№2-624/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Первомайский 24 декабря 2015 года.
Первомайский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Сысоева Д.В.,
с участием истицы Чермошенцевой Н.А.,
представителя истицы Чермошенцевой Н.А. - Сконниковой Д.Н., действующей на основании письменного заявления Чермошенцевой Н.А от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности Махиной И.В.,
третьего лица Севостьяновой О.Н.,
при секретаре Кочеровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чермошенцевой Н.А. к администрации <адрес> о признании сделки недействительной,
установил:
Чермошенцева Н.А. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании недействительной сделки - договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м за № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией <адрес> с Севостьяновой О.Н. сроком на 10 лет, под строительство одноквартирного жилого дома, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации договора аренды: №, номер государственной регистрации права аренды - № и исключении из ЕГРП записи №, № о государственной регистрации договора аренды и права аренды соответственно, заявленные исковые требования, мотивируя следующим.
ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации <адрес> ею было подано заявление с просьбой о даче разрешения на выделение ей в аренду части земельного участка, с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес> Указанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположен под многоквартирным жилым домом барачного типа, признанным ветхим жильем и расселенным по программе аварийного жилья. В одной из квартир на протяжении 25 лет проживала ее семья: муж и дети. По программе расселения им была выделена однокомнатная квартира с жилой площадью в <данные изъяты> кв. м. Все члены ее семьи взрослые, дочь и сын совершеннолетние. Поэтому ее семья приняла решение построить жилой дом, а часть земельного участка они попросили у районной администрации в аренду с правом последующего выкупа.
На приеме у главы администрации района ей было разъяснено, что необходимо предоставить ряд документов из администрации Первомайского поссовета о том, что имеется возможность сформировать земельный участок, что он свободен от строений, а чтобы присвоить земельному участку кадастровый номер, ей необходимо заказать межевой план.
Однако ее первое заявление, переданное главой района в комитет по управлению имуществом и землеустройству, осталось без ответа.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась на прием в администрацию района с просьбой дать разъяснения по вопросу, связанному с тем, что межевание указанного земельного участка уже было проведено и земельный участок, часть которого она просила еще в ДД.ММ.ГГГГ года, уже передан другим лицам без уведомления на ее имя.
Ответ из комитета по управлению имуществом и землеустройству <адрес> на ее имя все же был дан ДД.ММ.ГГГГ., однако смысл его заключается не в том, что земельный участок отдан в аренду другим лицам, а в том, что ей якобы необходимо предоставить в Комитет из администрации Первомайского поссовета подтверждающее письмо о возможности формирования земельного участка по указанному адресу и что она, якобы препятствует сносу барака. Так же ей ни ранее, ни ДД.ММ.ГГГГ. комитетом не разъяснялось, какие конкретно документы она должна предоставить, а указывалось лишь, что «письмо на образование земельного участка не может считаться заявлением на передачу в аренду земельного участка. Форма другая, документы другие». То есть, в то время, пока она ожидала официального ответа от Комитета, земельный участок уже был передан в аренду на 10 лет другому лицу для размещения одноквартирного жилого дома с участком (что подтверждается на стр. 19 газеты «Вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ.) Так что, помимо нарушения ее прав в отношении ее права на предоставление ей в аренду с последующим правом выкупа части указанного земельного участка, в информации Комитета, предоставленной в администрацию <адрес>, а затем и ей содержатся неприемлемые для документов такого уровня формулировки.
Только после личного приема в ДД.ММ.ГГГГ года в администрации <адрес>, а также после письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом был дан непонятный ответ.
Несмотря на ее обращения и заявления <адрес> заключила договор аренды земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв. м., № от ДД.ММ.ГГГГ. с Севостьяновой О.Н. сроком на 10 лет, под строительство одноквартирного жилого дома. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., номер регистрации договора аренды №, номер государственной регистрации права аренды: № что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. №.
По данному факту она обратилась в Тамбовское УФАС России, где было возбуждено дело в отношении администрации <адрес> по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела в Тамбовском УФАС ей стало известно, что в апреле 2015 г. заключен договор аренды земельного участка под размещение одноквартирного жилого дома с Севостьяновой О.Н. В настоящее время предоставленный земельный участок подготовлен для строительства жилого дома, закуплены строительные материалы.
