Дело №2-191/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 февраля 2016 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прибыльского АА к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району и Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
<Дата обезличена> между истцом, ФИО3 и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор <Номер обезличен>, по условиям которого банк предоставил кредит в сумме <данные изъяты> рублей под <данные изъяты>% годовых на срок <данные изъяты> месяцев на приобретение квартиры с земельным участком, расположенной по адресу: <адрес>. 25 января 2012 года Правительством Амурской области в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» принято постановление №26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» (в ред. от 27 февраля 2014 года №108). Настоящее постановление вступило в силу с момента официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года. В соответствии с указанным постановлением, истец обратился в ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору. Ответчиком принято решение о предоставлении истцу компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору. Однако, выплата компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору истцу за период с июля 2013 года по август 2014 года не произведена, в связи с чем, по состоянию на 01 февраля 2016 года образовалась задолженность в сумме <данные изъяты> коп.
Истец обратился в суд с настоящим иском, просит взыскать в его пользу компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в сумме <данные изъяты> коп., а также судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из представленного отзыва следует, что с заявленными требованиями ответчик не согласен. В обоснование своих доводов ответчик указывает, что истец является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до 01.01.2014 в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 №617. Начиная с 01.01.2014 года, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 №446. Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие. В 2013 г, 2014 г, 2015 г, 2016 г министерство довело до ГКУ АО УСЗН по г. Зея и Зейскому району средства на предоставление социальной выплаты в недостаточном размере. Истцу выплаты по всем документам, представленным в управление, выплаты произведены по июнь 2013 года, так как при обращении 11 июля 2013 года им были предоставлены документы за этот период. По следующим документам, предоставленным за период с июля 2013 года по август 2014 года возмещения не производились. Задолженность перед истцом на <Дата обезличена> составила <данные изъяты> коп. Причина задолженности заключается в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Управление является казённым учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесённые ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования не представляется возможным.
Представитель ответчика - министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, отзыв на иск не представил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильём и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы». Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 постановление Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 утратило силу с 01 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 01 января 2014 года.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 утверждено Положение предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абз.2 п.2 которого предусматривал право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организации, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта..
В соответствии с государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. №446, постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. №784 «О признании утратившими силу Постановлений Правительства Амурской области», постановление Правительства №26 с 01 января 2015 года признано утратившим силу.
Пунктом 2 постановления Правительства Правительство Амурской области от 29 декабря 2014 г. №784 установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
Судом установлено, что <Дата обезличена> между истцом, ФИО3 и ОАО «Сбербанк России» был заключен кредитный договор <Номер обезличен>, по условиям которого банк предоставил кредит в сумме <данные изъяты> рублей под <данные изъяты>% годовых на срок <данные изъяты> месяцев на приобретение квартиры с земельным участком, расположенной по адресу: <адрес>.
<Дата обезличена> истец впервые обратился в ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года №617).
Решением ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району от <Дата обезличена> расходы по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, приняты к компенсации.
Вместе с тем, с июля 2013 года до настоящего времени выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору истцу не осуществляются. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Согласно справкам ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району, сумма компенсации части процентов по ипотечным кредитам, подлежащая выплате истцу составляет <данные изъяты> коп. и <данные изъяты> коп.
Истец просит взыскать компенсацию части процентов по ипотечному кредиту в общей сумме <данные изъяты> коп., полагая, что ответчики уклоняются от выполнения принятых социальных обязательств.
Судом установлено и не оспаривается истцом, а также подтверждено справками о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, введённой с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».
Из материалов дела также следует, что в период с июля 2013 года по август 2014 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что истец в установленные законодательством сроки подтверждал своё намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставив необходимые документы.
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.
В соответствии с приложением №8 Закона Амурской области от 16 декабря 2013 года №298-0З «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путём компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40000 тыс. рублей.
Согласно п. 4 Положения (утв. постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26), компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесённые за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведённой в данной норме формуле.
Исходя из пп.6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно пп.8.1, 9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очерёдности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путём перечисления денежных средств на банковский счёт гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счёта для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счёт средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Таким образом, функции ГКУ АО УСЗН по г.Зея и Зейскому району ограничены приёмом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведённых лимитов бюджетного финансирования, учитывая, что Управление не участвует в процессе формирования объёма финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведённого лимита.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признаёт и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведённых конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идёт речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счёт средств областного бюджета.
С учётом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территорий Амурской области, а также функции ГКУ Амурской области УСЗН по г.Зея и Зейскому району, суд взыскивает с ГКУ Амурской области УСЗН по г.Зея и Зейскому району компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в сумме <данные изъяты> коп. за период с июля 2013 года по август 2014 года за счёт средств областного бюджета.
Поскольку механизмом реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, установлено осуществление данных выплат государственными казенными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области по месту регистрации заявителей, суд отказывает в удовлетворении требований, заявленных к Министерству социальной защиты населения Амурской области.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прибыльского АА удовлетворить частично.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району в пользу Прибыльского АА компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за период с июля 2013 года по август 2014 года в сумме <данные изъяты>, за счёт средств областного бюджета.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району в пользу Прибыльского АА судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении исковых требований Прибыльского АА к Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий С.Н. Куприянова