РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Завитинск 12 января 2017 года
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего Песковец Е.А.
с участием:
помощника прокурора Завитинского района Тимошенко А.В.
представителя ответчика -
общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» Кардаш Е.Ю.
действующей на основании доверенности от 01.01.2017,
представителя соответчика - администрации городского
поселения «Город Завитинск» Зуфальной Е.В.,
действующей на основании доверенности от 24.10.2016 № 2404,
при секретаре Манько Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завитинского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей города Завитинска Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловик» и администрации городского поселения «Город Завитинск» о возложении обязанности на ООО «Тепловик» обеспечить в ходе прохождения отопительного периода 2016-2017 годов наличие неснижаемого нормативного запаса твёрдого топлива (угля) на котельных № 2, №7, №9 г. Завитинска Амурской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц – жителей города Завитинска Амурской области обратился в суд с данным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловик» и администрации городского поселения «Город Завитинск», в обоснование указав, что прокуратурой Завитинского района проведена проверка исполнения ООО «Тепловик» законодательства о теплоснабжении в ходе прохождения на территории Завитинского района отопительного периода 2016-2017 годов. На основании распоряжения главы Завитинского района от 29.09.2016 №203 «О начале отопительного периода 2016-2017 гг. на территории Завитинского района» распоряжением главы городского поселения «Город Завитинск» от 28.09.2016 №118 «О начале отопительного периода 2016-2017 гг.» на территории городского поселения «Город Завитинск» начат отопительный сезон 2016-2017 годов с 30.09.2016. Между администрацией городского поселения «Город Завитинск» и ООО «Тепловик» 18.08.2015 заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью городского поселения, на основании которого (соглашения) ООО «Тепловик» переданы во владение котельные № 2, № 7, № 9 г.Завитинска, осуществляющие обеспечение жителей г. Завитинска тепловой энергией в отопительный период. Так, согласно информации администрации городского поселения «Город Завитинск» указанные котельные предоставляют коммунальную услугу отопления в 60 жилых домов (в которых проживает 661 гражданин), МБДОУ д/с №4 г. Завитинска, автовокзал г.Завитинска. Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 30.01.2015 №5-пр/н «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов создания запасов топлива на котельных на 2015 — 2016 годы» для котельных ООО «Тепловик» № 2, № 7, № 9 определены нормативы создания запасов топлива (угля) на 2016 год: неснижаемый запас топлива - 0,268 тыс. тонн, общий запас топлива - 1,868 тыс. тонн, в том числе эксплуатационный - 1,600 тыс. тонн.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности; индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Статьёй 4 Закона РФ от 07.02.1999 №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять услугу, соответствующую по качеству требованиям, предусмотренным законами или в установленном ими порядке. Вместе с тем, ООО «Тепловик» не приняты достаточные меры по обеспечению неснижаемого запаса топлива на котельных г. Завитинска, что создаёт угрозу бесперебойному теплоснабжению потребителей коммунальной услуги отопления г. Завитинска. Так, в ходе проверки прокуратурой Завитинского района 07.12.2016 установлено, что на котельной №2 г. Завитинска нормативный запас топлива составляет - 105 тонн (при среднесуточном расходе топлива на котельной - 30 тонн в сутки), на котельной № 7 г. Завитинска нормативный запас топлива составляет - 18 тонн (при среднесуточном расходе топлива на котельной – 7,5 тонн в сутки), на котельной № 9 г. Завитинска нормативный запас топлива; составляет - 85 тонн (при среднесуточном расходе топлива на котельной - 16 тонн в сутки). Данные объёмы обеспечат работу котельных в течение 3-6 суток. Согласно положениям статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов. В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 28.05.2008 №400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативного запаса топлива.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 утверждён порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии. Согласно п.2 данного приказа, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
В соответствии с п. 15 п. 18 приказа Минэнерго России от 10.08.2012 №377 ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому. Норматив создания запасов топлива для организаций определяется на срок до следующей сезонной поставки топлива.