Комиссией Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Чермошенцева Н.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о выделении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: р.<адрес> под многоквартирным жилым домом барачного типа, который признан ветхим жильем и расселен по программе аварийного жилья, с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство. Данное заявление зарегистрировано под № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на приеме у главы администрации <адрес> Чермошенцевой Н.А. было разъяснено, что необходимо предоставить ряд документов из администрации Первомайского поссовета о том, что имеется возможность сформировать земельный участок, что он свободен от строений, а чтобы присвоить земельному участку кадастровый номер, ей необходимо заказать межевой план. При этом хотелось бы отметить, что на тот момент земельный участок не был свободен от строений.
Однако, письменного ответа на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> не дано.
Затем, ДД.ММ.ГГГГ Чермошенцева Н.А. снова обратилась в администрацию <адрес> на личный прием к и.о. главы администрации района ФИО5 с просьбой дать разъяснения по вопросу, связанному с тем, что межевание в отношении данного земельного участка уже было проведено, и данный земельный участок, часть которого ею была испрошена в ДД.ММ.ГГГГ года, уже предоставлен другим лицам без ее уведомления.
Также, ДД.ММ.ГГГГ Чермошенцева Н.А. письменно обратилась в администрацию <адрес> с просьбой разобраться в данной ситуации.
ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по управлению имуществом и землеустройству <адрес> ФИО6 даны письменные пояснения и.о. главе администрации района, в которых указано следующее: «ДД.ММ.ГГГГ на прием в комитет по управлению имуществом и землеустройству пришла Чермошенцева Н.А. по вопросу передачи ей части земельного участка по <адрес>. Я запросил с заявителя подтверждающее письмо с поселкового Совета о возможности формирования земельного участка по указанному адресу, что Чермошенцева Н.А. ответила «поссовет не дает такого письма, так как я не освобождаю аварийное жилье и препятствую его сносу». Мною лично было разъяснено заявителю Чермошенцевой Н.А., что только она предоставит такое письмо, будет образован земельный участок. С ДД.ММ.ГГГГ такого письма она не предъявляла, а соответственно и межевание земельного участка ей проведено не было. На прием больше не приходила. Письмо на образование земельного участка не может считаться заявлением на передачу в аренду земельного участка. Форма другая. Документы другие». Копия данного письменного пояснения была доведена до сведения Чермошенцевой Н.А.»
Приведенные пояснения комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации <адрес> не основаны на законе и являются необоснованными.
Во-первых, подлежат рассмотрению и ответу в срок все письменные обращения, однако ответ по сути обращения Чермошенцевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ не дан, а также не дан ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ.
Во-вторых, переадресация заявителя в Первомайский поссовет неправомерна, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ года предоставление земельных участков в р.<адрес> находилось в ведении администрации <адрес>.
Также Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> обратилась Севостьянова О.Н. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: р.<адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ председатель комитета по управлению имуществом и землеустройству <адрес> ФИО6 в ответ на данное обращение Севостьяновой О.Н. письменно сообщил, что для предоставления в аренду земельного участка по <адрес> необходимо провести межевание указанного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Севостьянова О.Н. письменно обратилась в администрацию <адрес> с просьбой образовать земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м из участка государственной собственности кадастрового квартала № неположенного по адресу: р.<адрес>, для размещения одноквартирного жилого дома с участком, приложив межевой план.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> приняла постановление № «Об образовании земельного участка из государственной собственности».
ДД.ММ.ГГГГ Севостьянова О.Н. обратилась с заявлением о заключении договора аренды земельного участка сроком на 10 лет, общей площадью <данные изъяты> кв. м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: р.<адрес>, для размещения одноквартирного жилого дома с участком.
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в газете «Вестник» № 9 опубликовала информацию о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: р.<адрес>, для размещения одноквартирного жилого дома с участком, сроком на 10 лет.
