.С.К., суд соглашается с доводами прокурора о том, что обжалуемое им постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав недостаточно мотивировано, потому, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно материалов дела об административном правонарушении, совершенное Ш.С.К. правонарушение выявлено 08.04.2015г, в этот же день на Ш.С.К. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Положения ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ указывают, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Давность привлечения Ш.С.К. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, выявленном 08.04.2015г, истек 08.06.2015г.
Таким образом, после отмены судом постановления по делу об административном правонарушении в отношении Ш.С.К. по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за истечением сроков давности привлечения лица к ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Протест прокурора удовлетворить.
Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации <адрес> № в отношении Ш.С.К. по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ от 26.05.2015г - отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд.
Судья С.Д. Корчагин
Решение не вступило в законную силу
Разрешаю разместить на сайте суда.
Судья С.Д. Корчагин
И.о. Председателя суда Н.В. Девятко