В силу п. 21 приказа Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 для расчёта размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твёрдому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.
В соответствии со ст. 3 ч.1 Федерального закона «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надёжности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ч.4 ст.3 Жилищного кодекса РФ, никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Таким образом, не принятие ООО «Тепловик» достаточных мер по обеспечению необходимого нормативного запаса топлива на котельных г. Завитинска может привести к нарушению прав неопределённого круга лиц (собственников и владельцев жилых помещений) на предоставление коммунальных услуг отопления надлежащего качества и в необходимом объёме в отопительный период 2016-2017 гг., что не допустимо.
Прокуратурой Завитинского района в связи с непринятием ООО «Тепловик» достаточных мер по обеспечению котельных нормативным запасом топлива 28.11.2016 в адрес генерального директора ООО «Тепловик» внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, до настоящего времени нормативный запас твёрдого топлива на котельных не создан.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. С учётом того, что нарушенные права граждан – жителей г. Завитинска Амурской области на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией в силу своего характера в будущем не могут быть восстановлены, а также с учётом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий в виде срыва отопительного сезона 2016-2017 годов просит обратить решение суда к немедленному исполнению. Просит возложить на ООО «Тепловик» обязанность обеспечить в ходе прохождения отопительного периода 2016-2017 годов наличие неснижаемого нормативного запаса твёрдого топлива (угля) на котельных № 2, № 7, №9 г. Завитинска Амурской области в количестве, обеспечивающем работу котельных в течение 45 суток.
Представитель соответчика - администрации городского поселения «Город Завитинск» на иск прокурора Завитинского района подал отзыв, в котором указал, что не согласен с данным иском по следующим основаниям. Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселений, в целях реализации которых между администрацией городского поселения «Город Завитинск» и ООО «Тепловик» 18.08.2015 в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью городского поселения «Город Завитинск» было заключено концессионное соглашение, согласно которому ООО «Тепловик» переданы во владение котельные, расположенные в г. Завитинске: № 2 (расположена по ул. Степная, 2 г), № 7 (расположена по ул. Луговая, 2 А), № 9 (расположена по ул. Пролетарская, 4). В период действия данного соглашения ООО «Тепловик» обязуется осуществлять производство, передачу и реализацию тепловой энергии потребителям с использованием котельных №№ 2, 7, 9. На основании распоряжения главы городского поселения «Город Завитинск» от 28.09.2016 «О начале отопительного периода 2016-2017 гг.» на территории городского поселения «Город Завитинск» с 30.09.2016 начат отопительный сезон 2016-2017 гг.. В целях определения оценки готовности котельных, находящихся в муниципальной собственности городского поселения «Город Завитинск», к отопительному периоду 2016-2017 гг. в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 №103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду», распоряжением главы городского поселения «Город Завитинск» от 07.06.2016 №62 «Об утверждении программы проведения проверок готовности к отопительному периоду» комиссией по оценке готовности и приёмке объектов социальной сферы, жилого фонда, котельных и сетей, находящихся в муниципальной собственности, и ведомственных котельных, осуществляющих теплоснабжение жилого фонда к отопительному периоду 2016-2017 гг. (утв. распоряжением главы городского поселения «Город Завитинск» от 03.06.2016 №60) 27.10.2016 была проведена проверка котельных №№ 2, 7, 9, по результатам которой комиссия пришла к выводу о готовности указанных котельных к началу отопительного периода, что подтверждается актом проверки готовности, на основании которого администрацией был выдан ООО «Тепловик» паспорт готовности к отопительному периоду 2016-2017 гг. в отношении котельных №№ 2, 7, 9. При этом при проведении проверки ООО «Тепловик» комиссией было установлено наличие нормативных запасов топлива на котельных №2, 7, 9. В соответствии с пунктом 4.1.1. Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Пунктом 11.9 этого же приказа предусмотрено, что энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативного запаса топлива. Согласно требованиям пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 7.09.2003 №170, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твёрдого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», установлен Порядок правил расчёта нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, согласно которому норматив запаса топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Нормативный эксплуатационный запас топлива необходим для надёжной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Расчёт нормативного эксплуатационного запаса топлива производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твёрдое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчёты производятся на 01 октября планируемого года. Для расчёта размера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твёрдому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Таким образом, обязанность по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельных №№ 2, 7, 9 в объёме не менее 45-суточной потребности возложена непосредственно на ООО «Тепловик». Вместе с тем, в целях обеспечения надёжности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и недопущения нарушения прав потребителей на предоставление коммунальных услуг теплоснабжения надлежащего качества и в необходимом объёме в отопительный период 2016-2017 гг. между ООО «Амурская топливная компания «Магистраль-сервис» и администрацией Завитинского района 15.12.2016 было заключено соглашение о взаимодействии по экстренному обеспечению углём котельных Завитинского района, в том числе котельных №№ 2, 7, 9. В рамках указанного соглашения ООО «Амурская топливная компания «Магистраль-сервис» приняло на себя обязательства резервировать уголь для котельных Завитинского района, в том числе для котельных №№ 2, 7, 9 в количестве не менее 300 тонн, а при возникновении экстренной необходимости своими силами и своим автотранспортом оказывать администрации Завитинского района услуги по подвозу угля к котельным, расположенным на территории Завитинского района. Кроме того, формирование и расчёт тарифа в сфере теплоснабжения осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и Приказа Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 №760-э «Об утверждении методических указаний по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения». Согласно общим принципам формирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки. Расчёт необходимой валовой выручки включает в себя расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива ресурсоснабжающими организациями. С учётом вышеизложенного обязанность по обеспечению топливом котельных №2,7, 9 возлагается на ООО «Тепловик» за счёт собственных средств, предусмотренных в тарифе, в том числе и по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива. Просят отказать прокурору Завитинского района в иске к администрации городского поселения «Город Завитинск».
Представитель ответчика ООО «Тепловик» на исковые требования прокурора Завитинского района подал отзыв, в котором указал, что приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 30.01.2015 №5-пр/н «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов создания запасов топлива на котельных на 2015-2016 годы» для котельных ООО «Тепловик» №2,7,9 определены нормативы создания запасов топлива (угля) на 2016 год: неснижаемый запас топлива - 268 тонн; общий запас топлива на 1.10.2016 - 1868 тонн. Фактически на 01.10.2016 на топливный склад было завезено 1250 тонн угля, за период с октября 2016 по 10.01.2017 завезено 3452 тонн угля, общее количество угля, завезённого на топливный склад на 10.01.2017 - 4702 тонны, что составляет 79% от нормативного расхода топлива, необходимого для прохождения отопительного периода 2016-2017 г.г. На 11.01.2017 на складе, расположенном по ул. Степная 2 Г, находится 150 тонн угля, 600 тонн угля (оплачено) находится на складе в г. Райчихинске, организован ежедневный вывоз угля автотранспортом на склад в г. Завитинск. Таким образом, ООО «Тепловик» принимает все посильные меры для обеспечения котельных № 2, 7 и 9 топливом для предоставления коммунальных услуг отопления надлежащего качества и в необходимом объёме, но неплатежи организаций местного бюджета, населения не позволяют это сделать в полном объёме.