В ДД.ММ.ГГГГ года администрация <адрес> приняла постановление № «О предоставлении земельного участка на праве аренды О.Н. Севостьяновой».
В ДД.ММ.ГГГГ года муниципальное образование - <адрес>, в лице председателя комитета по управлению имуществом и землеустройству <адрес> ФИО6 и Севостьянова О.Н. заключили договор аренды земельного участка для размещения одноквартирного жилого дома с участком, сроком на 10 лет как с единственным претендентом.
При этом, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России, обращение на рассматриваемый земельный участок Чермошенцевой Н.А. как второго претендента администрацией <адрес> было проигнорировано.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 33 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части 1 статьи 2 также установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их Должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно статье 32 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Частью 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со ст. 10 Закона № 59-ФЗ орган местного самоуправления или должностное лицо по поступающим к ним обращениям: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, танах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 Закона № 59-ФЗ).
Таким образом, исходя из вышеуказанного и в силу приведенных норм администрация <адрес> обязана была рассмотреть заявление Чермошенцевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ и направить письменный ответ на поступившее заявление в 30-ти дневный срок.
Однако, администрацией <адрес> не соблюдены установленные требования, Чермошенцевой Н.А. так и не был дан ответ.
Таким образом, администрация <адрес> допустила бездействие в части нерассмотрения в установленные законом сроки и порядке заявления Чермошенцевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о выделении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: р.<адрес>, под многоквартирным жилым домом барачного типа, с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство, чем нарушила ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку заявление Чермошенцевой Н.А. связано с отношениями в сфере защиты конкуренции.
Кроме того, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что являются неправомерными действия Комитета по управлению имуществом и землеустройству <адрес> в части направления в ДД.ММ.ГГГГ года Чермошенцевой Н.А. в администрацию Первомайского поссовета за подтверждающим письмом о возможности формирования земельного участка по вышеуказанному адресу, поскольку, согласно представленным сведениям, полномочия по выделению (предоставлению) земельных участков переданы в ведение поселковой администрации только с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела Комиссия Тамбовского УФАС России также установила, что администрация <адрес> не только не рассмотрела обращение Чермошенцевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о выделении в аренду спорного земельного участка с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство в установленные законом сроки и порядке, но и не учла его при объявлении в газете «Вестник» информации о предоставлении в аренду данного земельного участка, для размещения одноквартирного жилого дома с участком, сроком на 10 лет, а также при предоставлении его в аренду Севостьяновой О.Н.
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьями 35, 36 Конституции Российской Федерации устанавливается, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 1 ЗК РФ в пункте 11 призывает обеспечивать сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Кроме того, Земельный кодекс РФ, как основополагающий акт в сфере земельных отношений, содержит статьи, определяющие порядок совершения действий органами государственной власти и местного самоуправления при реализации полномочий в сфере земельных отношений.
Согласно п. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе, управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из содержания терминов и понятий, приведенных в статье 2 указанного Закона, следует, что к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное владение или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 264 ГК РФ предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (пункт 2 статьи 607 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Статьей 29 ЗК РФ (в редакции, действующей на время совершения рассмотренных действий администрации <адрес>) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок, процедуры и сроки рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков для различных целей установлены ЗК РФ. Действующим федеральным законодательством не установлено право органов местного самоуправления по изменению земельного законодательства и принятию иных процедур рассмотрения указанных обращений.
По общему правилу предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства производится с учетом особенностей, предусмотренных ст. 30.1 ЗК РФ, которой установлен принцип обеспечения конкуренции.
Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. При этом в силу данной нормы орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину.
Приведенные положения ст. 30.1 ЗК РФ действовали во время осуществления рассматриваемых действий администрации <адрес>.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства», утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (действующий на время совершения администрацией <адрес> рассматриваемых действий), также определяет тот же порядок рассмотрения обращений, что и Земельный Кодекс РФ.
Подпунктом ДД.ММ.ГГГГ Регламента установлено, что администрация <адрес> публикует сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также размещает сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте администрации <адрес>.
Согласно подпункту ДД.ММ.ГГГГ Регламента в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка не поступили, администрация <адрес> принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему заявление на предоставление муниципальной услуги.
При наличии двух и более заявлений на один и тот же земельный участок руководитель уполномоченного органа принимает решение о проведении торгов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (подпункт ДД.ММ.ГГГГ Регламента).
Однако, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России, администрацией <адрес> не были соблюдены обязательные требования, установленные п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ и не соблюдены принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры при предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ года в аренду Севостьяновой О.Н. вышеуказанного земельного участка для размещения одноквартирного жилого дома с участком, а именно: не проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства при наличии второго претендента (Чермошенцевой Н.А.).
<адрес> на рассмотрении дела подтвердила, что вышеуказанный земельный участок предоставлен без проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства. При этом, даны объяснения, что администрация действовала в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, а именно: с учетом предварительной и заблаговременной публикации и отсутствием других заявок на данный земельный участок.
Заявление от Чермошенцевой Н.А. в течение месяца с момента опубликования сообщения о приеме документов о предоставлении земельного участка, в администрацию <адрес> не поступало, в связи с этим и был представлен вышеуказанный земельный участок.
Комиссия Тамбовского УФАС России не согласна с данным доводом администрации <адрес>, поскольку наличие второго заявления (Чермошенцевой Н.А.) на данный земельный участок является несомненным в исследованных обстоятельствах.
В силу п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства при наличии двух претендентов должна осуществляться только на аукционах.
Кроме этого, согласно требованиям антимонопольного законодательства, а также обычаям делового оборота и практике продажи (аренды) государственного или муниципального имущества при наличии двух и более претендентов, разрешить ситуацию в данном случае возможно только путем проведения состязательных способов продажи, а именно - посредством проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Подобная продажа обеспечит, прежде всего, равные условия приобретения права аренды на земельный участок для претендентов.
Когда имеется несколько желающих заключить договор с властным органом, требуется проведение торгов. Его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь такой порядок продажи права может выявить победителя с соблюдением условий справедливой конкуренции.
Целью проведения торгов является обеспечение равного доступа к муниципальному ресурсу всех заинтересованных лиц и соблюдения их равных прав и законных интересов.
Несоблюдение правила равного доступа всех претендентов к государственному или муниципальному ресурсу со стороны властных органов, непроведение публичных процедур, торгов, предписанных законом или иными нормативными правовыми документами, но предоставление при этом прав пользования таким ресурсом в приоритетном порядке является административным барьером, препятствующим свободной экономической деятельности и развитию добросовестной и справедливой конкуренции, поскольку согласно экономической теории результатом этого является недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а потому запрещается антимонопольным законодательством.
Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъекта РФ.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Земельные участки, в том числе находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются товаром, поскольку законодательством предусмотрен их оборот, а значит, властные органы при их реализации обязаны соблюдать конкурентные принципы.
Нарушения, допущенные властными органами при предоставлении права пользования (аренды) государственного или муниципального имущества, приводят или могут привести к нарушению прав претендентов, в том числе физических лиц, к ограничению конкуренции в понятии статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, администрация <адрес> нарушила часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ года Севостьяновой О.Н. в аренду земельного участка, общей площадью 1100 кв. м., расположенного по адресу: р.<адрес>, для размещения одноквартирного жилого дома с участком без проведения обязательных торгов на право заключения договора аренды земельного участка при наличии двух претендентов.
Решением от 04.09.2015г. № А2-18/15 о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Тамбовского УФАС признала администрацию <адрес> нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия, выразившегося: в части не рассмотрения в установленные законом сроки и порядке заявления Чермошенцевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о выделении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: р.<адрес>, с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство; в части непроведения обязательных торгов на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка при наличии двух претендентов.
Таким образом, Решением Тамбовского УФАС установлено, что при заключении договора аренды <адрес> с Севостьяновой О.Н. были нарушены нормы закона и не были проведены обязательные торги на право заключения договора аренды при наличии двух претендентов.
Статьей 166 ГК РФ предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании вышеизложенного, просит признать недействительной сделку - договор аренды земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв. м., № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный <адрес> с Севостьяновой О.Н. сроком на 10 лет, под строительство одноквартирного жилого дома, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., номер регистрации договора аренды № номер государственной регистрации права аренды - №; исключить из ЕГРП записи №, № о государственной регистрации договора аренды и права аренды соответственно.
В судебном заседании истица Чермошенцева Н.А. исковые требования поддержала ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истицы Чермошенцевой Н.А. - Сконникова Д.Н. просила исковые требования Чермошенцевой Н.А. удовлетворить в полном объеме, пояснив, что Чермошенцевой Н.А. подано исковое заявление о признании недействительной сделки - договора аренды земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, № от 10.04.2015г., заключенного <адрес> с Севостьяновой О.Н. сроком на 10 лет, под строительство одноквартирного жилого дома, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., номер регистрации договора аренды №, номер государственной регистрации права аренды - №; исключить из ЕГРП записи №, № о государственной регистрации договора аренды и права аренды соответственно.
Статьей 166 ГК РФпредусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ. № № о нарушении антимонопольного законодательства комиссия Тамбовского УФАС признала администрацию <адрес> нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия, выразившегося: в части нерассмотрения в установленные законом сроки и порядке заявления Чермошенцевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о выделении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: р.<адрес>, с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство; в части непроведения обязательных торгов на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка при наличии двух претендентов.
Порядок, процедуры и сроки рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков для различных целей установлены Земельным Кодексом РФ. Действующим федеральным законодательством не установлено право органов местного самоуправления по изменению земельного законодательства и принятию иных процедур рассмотрения указанных обращений.
По общему правилу предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства производится с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, которой установлен принцип обеспечения конкуренции.
Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. При этом в силу данной нормы орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину.
Приведенные положения статьи 30.1 Земельного кодекса РФ действовали во время осуществления рассматриваемых действий администрации <адрес>.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства», утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (действующий на время совершения администрацией <адрес> рассматриваемых действий), также определяет тот же порядок рассмотрения обращений, что и Земельный Кодекс РФ.
Подпунктом ДД.ММ.ГГГГ Регламента установлено, что администрация <адрес> публикует сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также размещает сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте администрации <адрес>.
Согласно подпункту ДД.ММ.ГГГГ Регламента в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка не поступили, администрация <адрес> принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему заявление на предоставление муниципальной услуги.
При наличии двух и более заявлений на один и тот же земельный участок руководитель уполномоченного органа принимает решение о проведении торгов в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» (подпункт ДД.ММ.ГГГГ Регламента).
Однако, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России, администрацией <адрес> не были соблюдены обязательные требования, установленные пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и не соблюдены принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры при предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ года в аренду Севостьяновой О.Н. вышеуказанного земельного участка для размещения одноквартирного жилого дома с участком, а именно: не проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства при наличии второго претендента (Чермошенцевой Н.А).
<адрес> на рассмотрении дела в Тамбовском УФАС России подтвердила, что вышеуказанный земельный участок предоставлен без проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства. При этом, даны объяснения, что администрация действовала в соответствии с установленным действующим законодательством порядком предоставления в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, а именно: с учетом предварительной и заблаговременной публикации и отсутствием других заявок на данный земельный участок.
Таким образом, Решением Тамбовского УФАС установлено, что при заключении договора аренды <адрес> с Севостьяновой О.Н. были нарушены нормы закона и не были проведены обязательные торги на право заключения договора аренды при наличии двух претендентов.
Заявление Севостьяновой О.Н. о том, что на указанном земельном участке уже расположен объект незавершенного строительства и в связи с удовлетворением заявленных Чермошенцевой Н.А. исковых требований Севостьянова понесет убытки и ее права будут нарушены несостоятелен, так объект незавершенного строительства был возведен на земельном участке уже после вынесения решения комиссией УФАС, а значит, Севостьянова знала о возможных рисках признания сделки недействительной или расторжения договора аренды. Кроме того требования о возмещении причиненных ею убытков она может предъявить <адрес>.
На основании вышеизложенного сделка - договор аренды земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м, № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный <адрес> с Севостьяновой О.Н. сроком на 10 лет, под строительство одноквартирного жилого дома, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., номер регистрации договора аренды №, номер государственной регистрации права аренды - № является недействительной, так как заключена с нарушениями норм закона, а именно ст. 30.1 ЗК РФ, в связи с чем, исковые требования Чермошенцевой Н.А. прошу удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> Махина И.В. просила в удовлетворении исковых требований истицы Чермошенцевой Н.А. отказать, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Чермошенцева Н.А. обратилась на прием к главе администрации <адрес> с заявлением о выделении в аренду 1/2 земельного участка, расположенного по адресу: р.<адрес> с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство.
Председатель комитета по управлению имуществом и землеустройству <адрес> ФИО6 запросил в устной форме с заявителя подтверждающее письмо с Первомайского поссовета о возможности формирования земельного участка по указанному адресу на основании того, что данный земельный участок, со слов заявителя, обременен постройкой (ветхим жильем), находящейся в собственности Первомайского поссовета. Так же в устной форме было предложено Чермошенцевой Н.А. провести межевание соответствующего земельного участка, поскольку в соответствии п1.ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию.
Письменного ответа Чермошенцевой Н.А. дано не было. В данном случае права Чермошенцевой Н.А. были действительно нарушены в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». В настоящее время Федеральной антимонопольной службой рассматривается вопрос о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица администрации района.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> обратилась Севостьянова О.Н. с заявлением о предоставлении ей сформированного земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, для размещения одноквартирного жилого дома с участком. Участок был сформирован постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ до обращения Чермошенцевой Н.А. по заявлению Севостьяновой О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. Межевые работы по формированию земельного участка Севостьянова О.Н. выполнила за свой счет. Первоначально Севостьянова О.Н. обратилась в администрацию <адрес> о выделении ей соответствующего земельного участка еще ДД.ММ.ГГГГ, на что комитетом по управлению имуществом и землеустройству района ей было предложено провести межевые работы (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ).
Законных оснований для отмены постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения Чермошенцевой Н.А. о предоставлении ей половины земельного участка не было.
Ввиду данных обстоятельств и учитывая тот факт, что Чермошенцева Н.А. просила не весь земельный участок, а его часть, администрацией района было принято решение об опубликовании извещения о приеме заявлений о предоставлении конкретного земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м. на основании заявления Севостьяновой О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в порядке п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации согласно которого: в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Более того предоставление части уже сформированного земельного участка в земельном кодексе не предусмотрено.
Сообщение № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме заявлений опубликовано в газете «Вестник» № 9 от 04.03.2015 и размещено на официальном сайте администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ (r48.tmbreg.ru/torgi/12064/14986. html).
В течение месяца с момента опубликования сообщения о приеме документов на предоставление земельного участка Чермошенцева Н.А. могла подать заявление в администрацию района о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м. и воспользоваться своим правом на постройку жилого дома. Однако заявления от Чермошенцевой Н.А. не поступило.
В порядке п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м. для размещения одноквартирного жилого дома с участком предоставлен в аренду Севостьяновой О.Н.
Более того, Чермошенцева Н.А. могла воспользоваться своим правом получить земельный участок и построить жилой дом еще дважды. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было предложено участвовать в аукционе по продаже права аренды следующих земельных участков, расположенных рядом с земельным участком с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>: 1) с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> Б, для размещения 1-2 квартирных жилых домов с участками; 2) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения 1-2 квартирных жилых домов с участками. Однако Чермошенцева Н.А. от своего права также отказалась.
На основании изложенного, считает действия администрации законными, в удовлетворении иска просит отказать. При принятии решения просит учесть тот факт, что Севостьянова О.Н. является добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м. Ею получено разрешение на строительство жилого дома. Она завезла строительные материалы и приступила к строительству на данном земельном участке. На законных основаниях возведен объект незавершенного строительства.
Третье лицо Севостьянова О.Н. просила в удовлетворении исковых требований Чермошенцевой Н.А. отказать пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию <адрес> о выделении земельного участка. Комитетом по управлению имуществом и землеустройству района ей было предложено провести межевые работы. В соответствии с указанным предложением за свой счет ею были проведены межевые работы и в соответствии с постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ был сформирован земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> ею было подано заявление о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м.
В соответствии с п. 3 ст. 31.1 ЗК РФ в газете «Вестник» № 9 от 04.03.2015 года было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставление в аренду указанного земельного участка. В связи с отсутствием других заявлений, по истечении месяца со дня опубликования сообщения, постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м был ей предоставлен для строительства одноквартирного жилого дома.
О наличии других претендентов на земельный участок, либо на его часть ей известно не было. Ею был соблюден порядок получения в аренду земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Также была произведена государственная регистрация права аренды. Вместе с тем, после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м Чермошенцева Н.А. в течение установленного законом срока с заявлением о предоставлении ей сформированного земельного участка не обращалась. При таких обстоятельствах для проведения обязательных торгов на право заключения договора аренды земельного участка при наличии двух претендентов не имелось.
В последующем ею было получено разрешение на строительство одноквартирного жилого дома и произведены строительные работы, в частности, возведен фундамент дома и часть кладки стен. Также завезены другие строительные материалы. На законных основаниях она является владельцем объекта незавершенного строительства. В настоящее время демонтаж объекта незавершенного строительства связан со значительными затратами и приведением части строительных материалов в состояние не позволяющее их повторное использование. Как сторона гражданских правоотношений она действовала добросовестно.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Полагает, что предоставление в аренду земельного участка администрацией <адрес> произведено в соответствии с действующим законодательством. Признание недействительной сделки - заключенного с ней договора аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. м, № от ДД.ММ.ГГГГ влечет несоразмерное нарушение ее имущественных прав. На основании изложенного считает, что законных оснований для удовлетворения исковых требований Чермошенцевой Н.А. не имеется.
Представитель третьего лица администрации Первомайского поссовета <адрес> в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с вынесением решения по усмотрению суда.
Представитель третьего лица Межмуниципального отдела по Первомайскому и <адрес>м Управления <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., предусматривавшей особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлено, что:
1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктами 2.1 и 2.4 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса, пунктом 4настоящей статьи.
3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
4. Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, в аренду без проведения торгов и без предварительного согласования места размещения объекта. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательствомРоссийской Федерации за соответствующий земельный участок. В случае изменения размера ставки земельного налога размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке.
ДД.ММ.ГГГГ к главе администрации <адрес> обратилась гр. Севостьянова О.Н. с заявлением, в котором просила образовать земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. из участка государственной собственности кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес> для размещения одноквартирного жилого дома с участком.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании земельного участка из государственной собственности» образован земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, из участка государственной собственности кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный по адресу: <адрес> для размещения одноквартирного жилого дома с участком.
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> следует, что вновь образованному земельному участку площадью <данные изъяты> кв. м, значащемуся расположенному по адресу: <адрес> присвоен кадастровый №, земельный участок относится с категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения одноквартирного жилого дома с участком, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Севостьяновой О.Н. в администрацию <адрес> подано заявление, в котором она просила предоставить ей в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
<адрес>, действующей на основании ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, в связи с поступившим заявлением Севостьяновой О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в районной газете «Вестник» от 04.03.2015 г. № 9 было опубликовано сообщение комитета по управлению имуществом и землеустройству <адрес> о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <адрес>. Указанное сообщение также было размещено на официальном сайте администрации <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ (r48.tmbreg.ru/torgi/12064/14986.html).
В дальнейшем, на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Севостьяновой О.Н. на праве аренды сроком на 10 лет предоставлен земельный участок из категории земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, для размещения одноквартирного жилого дома с участком. Севостьяновой О.Н. рекомендовано заключить договор аренды земельного участка с комитетом по управлению имуществом и землеустройству района с последующей государственной регистрацией права аренды на участок в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (с изменениями от 24.11.2014 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Впоследствии во исполнение принятого постановления Муниципальным образованием - <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был заключен соответствующий договор аренды № с Севостьяновой О.Н., земельный участок передан от арендодателя арендатору.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, номер договора - № от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации договора аренды: № номер государственной регистрации права аренды: №.
В судебном заседании установлено, что на спорный земельный участок, а именно на его 1/2 часть также претендовала Чермошенцева Н.А., которая ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию <адрес> с соответствующим заявлением о выделении ей в аренду 1/2 земельного участка, расположенного по адресу: р.<адрес> с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство.
На ДД.ММ.ГГГГ, дату подачи Севостьяновой О.Н. заявления о предоставлении в аренду земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> для индивидуального жилищного строительства, а также на дату опубликования сообщения комитета по управлению имуществом и землеустройству (ДД.ММ.ГГГГ), администрацией <адрес> заявление Чермошенцевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о выделении ей в аренду спорного земельного участка с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство не рассмотрено, ответ Чермошенцевой Н.А. не дан.
Указанные выше обстоятельства установлены в решении Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № о нарушении антимонопольного законодательства, вынесенного по обращению Чермошенцевой Н.А. (от ДД.ММ.ГГГГ №) с жалобой на необоснованные препятствия со стороны администрации <адрес> в части рассмотрения и удовлетворения ее обращения о предоставлении в аренду спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, которым администрация <адрес> признана нарушавшей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части бездействия, выразившегося в части нерассмотрения в установленные законом сроки и порядке заявления Чермошенцевой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о выделении в аренду 1/2 земельного участка, расположенного по адресу: р.<адрес>, с правом последующего выкупа под индивидуальное жилищное строительство; в части непроведения обязательных торгов на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка при наличии двух претендентов.
Из исследуемых материалов дела следует, что наряду с Севостьяновой О.Н. на спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> также претендовала Чермошенцева Н.А., которой так же, как и Севостьяновой О.Н. было подано заявление о выделении спорного земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство, что в соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент предоставления спорного земельного участка, должно было осуществляться на аукционах.
Однако администрацией <адрес> заявление Чермошенцевой Н.А. учтено не было.
Таким образом, администрацией <адрес> при предоставлении земельного участка в аренду Севостьяновой О.Н. были нарушены положения ст. 30.1 ЗК РФ, действующие на дату предоставления Севостьяновой О.Н. спорного земельного участка, в связи с чем, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка на праве аренды Севостьяновой Н.А.» является недействительным и подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Арендодателем Муниципальным образованием - <адрес> и Арендатором Севостьяновой О.Н., заключен на основании постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка на праве аренды О.Н. Севостьяновой», признанного судом недействительным, в связи с чем, в силу ст. 168 ГК РФ, п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) является ничтожным.
В связи с тем, что договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Арендодателем Муниципальным образованием - <адрес> и Арендатором Севостьяновой О.Н. является ничтожным, запись о регистрации указанного договора от ДД.ММ.ГГГГ № и соответственно запись о государственной регистрации права аренды - № произведенные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежат аннулированию.
Доводы третьего лица Севостьяновой О.Н. о том, что на указанном земельном участке уже расположен объект незавершенного строительства и в связи с удовлетворением заявленных Чермошенцевой Н.А. исковых требований Севостьянова О.Н. понесет определенные убытки, а также то, что ее права будут нарушены, несостоятелен, так как объект незавершенного строительства был возведен на земельном участке в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией Тамбовского УФАС, а значит, Севостьяновой О.Н. было известно о возможных рисках признания сделки недействительной или расторжения договора аренды на спорный земельный участок. В связи с чем наличие указанных обстоятельств, приведенных Севостьяновой О.Н. не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Чермошенцевой Н.А.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чермошенцевой Н.А. к администрации <адрес> о признании сделки недействительной удовлетворить.
Признать ничтожным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Арендодателем Муниципальным образованием - <адрес> и Арендатором Севостьяновой О.Н..
Аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Арендодателем Муниципальным образованием - <адрес> и Арендатором Севостьяновой О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № и номер государственной регистрации права аренды - №.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Д.В. Сысоев
Решение в окончательной форме составлено 28 декабря 2015 года.