Дело № 2-5668/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2011 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,
при секретаре Валехматовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора к Администрации Советского района г. Красноярска о понуждении в совершении действий по ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский природоохранный прокурор (далее Прокурор) обратился в суд с иском (в интересах неопределенного круга лиц) к Администрации Советского района г. Красноярска о понуждении последнего в принятии исчерпывающих мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в районе <адрес> в г. Красноярске объемом 16 тыс. куб.м путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что непринятие мер по выявлению и устранению данной несанкционированной свалки и несоблюдение норм природоохранного законодательства Администрацией Советского района г. Красноярска (как органом, уполномоченным в силу постановления Администрации г.Красноярска от 04.04.2003 года №124 ( в ред. от 22.08.2008 года по осуществлению муниципального контроля за организацией вывоза, утилизации, переработкой бытовых и промышленных отходов) нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, он был вынужден обратиться в суд с данным иском.
В судебном заседании представитель истца – Трофимов С.И. вышеназванные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Советского района г. Красноярска – Масловский А.Е. (по доверенности от 11.01.11 года) возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом не отрицал, что обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок возложена на администрацию района.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст. 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10..01.2002 г. №7-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 года), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.35 вышеуказанного ФЗ, при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 51 данного ФЗ, определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которой, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещается, в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.1.13, 1.8 «Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в городе Красноярске» (утв. постановлением Администрации г. Красноярска № 444 от 25.05.2006 года, в ред. постановлений Администрации г. Красноярска N 89, от 07.05.2007 N 265, от 19.03.2008 N 154, от 24.02.2009 N 55, от 08.07.2010 №287), несанкционированное размещение всех видов отходов в городе, в том числе на землях общего пользования, санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, водоохранных зонах водных объектов, территориях садоводческих обществ и прилегающих к ним землях, запрещено. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством. Условия и способы проведения указанных работ должны соответствовать санитарным, экологическим и иным требованиям, быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (в ред. от 30.12.2008, с изменениями от 01.01.2010 года), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
При этом, исходя из требований ст. 8 вышеуказанного ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с постановлением Администрации г. Красноярска от 04.04.2003 года №124 «О муниципальном контроле за использованием земель на территории города Красноярска» (в ред. от 09.02.2004 года), определены специально уполномоченные органы, осуществляющие муниципальный контроль. К одному из таких органов относится администрации районов в городе. Указанным Постановлением на администрации районов в городе возложены, в пределах их компетенции, обязанности по осуществлению муниципального контроля за соблюдением на территории соответствующего района порядка, исключающего захламление земельных участков. При этом, должностные лица и специалисты, осуществляющие муниципальный контроль, обязаны:
- принимать меры, обеспечивающие эффективное целевое использование земельных участков землевладельцами, землепользователями, арендаторами и собственниками земли;
- направлять в компетентные органы достоверную информацию о результатах своей деятельности по осуществлению муниципального контроля за использованием земель ( п.8).
Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 г. №46-р (в ред. от 29.04.2011 года) утверждено положение об Администрации района г. Красноярска, согласно которому, Администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
Основными задачами районной администрации в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством являются:
- содействие наиболее эффективному и рациональному функционированию объектов городского хозяйства на территории района; осуществление контроль за соблюдением правил благоустройства, содержания территорий и строений физическими и юридическими лицами; организация и контроль работы по своевременному вывозу мусора от индивидуальных жилых домов; организация работы по благоустройству дворов, ремонту подъездов, объектов благоустройства, объектов социальной и производственной инфраструктуры в пределах средств, предусмотренных бюджетом города
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой, было установлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в районе дома <адрес> г. Красноярска объемом 16 тыс. куб.м, площадью 8 тыс. кв.м, о чем 31.05.2011 года был составлен акт.
Исходя из п. 3.9 Положения «Об отделах: архитектуры и строительства; муниципальной собственности и землепользования об отделах: архитектуры и строительства; муниципальной собственности и землепользования» (утв. распоряжением администрации Советского района г. Красноярска №396/1 от 28.03.2008 года), отдел муниципальной собственности и землепользования ведет учет земель на территории района, занимаемых несанкционированными свалками. Определяет землепользователей на захламленных территориях района, составляет протоколы административных правонарушений и направляет их в судебные инстанции, информирует департамент городского хозяйства администрации города и другие структуры.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении данного иска, указывая на то, что Администрация Советского района г. Красноярска не предпринимает попыток к ликвидации свалок; жители <адрес> в г. Красноярске обращаются в прокуратуру с жалобами.
Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил, что данная свалка не включена в перечень муниципальных контрактов № 5 и № 6 на ликвидацию в 2011 году.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства дела, учитывая то, что в судебном заседании установлены нарушения ответчиком в области соблюдения законодательства об охране окружающей среды, которые в настоящий период не устранены и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц- граждан; принимая во внимание, что удовлетворение требований прокурора не противоречит общественным интересам, направлено на его защиту; в настоящее время несанкционированная свалка зафиксирована при проверки природоохранной прокуратуры ( акт от 31.05.2011 года), на момент рассмотрения данного дела не ликвидирована, в рамках ст. 56 ГПК РФ, доказательств обратного суду не представлена, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора следует удовлетворить, обязав орган местного самоуправления в лице Администрации Советского района г. Красноярска ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в районе <адрес> в г. Красноярске объемом 16 тыс. куб.м, путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать орган местного самоуправления в лице Администрации Советского района г. Красноярска ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в районе <адрес> в г. Красноярске объемом 16 тыс. куб.м, путем сбора и вывоза несанкционированно-размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в течении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения ( т.е. с 02.08.2011 года).
Председательствующий: А.Л. Елисеева