В судебном заседании помощник прокурора Завитинского района Тимошенко А.В. поддержал исковые требования в полном объёме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Теплосервис» Кардаш Е.Ю. исковые требования прокурора Завитинского района признала в полном объёме и суду пояснила, что, действительно, в связи с поломкой автотранспорта на 07.12.2016 на предприятии сложилась ситуация, при которой ввезти на три котельных неснижаемый запас топлива не было возможности. Несмотря на то, что топливо подвозилось каждый день, оно расходовалось, и только после 30.12.2016, когда автомобиль был отремонтирован, ситуацию удалось стабилизировать и в настоящее время завезено 270 тонн угля при нормативе 268 тонн. Представитель соответчика администрации городского поселения «Город Завитинск» Зуфальная Е.В. исковые требования прокурора Завитинского района не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления прокурора Завитинского района Амурской области следует, что воспользовавшись указанным правом, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц – к ООО «Тепловик» о возложении на ответчика обязанности обеспечить в ходе прохождения отопительного периода 2016-2017 годов наличие неснижаемого нормативного запаса твёрдого топлива (угля) на котельных № 2, 7, 9 г. Завитинска Амурской области,
Согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 16.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из свидетельств о государственной регистрации права от 28.02.2008 серия 28 АА №218630, 25.04.2008 серия 28АА №215007, 22.07.2014 серия 28АА 826431, постановления главы городского поселения «Город Завитинск» от 24.03.2016 №194 «О присвоении номеров объектам энергоснабжения на территории города Завитинска» следует, что котельная №2, расположенная по ул. Степная 2 Г; котельная №7, расположенная по ул. Луговая, 2; котельная №9, расположенная по ул. Пролетарская, 4 в г.Завитинске являются собственностью городского поселения «Город Завитинск» (л.д.38-42).
Согласно концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью городского поселения «Город Завитинск» Амурской области, от 18.08.2015 муниципальное образование городское поселение «Город Завитинск» Амурской области в лице администрации городского поселения «Город Завитинск» (концедент) передало Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловик» (концессионер) объекты теплоснабжения, указанные в Приложении №1, а именно котельную №2, расположенную по ул. Степная, 2 г; котельную №7, расположенную по ул. Луговая, 2 а; котельную №9, расположенную по ул. Пролетарская, 4, со всем оборудованием и сетями теплоснабжения. При этом концессионер обязуется осуществить производство, передачу и реализацию тепловой энергии потребителям с использованием объектов соглашения, за свой счёт производить работы по созданию объектов, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного имущества (объектов), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок с 18.08.2015 по 17.08.2020 установленные концессионным соглашением права владения и пользования объектами Соглашения для осуществления указанной деятельности (л.д.9 -20).
Факт передачи объектов (котельных №2, 7, 9) концессионного соглашения от муниципального образования городское поселение «Город Завитинск» Амурской области в лице администрации городского поселения «Город Завитинск» концессионеру ООО «Тепловик» подтверждается актом от 18.08.2015 (л.д. 20-22).
Администрацией городского поселения «Город Завитинск» приняты меры по организации теплоснабжения населения путём передачи котельных №2, 7, 9 ООО «Тепловик», основными видами деятельности которого является помимо прочего выработка тепловой электроэнергии, её продажа, обслуживание тепловых сетей и приборов отопления по договорам (п.2.2. Устава ООО «Тепловик») и которое (ООО «Тепловик») зарегистрировано в межрайонной инспекции ФНС №2 по Амурской области в качестве юридического лица и поставлено в налоговый орган на учёт (свидетельство о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения серия 28 №001363425 и свидетельство о государственное регистрации юридического лица серия 28 №001444258), для оказания коммунальных услуг в виде бесперебойного круглосуточного производства и распределения тепловой энергии на территории города Завитинска в 60 жилых домах, в которых проживает 661 гражданин, МБОДО детский сад № 4, автовокзал г. Завитинска в течение отопительного периода.
Согласно распоряжению главы Завитинского района Амурской области от 29.09.2016 №203 «О начале отопительного периода 2016-2017 г.г. на территории Завитинского района» (л.д.26); распоряжению главы городского поселения «Город Завитинск от 28.09.2016 №118 «О начале отопительного периода 2016-2017 г.г.» (л.д.27) руководителям теплоснабжающих организаций городского поселения независимо от формы собственности, в том числе ООО «Тепловик», установлено начало отопительного сезона с 30.09.2016.
Актом проверки готовности к отопительному периоду 2016-2017 г.г. от 27.10.2016 установлена готовность к отопительному периоду котельных №2,7,9, в связи с чем ООО «Тепловик» был выдан паспорт готовности указанных котельных к отопительному периоду 2016-2017 г.г.(л.д.82, 83).
Однако 06.12.2016 администрация Завитинского района обратилась к прокурору Завитинского района с просьбой принять меры прокурорского реагирования к руководителю ООО «Тепловик», поскольку в ходе проверки котельных района был выявлен факт отсутствия нормативного запаса топлива на котельной №2 г. Завитинска, по ул. Степная, 2Г, обслуживаемой ООО «Тепловик». На момент осмотра склада специалистами администрации района запас топлива составил 40 тонн, что соответствует суточной потребности данной котельной (л.д.28).
07.12.2016 прокуратурой Завитинского района была проведена проверка исполнения ООО «Тепловик» законодательства о теплоснабжении в ходе прохождения на территории Завитинского района отопительного периода.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 30.01.2015 №5-пр/н «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию и нормативов создания запасов топлива на котельных на 2015 — 2016 годы» для котельных ООО «Тепловик» №2, 7, 9 определены нормативы создания запасов топлива (угля) на 2016 год: неснижаемый запас топлива - 0,268 тыс. тонн, общий запас топлива - 1,868 тыс. тонн, в том числе эксплуатационный - 1,600 тыс. тонн.
Вместе с тем, ООО «Тепловик» не приняты достаточные меры по обеспечению неснижаемого запаса топлива на котельных г. Завитинска, что создаёт угрозу бесперебойному теплоснабжению потребителей коммунальной услуги отопления г. Завитинска.
Так, в ходе проверки прокуратурой Завитинского района 07.12.2016 установлено, что на котельной №2 г. Завитинска нормативный запас топлива составляет - 105 тонн (при среднесуточном расходе топлива на котельной - 30 тонн в сутки), на котельной №7 г. Завитинска нормативный запас топлива составляет - 18 тонн (при среднесуточном расходе топлива на котельной – 7,5 тонн в сутки), на котельной №9 г. Завитинска нормативный запас топлива составляет - 85 тонн (при среднесуточном расходе топлива на котельной - 16 тонн в сутки) (акт прокуратуры Завитинского района Амурской области о результатах мероприятий по проведённой проверке от 07.12.2016) (л.д.5-7).
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В силу п. 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 N400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения в части производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведённой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведённой источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Приказом Минэнерго России от 22.08.2013 N469 утверждён Порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, которым установлены правила создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе, в отопительный сезон и распространяется на собственников и (или) иных законных владельцев тепловых электростанций.
Согласно п. 5 Приказа Минэнерго России от 22.08.2013 №469 владельцы тепловых электростанций, в составе которых есть ПГУ и (или) ГТУ, создают нормативный запас аварийного топлива. Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь и (или) торф, создают ОНЗТ, который состоит из ННЗТ, НЭЗТ, а также нормативного запаса вспомогательного топлива (НВЗТ).
В силу п.п. 21-22 Приказа Минэнерго России от 22.08.2013 №469 владельцы тепловых электростанций при учёте созданных запасов топлива учитывают топливо, которое фактически находится на складе (в хранилище) тепловой электростанции на первое число месяца, а также топливо, отгруженное владельцу тепловой электростанции для использования при производстве электрической и (или) тепловой энергии, количество которого не может превышать 15 % от ОНЗТ и НАЗТ. В случае, если на первое число месяца объём запасов топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции, составляет не менее 85 % от утверждённого уполномоченными органами ОНЗТ и НАЗТ, владелец тепловой электростанции обязан не позднее 10 числа соответствующего месяца довести объём фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции топлива до контрольных величин, рассчитываемых по формулам 1.1 и 1.2.
B соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" и пунктом 4.2.14.8 Положения о Министерстве энергетики РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N400, Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N377 утверждён Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).
Согласно п. 2 Порядка, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчётной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (п. 3 Порядка).
В силу п. 21 Порядка для расчёта размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твёрдому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.
В соответствии с п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России №170 от 27.09.2003, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твёрдого не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Исходя из требований п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
Таким образом, не принятие ООО «Тепловик» достаточных мер по обеспечению необходимого неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных №2,7,9 г. Завитинска может привести к остановке работы котельных и, как следствие, нарушению прав неопределённого круга лиц (собственников и владельцев жилых помещений) на предоставление коммунальных услуг отопления надлежащего качества и в необходимом объёме в отопительный период 2016-2017 гг.
Исходя из установленных обстоятельств дела, с учётом нормативно-правовой базы по вопросам теплоснабжения, суд приходит к выводу, что со стороны ООО «Тепловик» было допущено нарушение требований законодательства по созданию неснижаемого нормативного и эксплуатационного запаса топлива на котельных на 45 суток. Непринятие ООО «Тепловик» своевременных мер по созданию нормативного запаса угля для стабильной работы котельных №2, 7, 9 в период отопительного сезона в условиях резкого снижения температуры наружного воздуха может привести к возникновению чрезвычайной ситуации – остановке отопления из-за отсутствия запасов топлива, что может повлечь нанесение значительного финансового и материального ущерба, создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих, находящихся и работающих в помещениях, отапливаемых указанными котельными, следовательно, затрагиваются права и интересы неопределённого круга лиц.
Принимая во внимание, что отсутствие неснижаемого запаса топлива на котельных №2, 7, 9, может привести к созданию чрезвычайной ситуации, срыву отопительного сезона, прекращению теплоснабжения объектов, расположенных на территории г. Завитинска, в том числе объектов социального значения, суд считает требования прокурора Завитинского района к ООО «Тепловик» подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, принимая во внимание, что администрацией городского поселения «Город Завитинск» находящиеся в собственности муниципального образования городского поселения «Город Завитинск» котельная №2, расположенная по адресу: г. Завитинск, ул. Степная, 2 г, котельная №7, расположенная по адресу: г. Завитинск, ул. Луговая, 2 а, котельная №9, расположенная по адресу: г. Завитинск, ул. Пролетарская, 4, со всем оборудованием и сетями теплоснабжения переданы для эксплуатации ООО «Тепловик», которое взяло на себя обязательства по производству, передаче и реализации тепловой энергии потребителям с использованием указанных объектов, то суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований прокурора Завитинского района к администрации городского поселения «Город Завитинск» следует отказать.
Согласно ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учётом того, что нарушенные права граждан - жителей г. Завитинска на ежедневное бесперебойное снабжение тепловой энергией в силу своего характера в будущем не могут быть восстановлены, а также с учётом имеющейся реальной угрозы возникновения необратимых последствий в виде срыва отопительного сезона 2016-2017 гг., суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области, заявленные им в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц – жителей города Завитинска Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловик» и администрации городского поселения «Город Завитинск» о возложении обязанности на ООО «Тепловик» обеспечить в ходе прохождения отопительного периода 2016-2017 годов наличие неснижаемого нормативного запаса твёрдого топлива (угля) на котельных № 2, №7, №9 г. Завитинска Амурской области - удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тепловик» обеспечить в ходе прохождения отопительного периода 2016-2017 годов наличие неснижаемого нормативного запаса твёрдого топлива (угля) на котельных № 2, № 7, №9 г. Завитинска Амурской области в количестве, обеспечивающем работу котельных в течение 45 суток.
В удовлетворении исковых требований прокурора Завитинского района к администрации городского поселения «Город Завитинск» отказать.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме (17 января 2017 года).
Председательствующий Е.А. Песковец