2А-751/22
73RS0001-01-2022-000434-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2022 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд в составе судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Правительства Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной ФИО5, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора по постановлению от 24.11.2021 года,
У С Т А Н О В И Л:
административный истец Правительство Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к судебному приставу-исполнителю Трошиной Н.А., УФССП России по Ульяновской области.
Требования мотивированы следующим. Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27.08.2012 года по делу №2-1195/4/2012 на Правительство Ульяновской области, администрацию МО «Теренгульский район», Муниципальное учреждение отдел образования МО «Теренгульский район», МОУ «Красноборская средняя (полная) общеобразовательная школа возложена обязанность установить в образовательном учреждении тревожную сигнализацию (кнопка экстренного вызова сотрудника полиции). 04.12.2012 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производство УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство № в отношении Правительства Ульяновской области на основании исполнительного листа серии ВС № от 20.11.2012 года.
02.12.2013 года вынесено постановление о взыскании с Правительства Ульяновской области исполнительского сбора. С данным постановлением административный истец не согласен, поскольку ранее постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производство Трошиной Н.А. от 13.07.2021 года Правительству Ульяновской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 20.01.2022 года. Вместе с тем, в адрес судебного пристава-исполнителя неоднократно направлялись письма о принимаемых Правительством Ульяновской области мерах по исполнению решения Сенгилеевсокго районного суда Ульяновской области от 27.08.2012 года. Кроме того, была заверена копия договора от 01.01.2019 года, подтверждающая факт исполнения решения суда.
Административный истец просит освободить Правительство Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
В судебное заседание представитель административного истца, представители заинтересованных лиц прокуратуры Теренгульского района Ульяновской области, МОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа» МО «Теренгульский район» Ульяновской области, МУ Отдел образования МО «Теренгульский район» Ульяновской области, административный ответчик, представитель административного соответчика УФССП России по Ульяновской области не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Трошина Н.А. представила в суд заявление о рассмотрении дело в свое отсутствие, против удовлетворения административного иска возражает.
Представители МОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа» МО «Теренгульский район» Ульяновской области, МОУ «Красноборская средняя общеобразовательная школа» МО «Теренгульский район» Ульяновской области представили в суд заявления о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд определил рассмотреть административное дело по существу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что решением Сенгилеевской районного суда Ульяновской области от 27.08.2012 года по делу №2-1195/4/2012 на Правительство Ульяновской области, администрацию МО «Теренгульский район», Муниципальное учреждение отдел образования МО «Теренгульский район», МОУ «Красноборская средняя (полная) общеобразовательная школа возложена обязанность установить в образовательном учреждении тревожную сигнализацию (кнопка экстренного вызова сотрудника полиции).
Решение суда вступило в законную силу 06.11.2012 года.
04.12.2012 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство № в отношении Правительства Ульяновской области на основании исполнительного листа серии ВС № от 20.11.2012 года.
Из п.п.2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением указанного постановления о возбуждении исполнительного производства, 02.12.2013 года судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании с Правительства Ульяновской области исполнительского сбора в сумме 5 000 руб.
Вместе с тем, оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела стороной должника по исполнительному производству предпринимались действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. Сведений об уклонении должником по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат.
Из материалов исполнительного производства № усматривается, что Правительству Ульяновской области неоднократно на основании определений суда от 30.07.2013 года, от 13.03.2014 года, от 30.10.2014 года предоставлялась отсрочка по исполнению решения Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27.08.2012 года, что свидетельствует о невозможности исполнить требования исполнительного документа в 5-ти дневный срок.
На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у Правительства Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – Правительства Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от исполнительского сбора по постановлению от 02.12.2013 года.
Руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
административный иск Правительства Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Правительство Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 02.12.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Алексеева
срок принятия решения в окончательной форме 02.03.2022 года