Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-413/2021 от 29.01.2021

Судья Летов Е.Н. Дело № 33-413/2021

№2-241/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2021 г. город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старцевой С.А.

судей Букаловой Е.А., Второвой Н.Н.

при секретаре Лобовой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Реутовой О.А. к администрации Глазуновского района Орловской области о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Реутовой О.А. на решение Глазуновского районного суда Орловской области от 26 ноября 2020 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., объяснения представителя истца Реутовой О.А. ФИО14, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Реутова О.А. обратилась в суд с иском к администрации Глазуновского района Орловской области о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указала, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, однако, несмотря на неоднократные обращения к ответчику не была поставлена на соответствующий учет и до настоящего времени жильем не обеспечена.

На основании изложенного просила суд восстановить срок на подачу заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен орган опеки и попечительства Управления образования администрации Глазуновского района Орловской области.

Разрешая спор, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Реутова О.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Полагает, что суд не дал оценки ее неоднократным обращениям в устной форме к ответчику с просьбой о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 2011 г., подтвержденным показаниями свидетелей ФИО11, ФИО10 и ФИО8

Указывает на отсутствие доказательств ее необращения к ответчику в 2011 г. со стороны последнего, находя не соответствующим действительности вывод суда о непредоставлении ею доказательств своего обращения в администрацию Глазуновского района Орловской области.

Считает имеющим значение тот факт, что она до настоящего времени не является правообладателем недвижимости на территории Орловской области

В судебное заседание стороны, третье лицо, извещенные о слушании дела, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Истец реализовала свое право на участие в деле через своего представителя. От представителей ответчика и третьего лица представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как установлено судом, решением Глазуновского районного суда Орловской области мать Реутовой О.А. (Кулачихиной), <дата> рождения, ФИО5 лишена родительских прав в отношении нее и еще троих несовершеннолетних детей: ФИО10, ФИО6, ФИО19.

Опекуном ФИО9 был назначен ее дедушка ФИО7

Те обстоятельства, что детей, включая истца, ФИО5 родила вне брака и отцовство в отношении них не устанавливалось никем не оспаривались.

<дата> ФИО8 и ФИО9 заключили брак, истцу присвоена фамилия «ФИО17».

Истец проживает и зарегистрирована с <дата> в доме дедушки по адресу: <адрес>. Совместно с ней по данному адресу зарегистрированы дочь, сын и два брата.

<дата> Реутова О.А. обратилась в администрацию Глазуновского района Орловской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако постановлением администрации Глазуновского района Орловской области от <дата> ей в этом было отказано, поскольку на дату обращения она достигла 31 года и в настоящее время не относится к указанной категории граждан.

Также в материалах дела имеются копии документов, свидетельствующих о подаче истцом в 2014 г. главе сельского поселения заявления о постановке ее на учет нуждающихся в жилье по программе обеспечения жильем молодых семей и об исключении ее семьи из указанной программы ввиду обеспеченности членов ее семьи жилой площадью 12,6 кв.м (62,92 кв.м :5), то есть более учетной нормы.

Из копии журнала регистрации заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Глазуновского района следует, что сестра истца ФИО10 постановлением администрации Глазуновского района от <дата> была включена в список нуждающихся в жилье, а в протоколе судебного заседания от <дата> отражены показания данного лица как свидетеля о том, что после получения в 2018 г. ею (ФИО10) квартира ее сестра (Реутова О.А.) начала узнавать о возможности получения жилья для себя. Данные показания были подтверждены самой Реутовой О.А. в том же судебном заседании, замечаний на протокол судебных заседаний не подавалось.

С целью проверки доводов истца суд первой инстанции допросил ряд свидетелей, в том числе ФИО11 (главный специалист администрации Сеньковского сельского поселения) и Свидетель №1 (глава Сеньковского сельского поселения), указавших на отсутствие обращений Реутовой О.А. по факту предоставления ей жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 2011 г. и вплоть до 2020г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Реутова О.А. до <дата>, то есть, до достижения ею возраста 23 лет не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и доказательств ее письменных обращений в период с 18 до 23 лет к ответчику с соответствующим заявлением не предоставлено, как не представлено доказательств наличия причин для восстановления ей пропущенного срока.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение лиц указанной категории было закреплено указанным федеральным законом также в редакциях, действовавших на момент достижения Реутовой О.А. 18 и 23 лет.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Статья 1 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предполагала, что лицам вышеуказанной категории, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области.

При этом жилое помещение предоставляется лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Орловской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона (ч.ч.1, 2).

Статьей 2 указанного закона (в первоначальной редакции) для принятия на учет лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, предусматривалось предоставление следующих документов: 1) заявление лица, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия; 2) ходатайство администрации соответствующего учреждения, опекуна, попечителя, приемного родителя, если лицо, указанное в части 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним; 3) паспорт гражданина Российской Федерации или документы, заменяющие паспорт гражданина Российской Федерации, к которым в соответствии с настоящим Законом относятся: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации; 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах лица, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона, либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества; 5)копии документов, подтверждающих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6) справка из соответствующего учреждения о пребывании лица в этом учреждении; 7) иные документы в соответствии с действующим законодательством.

Данные документы должны быть представлены в соответствующие органы местного самоуправления не позднее чем за год до окончания пребывания лица в соответствующих учреждениях, приемной семье, окончания срока установления опеки (попечительства) либо достижения им совершеннолетия. Документы подаются самостоятельно лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия либо администрацией соответствующего учреждения, опекуном, попечителем, приемным родителем, если лицо, указанное в части 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним (ч.ч. 1, 2).

В свою очередь ч.1 ст. 3 Закона Орловской области от 6 февраля 2006 г. №573?ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в редакции на момент достижения истцом совершеннолетия) устанавливала, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма признаются граждане:1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания (приведенного в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации), при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, для признания истца нуждающимся в жилом помещении и постановки его на соответствующий учет, уполномоченный орган должен располагать прежде всего соответствующим заявлением претендующего на предоставление жилья лица и документами, позволяющими оценить его право на обеспечение жильем.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21декабря1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Материалами дела подтверждено и не опровергнуто Реутовой О.А., что в период с 2007 по 2012 год с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в специализированном жилом помещении в уполномоченный орган она не обращалась. На момент обращения истца <дата> к ответчику с таким заявлением она достигла возраста 31 года. За защитой своего права в судебном порядке истец также впервые обратилась лишь <дата>

При этом доказательств наличию каких-либо уважительных причин, препятствовавших обращению в уполномоченный орган с соответствующим заявлением в течение более 10 лет с момента достижения совершеннолетия, представлено не было.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности ответчиком факта ее необращения как основанные на неверном толковании ст.ст. 12 и 56 ГПК РФ, возлагающих именно на истца бремя доказывания своей позиции и обстоятельств, на которые она ссылается, отклоняются судебной коллегией.

Вопреки доводам жалобы, надлежащую правовую оценку суда получили все добытые по делу доказательства, в том числе свидетельские показания. Субъективное желание истца трактовать их в свою пользу не является основанием для отмены судебного акта.

Довод жалобы о необеспеченности Реутовой О.А. на территории Орловской области жилым помещением противоречит фактическим обстоятельствам (проживает в доме деда после его смерти и доказательства правопритязаний на него иных лиц отсутствуют) и сам по себе не является правовым основанием для предоставления ей жилья по основаниям, приведенным выше, при изложенных обстоятельствах.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска является обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и доказательств, их подтверждающих, несостоятельными.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Глазуновского районного суда Орловской области от 26ноября2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Реутовой О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Летов Е.Н. Дело № 33-413/2021

№2-241/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2021 г. город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старцевой С.А.

судей Букаловой Е.А., Второвой Н.Н.

при секретаре Лобовой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Реутовой О.А. к администрации Глазуновского района Орловской области о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Реутовой О.А. на решение Глазуновского районного суда Орловской области от 26 ноября 2020 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Букаловой Е.А., объяснения представителя истца Реутовой О.А. ФИО14, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Реутова О.А. обратилась в суд с иском к администрации Глазуновского района Орловской области о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указала, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, однако, несмотря на неоднократные обращения к ответчику не была поставлена на соответствующий учет и до настоящего времени жильем не обеспечена.

На основании изложенного просила суд восстановить срок на подачу заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен орган опеки и попечительства Управления образования администрации Глазуновского района Орловской области.

Разрешая спор, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Реутова О.А. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Полагает, что суд не дал оценки ее неоднократным обращениям в устной форме к ответчику с просьбой о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 2011 г., подтвержденным показаниями свидетелей ФИО11, ФИО10 и ФИО8

Указывает на отсутствие доказательств ее необращения к ответчику в 2011 г. со стороны последнего, находя не соответствующим действительности вывод суда о непредоставлении ею доказательств своего обращения в администрацию Глазуновского района Орловской области.

Считает имеющим значение тот факт, что она до настоящего времени не является правообладателем недвижимости на территории Орловской области

В судебное заседание стороны, третье лицо, извещенные о слушании дела, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Истец реализовала свое право на участие в деле через своего представителя. От представителей ответчика и третьего лица представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В этой связи судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Как установлено судом, решением Глазуновского районного суда Орловской области мать Реутовой О.А. (Кулачихиной), <дата> рождения, ФИО5 лишена родительских прав в отношении нее и еще троих несовершеннолетних детей: ФИО10, ФИО6, ФИО19.

Опекуном ФИО9 был назначен ее дедушка ФИО7

Те обстоятельства, что детей, включая истца, ФИО5 родила вне брака и отцовство в отношении них не устанавливалось никем не оспаривались.

<дата> ФИО8 и ФИО9 заключили брак, истцу присвоена фамилия «ФИО17».

Истец проживает и зарегистрирована с <дата> в доме дедушки по адресу: <адрес>. Совместно с ней по данному адресу зарегистрированы дочь, сын и два брата.

<дата> Реутова О.А. обратилась в администрацию Глазуновского района Орловской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако постановлением администрации Глазуновского района Орловской области от <дата> ей в этом было отказано, поскольку на дату обращения она достигла 31 года и в настоящее время не относится к указанной категории граждан.

Также в материалах дела имеются копии документов, свидетельствующих о подаче истцом в 2014 г. главе сельского поселения заявления о постановке ее на учет нуждающихся в жилье по программе обеспечения жильем молодых семей и об исключении ее семьи из указанной программы ввиду обеспеченности членов ее семьи жилой площадью 12,6 кв.м (62,92 кв.м :5), то есть более учетной нормы.

Из копии журнала регистрации заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Глазуновского района следует, что сестра истца ФИО10 постановлением администрации Глазуновского района от <дата> была включена в список нуждающихся в жилье, а в протоколе судебного заседания от <дата> отражены показания данного лица как свидетеля о том, что после получения в 2018 г. ею (ФИО10) квартира ее сестра (Реутова О.А.) начала узнавать о возможности получения жилья для себя. Данные показания были подтверждены самой Реутовой О.А. в том же судебном заседании, замечаний на протокол судебных заседаний не подавалось.

С целью проверки доводов истца суд первой инстанции допросил ряд свидетелей, в том числе ФИО11 (главный специалист администрации Сеньковского сельского поселения) и Свидетель №1 (глава Сеньковского сельского поселения), указавших на отсутствие обращений Реутовой О.А. по факту предоставления ей жилья как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по состоянию на 2011 г. и вплоть до 2020г.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Реутова О.А. до <дата>, то есть, до достижения ею возраста 23 лет не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и доказательств ее письменных обращений в период с 18 до 23 лет к ответчику с соответствующим заявлением не предоставлено, как не представлено доказательств наличия причин для восстановления ей пропущенного срока.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение лиц указанной категории было закреплено указанным федеральным законом также в редакциях, действовавших на момент достижения Реутовой О.А. 18 и 23 лет.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживающие на территории соответствующего муниципального образования, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

Статья 1 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предполагала, что лицам вышеуказанной категории, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области.

При этом жилое помещение предоставляется лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Орловской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона (ч.ч.1, 2).

Статьей 2 указанного закона (в первоначальной редакции) для принятия на учет лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, предусматривалось предоставление следующих документов: 1) заявление лица, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия; 2) ходатайство администрации соответствующего учреждения, опекуна, попечителя, приемного родителя, если лицо, указанное в части 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним; 3) паспорт гражданина Российской Федерации или документы, заменяющие паспорт гражданина Российской Федерации, к которым в соответствии с настоящим Законом относятся: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации; 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах лица, указанного в части 1 статьи 1 настоящего Закона, либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества; 5)копии документов, подтверждающих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 6) справка из соответствующего учреждения о пребывании лица в этом учреждении; 7) иные документы в соответствии с действующим законодательством.

Данные документы должны быть представлены в соответствующие органы местного самоуправления не позднее чем за год до окончания пребывания лица в соответствующих учреждениях, приемной семье, окончания срока установления опеки (попечительства) либо достижения им совершеннолетия. Документы подаются самостоятельно лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия либо администрацией соответствующего учреждения, опекуном, попечителем, приемным родителем, если лицо, указанное в части 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним (ч.ч. 1, 2).

В свою очередь ч.1 ст. 3 Закона Орловской области от 6 февраля 2006 г. №573?ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в редакции на момент достижения истцом совершеннолетия) устанавливала, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма признаются граждане:1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания (приведенного в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации), при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, для признания истца нуждающимся в жилом помещении и постановки его на соответствующий учет, уполномоченный орган должен располагать прежде всего соответствующим заявлением претендующего на предоставление жилья лица и документами, позволяющими оценить его право на обеспечение жильем.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21декабря1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Материалами дела подтверждено и не опровергнуто Реутовой О.А., что в период с 2007 по 2012 год с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в специализированном жилом помещении в уполномоченный орган она не обращалась. На момент обращения истца <дата> к ответчику с таким заявлением она достигла возраста 31 года. За защитой своего права в судебном порядке истец также впервые обратилась лишь <дата>

При этом доказательств наличию каких-либо уважительных причин, препятствовавших обращению в уполномоченный орган с соответствующим заявлением в течение более 10 лет с момента достижения совершеннолетия, представлено не было.

Доводы апелляционной жалобы о недоказанности ответчиком факта ее необращения как основанные на неверном толковании ст.ст. 12 и 56 ГПК РФ, возлагающих именно на истца бремя доказывания своей позиции и обстоятельств, на которые она ссылается, отклоняются судебной коллегией.

Вопреки доводам жалобы, надлежащую правовую оценку суда получили все добытые по делу доказательства, в том числе свидетельские показания. Субъективное желание истца трактовать их в свою пользу не является основанием для отмены судебного акта.

Довод жалобы о необеспеченности Реутовой О.А. на территории Орловской области жилым помещением противоречит фактическим обстоятельствам (проживает в доме деда после его смерти и доказательства правопритязаний на него иных лиц отсутствуют) и сам по себе не является правовым основанием для предоставления ей жилья по основаниям, приведенным выше, при изложенных обстоятельствах.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска является обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и доказательств, их подтверждающих, несостоятельными.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Глазуновского районного суда Орловской области от 26ноября2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Реутовой О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-413/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Реутова Ольга Александровна
Ответчики
Администрация Глазуновского района
Другие
орган опеки и попечительства Управления образования администрации Глазуновского района Орловкой области
Дворянова Л.А.
Суд
Орловский областной суд
Судья
Букалова Елена Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
01.02.2021Передача дела судье
17.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее