Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-591/2018 ~ М-569/2018 от 22.03.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

23 апреля 2018 года г. Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сорокиной А.А.,

при секретаре Березовской О.В.,

с участием

представителя истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Каребиной С.И.,

истца Панова А.В.,

представителя ответчика Галковой С.А.,

представителя третьего лица Криулиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шуйского межрайонного прокурора в интересах Панова А.В. к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области и Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Панова А.В. с иском к Департаменту социальной защиты населения Ивановской области и Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, в котором просил обязать Департамент социальной защиты населения Ивановской области выделить денежные средства, в размере, необходимом для приобретения жилого помещения администрацией Перемиловского сельского поселения для Панова А.В., а Перемиловское сельское поселение Шуйского муниципального района Ивановской области обязать предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям для Панова А.В..

Данные требования истец мотивировал следующим: согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона от 29.12.2012 № 15-ФЗ, вступавшего в силу с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социально найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социально найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находиться место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных выше и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях. На основании ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего федерального закона (то есть до 01.01.2013 г.). В соответствии с п. 2 ст. 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Органы местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, вправе: получать субвенции из областного бюджета для исполнения переданных им государственных полномочий; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Установлено, что Панов А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. С ноября 2006 года Панов А.В. состоит в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Постановлением от 01.10.2009 № 57А главы администрации Перемиловского сельского поселения Панов А.В. поставлен на учет в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Во исполнение ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Администрация Перемиловского сельского поселения обязана предоставить Панову А.В. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, однако до настоящего времени этого не сделано. Таким образом, бездействие Администрации Перемиловского сельского поселения нарушает принадлежащее Панову А.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, право на обеспечение жильем. Поскольку от Панова А.В. имеется обращение о нарушении его жилищных прав, прокурор обращается в суд для защиты его прав и законных интересов согласно ст. 45 ГПК РФ. Исходя из указанных положений действующего законодательства, истец просит удовлетворить заявленные требования.

В ходе рассмотрения дела Шуйским межрайонным прокурором заявленные требования были уточнены, и прокурор просил привлечь Департамент социальной защиты населения Ивановской области к участию в деле в качестве третьего лица, а также просил суд обязать Администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям для Панова А.В..

В судебном заседании представитель истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Каребина С.И. пояснила суду, что поддерживает уточненные заявленные требования и просит суд возложить на Администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области обязанность. Данные требования просит удовлетворить исходя из изложенного в исковом заявлении. Шуйской межрайонной прокуратурой было установлено, что Панов А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. С 31.08.2003 г. по 31.08.2012 г. Панов А.В. находился в детском доме-школе, с 01.09.2012 г. он поступил на обучение в Шуйский филиал ИВПЭК. С ноября 2006 года Панов А.В. состоит в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. Постановлением от 01.10.2009 № 57А главы администрации Перемиловского сельского поселения Панов А.В. поставлен на учет в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилых помещениях. До настоящего времени Панов А.В. жилым помещением в соответствии с требованиями закона не обеспечен.

Истец Панов А.В. поддержал уточненные заявленные прокурором требования, а также пояснил, что он зарегистрирован в жилье, которое непригодно для проживания. Другого жилья у него нет. Он стоит в очереди на предоставление специализированного жилого помещения. До настоящего времени он жильем не обеспечен.

Представитель ответчика Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Галкова С.А. пояснила суду, что Администрация поселения согласна с уточненными заявленными требованиями и обеспечит Панова А.В. жильем при условии выделения денежных средств на приобретение соответствующего жилья. Своих денежных средств у Администрации поселения на приобретение жилья Панову А.В. нет.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области Криулина А.М. пояснила суду, что Департамент возражает против удовлетворения уточненных заявленных требований, поскольку Законом Ивановской области от 11 декабря 2017 года №96-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» распределены субвенции бюджетам городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов Ивановской области, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Согласно Закону средства на реализацию вышеуказанных полномочий Перемиловскому сельскому поселению на 2018 год не предусмотрены, при этом на 2020 год запланировано выделение денежных средств на данные цели в размере 2025408 рублей. Бюджетные ассигнования предоставляются во исполнение областного бюджета. Главный распределитель бюджетных средств не обладает правом на самостоятельное изменение неустановленных способом закона о бюджете. Кроме того, Департамент не согласен с заявленными требованиями, поскольку Панов А.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, состоит в очереди на получение жилья. В общей очереди его номер 710, а по Перемиловскому сельскому поселению Шуйского района – 5. При вынесении решения об удовлетворении требований нарушается очередность предоставления жилья.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные уточненные требования подлежат удовлетворению.

В ходе судебного заседания было установлено, что Панов А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Согласно информации, предоставленной ТУСЗН по г.о. Шуя и Шуйскому муниципальному району Панов А.В., **** года рождения отнесен к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основания: мать ******* лишена родительских прав решением Шуйского городского суда Ивановской области от 04 февраля 2003 года, отец ****** признан безвестно отсутствующим решением Шуйского городского суда Ивановской области от 10 июля 2003 года, а в дальнейшем признан умершим решением Шуйского городского суда от 04 августа 2011 года.

На основании Постановления Главы администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 01 октября 2009 года №57 А Панов А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, общая очередь № 15, льготная № 2, и включен в список детей- сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.

Департаментом социальной защиты населения Ивановской области Панов А.В. также включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, по состоянию на 2.04.2018г. истец состоит на учете под номером 710, по Перемиловскому сельскому поселению Шуйского района - под номером 5.

Истец обратился с заявление о предоставлении ему жилого помещения. Однако администрация Шуйского муниципального района Ивановской области сообщила, что по мере выделения средств из областного бюджета Панов А.В. будет обеспечен отдельным благоустроенным жильем по договору специализированного найма в порядке очередности.

Истец жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет. Истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: …

Однако согласно акта проверки жилищных условий от 12 апреля 2018 года следует, что дом, расположенный по указанному адресу бесхозный и находится в состоянии не пригодном для проживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке».

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15- ФЗ) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву", либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Аналогичные положения содержаться и в ст. 8 Закона Ивановской области от 14.03.1997 года № 7-03 (ред. от 29 ноября 2016 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области».

Таким образом, как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом в действующем законодательстве не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан. Следовательно, обеспечение возможности осуществления такого права указанных лиц должно быть реализовано непосредственно после его возникновения.

Установленный Законом Ивановской области от 14.03.1997 года № 7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц.

Проанализировав представленные по делу доказательства, исходя из указанных положений действующего законодательства, суд считает, что заявленные уточнены требования подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено, что Панов А.В. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которому исполнилось 18 лет, у него отсутствует жилое помещение в собственности или найме, и он подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с положениями Федерального Закона от 21 декабря 1996 года и положениями Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года. До настоящего времени Панов А.В. жильем не обеспечен в связи с отсутствием финансирования, однако данное обстоятельство не является основанием для неисполнения положений действующего законодательства и не предоставления жилого помещения Панову А.В.

Исходя из изложенного суд считает необходимым возложить на Администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района в соответствии с возложенными на администрацию полномочиями обеспечить Панова А.В. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения

Суд считает, что доводы представителя Департамента социальной защиты населения Ивановской области, по которым Департамент возражает против удовлетворения заявленных требований, не обоснованы и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимо удовлетворить заявленные требования истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить уточненные заявленные в интересах Панова А.В. Шуйским межрайонным прокурором требования.

Обязать Администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области предоставить Панову А.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись А.А. Сорокина

СОГЛАСОВАНО:

СУДЬЯ: А.А. Сорокина

2-591/2018 ~ М-569/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шуйский межрайпрокурор
Панов Андрей Владимирович
Ответчики
Администрация Перемиловского сельского поселения
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Сорокина Анна Анатольевна
Дело на странице суда
shuisky--iwn.sudrf.ru
22.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2018Передача материалов судье
23.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2018Судебное заседание
23.04.2018Судебное заседание
27.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2018Дело оформлено
18.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее